#votum separatum#: Кого наказывает ФИФА?
Нарушение норм о переходе несовершеннолетних игроков
В феврале 2013 года испанские издания сообщили о том, что юный корейский футболист Ли Сеунг Ву отстранен от участия в официальных матчах на основании запрета ФИФА. Несколько дней спустя стало известно, что Ли не единственный игрок, который по мнению ФИФА перешел в «Барселону» с нарушением норм Регламента по статусу и переходам футболистов. Таким образом, запрет распространился также на других корейцев Паика Сеунг Хо и Янга Кел Хи, а также француза Тео Чендри, голландца Бобби Адеканье и камерунца Патриса Соусия.
Статья 19 - Защита несовершеннолетних
1. Международные переходы игроков допустимы только в случае, если игрок старше 18 лет.
2. Существуют три следующих исключения из этого правила:
a) родители игрока переезжают в страну, где находится новый клуб, по причинам, не связанным с футболом;
b) переход осуществляется на территории Европейского Союза (ЕС) или Европейской экономической зоны (ЕЭЗ), а возраст игрока составляет от 16 до 18 лет. В этом случае новый клуб должен выполнить следующие минимальные обязательства:
i) он должен дать игроку адекватное футбольное образование и/или подготовку, соответствующую высочайшим национальным стандартам;
ii) он должен гарантировать игроку высшее и/или школьное и/или профессиональное обучение и/или подготовку, помимо его футбольного обучения и/или подготовки, что позволит игроку, если он оставит профессиональный футбол, заняться другой, не футбольной, карьерой;
iii) он должен сделать все необходимое для обеспечения надлежащего ухода за игроком (оптимальный уровень жизни в принимающей его семье или в местопроживании, предоставляемом клубом, назначение клубом наставника и пр.);
iv) после регистрации такого игрока он должен предоставить соответствующей ассоциации подтверждение того, что он выполняет приведенные выше обязательства;
c) игрок проживает не далее 50 км от границы страны, и клуб соседней ассоциации, в котором хочет зарегистрироваться игрок, также находится в пределах 50 км от этой границы. Максимальное расстояние между местом жительства игрока и местонахождением клуба должно составлять 100 км. В таких случаях игрок должен по-прежнему жить дома, а две соответствующие ассоциации должны ясно подтвердить свое согласие.
3. Условия данной статьи применимы также к любому игроку, который до этого никогда не был зарегистрирован в клубе и не является гражданином страны, в которой он хочет зарегистрироваться впервые.
«Dura lex, sed lex». Или на понятном языке – «закон суров, но это закон». Или применительно непосредственно к этой ситуации – «нормы о переходах молодых игроков не выдерживают никакой критики, но пока они в силе, их нужно соблюдать». Вот почему я категорически против того, чтобы сваливать всю вину исключительно на ФИФА. Упомянутый выше регламент в подобном виде и с подобным содержанием появился не вчера и не позавчера, а около 10 лет назад. Клуб же на свой страх и риск все это время закрывал глаза на очевидные вещи, продолжая действовать по старинке, считая, что одно только имя Ла Масии в случае чего спасет от неприятностей. Другими словами, руководство «сине-гранатовых» слишком расслабилось, забыв о том, что недоброжелатели, коих у успешного клуба априори предостаточно, подстерегают каждый неосторожный шаг, внимательно собирая информацию обо всех просчетах и ошибках. И, в конце концов, они нанесли свой удар, отправив в ФИФА два анонимных заявления о предполагаемых нарушениях, что и вынудило начать проверку.
Говорится о том, что заявителями могли бы быть «Севилья» и «Валенсия», у которых «Барса» увела одних из лучших их воспитанников Анссумане Фати, Энрика Мартинеса и Абеля Руиса, но на самом деле это мог быть кто угодно. Факт остается фактом, ответственные за подписания лица не просчитали все возможные варианты и оказались абсолютно не готовы к тому, чтобы защищаться. Невнятные объяснения и вялые попытки инициировать изменения регламента уже после того, как все произошло, лишь подчеркивают непрофессионализм отдельно взятых персон и их полное фиаско.
Считаю, что не так уж и важно, чем закончится процесс. Быть может, клубу даже удастся добиться снятия запрета на трансферы, но уже за то, что упомянутые выше футболисты, а также, возможно, примкнувшие к ним американец Бен Ледерман, японец Таке Кубо и француз Кайс Руис сейчас не могут полноценно выступать за команду, ответственные за это представители «сине-гранатовых» должны понести соответствующее наказание.
Санкции ФИФА
Теперь, что касается самой Международной федерации футбола. Безусловно, сама статья 19 Регламента по статусу и переходам футболистов придумана во имя благих целей. Интересы детей необходимо защищать всеми силами. С точки зрения ФИФА «молодые футболисты легко подвержены эксплуатации в другой стране, когда нет надлежащего контроля. Этот конкретный факт делает еще более важной для спортивных организаций задачу защиты несовершеннолетних футболистов. Защита подобающего, здорового развития несовершеннолетнего игрока в целом должна быть приоритетнее чисто спортивных интересов». Собственно поэтому в статье и делается упор на то, что дети, приехавшие в чужую страну, либо должны жить вместе с родителями, либо в непосредственной близости (100 км) от своего дома, либо (достигнув как минимум 16-летия) хотя бы получить от клуба минимальные гарантии качественного нефутбольного образования и медицинских услуг.
Но что делать с юными игроками в ситуациях, когда нормы переходов уже нарушены? Чьи интересы защищает ФИФА, когда запрещает молодому парню играть в футбол, быть может, ломая его неокрепшую психику и дальнейшую карьеру? Ведь такой клуб, как «Барселона» в этой ситуации всего лишь теряет возможность вырастить очередного обладателя Золотого мяча. Причем, нет никаких гарантий, что в будущем кантерано станет лидером команды. Думаю, все, включая Йозефа Блаттера, прекрасно понимают, что большего всего страдают теряющие время и форму игроки, вынужденные с трибун смотреть на то, как их партнеры выходят на поле и отлично понимающие, что стали жертвой чьих-то закулисных игр. Так почему бы в таких случаях не переложить санкции исключительно на клуб, предусмотрев возможность того, что по исполнении определенных требований запрет на выступления снимается?
То же самое относится и к запрету на регистрацию новых футболистов в течение двух трансферных окон. Нет, безусловно, сама санкция имеет свое право на существование, но вступать в силу должна не ранее, чем с зимы 2015 года. И причина этому всего одна – больше всего опять же страдает не клуб, для которого год без покупок не станет смертельной трагедией, а игроки, с которыми уже была достигнута договоренность о переходе. И речь не только о немецком голкипере Тер Штегене или хорватском инсайде Алене Халиловиче. Известный факт, что на момент решения ФИФА «Барса» договорилась с более чем 20 молодыми ребятами, которые должны были летом пополнить различные молодежные категории «блауграны». Многие семьи уже наверняка решили все организационные моменты, связанные с жильем и переездом в столицу Каталонии. Так почему ни в чем не повинные люди должны на себе испытывать всю мощь решения Международной федерации футбола из-за противоправных действий клуба?
Резюмируя вышесказанное, если кто-то и должен нести наказания за нарушение Регламента по статусу и переходам футболистов, то это должна быть только «Барселона». Если санкции затрагивают тех, кого этот регламент призван защищать, то грош цена таким санкциям.
Путь к переменам
Во всей этой истории можно найти несколько положительных моментов…
Во-первых, едва ли «сине-гранатовые» еще раз попадут в подобную ситуацию. Теперь каждое новое приобретение наверняка будет внимательно планироваться и осуществляться с соблюдением действующего законодательства.
Во-вторых, еще прошлым летом было заметно, что руководители кантеры стараются лишний раз перестраховаться и отказаться от международных трансферов в пользу приобретения испанских игроков. С одной стороны, конечно, есть риск упустить какую-нибудь новую аргентинскую восходящую звезду, но с другой – гораздо больше шансов получат талантливые местные ребята. Причем, теперь можно окончательно спустить ногу с тормозов и вести себя еще более агрессивно за пределами Каталонии, активно переманивая молодежь из Андалусии, Валенсии, Астурии, Галисии, Страны Басков и даже Мадрида.
В-третьих, сейчас, когда дело получило столь широкий резонанс, гораздо легче инициировать изменения в Регламенте по статусу и переходам футболистов. ФИФА отлично понимает, что статья 19 далеко не так однозначна и что представители юных талантов, в числе которых находится и небезызвестный адвокат семейства Халиловичей Жан Луи Дюпон могут попросту закидать организацию исками. Один прецедент, и все перевернется с ног наголову. Так что, самое время господину Блаттеру опередить ситуацию, усовершенствовав противоречивые нормы.
Основной пункт, нуждающийся в корректировке, тот, который требует от родителей игрока переезда в страну, где находится новый клуб, по причинам, не связанным с футболом. Абсолютно архаическая норма, не имеющая ничего общего с текущим положением дел во всем мире. Зачастую именно фантастические задатки ребенка способны изменить в положительную сторону жизнь всей семьи. Так зачем лишать ее этой возможности? Если родители готовы пожертвовать всем ради светлого спортивного будущего своего чада, переехав с ним в страну, где находится новый клуб, этого уже вполне достаточно.
О втором пункте я уже упоминал выше, но повторюсь, что недопустима ситуация, при которой молодой игрок собственноручно отвечает за действия клуба, лишаясь игровой практики. Если для перехода футболиста будет достаточно того, чтобы с ним переехали его родители (неважно, по какой причине), то не станет проблемой разрешить ему выступления и тогда, когда родители перебрались в новую страну позже. То есть, если парень приехал один, то достаточно сделать предупреждение и дать определенный срок на устранение нарушения. В случае устранения запрет бы снимался, в противном случае уже можно было бы полностью блокировать выступления за клуб. При таком регулировании Ли, Янг и другие ребята уже давно бы снова стали получать радость от футбола. Разве не это является одной из главных целей ФИФА?
Причем, не стоит думать, что все клубы вдруг стали бы открыто игнорировать регламент и нагло использовать в свою пользу такую норму. За многочисленные грехи нарушитель подвергался бы более суровым санкциям – большие штрафы, запреты на трансферы, снятие очков и исключение из соревнований. Вряд ли нашлось бы много смельчаков опробовать на себе такие санкции, зная о неотвратимости наказания.
P.S. Мое мнение, разумеется, не является истиной в последней инстанции. Так что, буду очень рад увидеть и другие точки зрения на существующие проблемы. Приглашаю к дебатам!