Человек, который отменил Олимпийские игры

Сейчас, больше чем четверть века спустя, он все еще инкогнито. Меня он называет Сеней. В разговоре с ним не бывает лишних вопросов. Как ни крути, этот человек предсказал бойкот Олимпийских игр в Москве 1980-го за три с лишним года до их проведения. И я, как человек, множество раз бросавший государству вызов (но так ни разу и не добросивший), не мог упустить свой шанс. 

 

1

- Начну с главного вопроса русского патриота: чем вам так не нравились московские Олимпийские игры?

- Очень сложный вопрос. Я не знаю, как на него ответить. Ответ на него, наверное, есть – но он будет бессмысленным.

Загружаю...

Так что я скажу иначе – я написал стихотворение, в котором объяснил, почему игр не будет. Это стихотворение не «врага Олимпиады» - это стихотворение поэта. Почему именно Олимпийские игры? Ответ на это также длиной с километр. Проще ответить, почему я написал эти стихи - потому что я вообще писал стихи.

До того как стать темой стихотворения, Олимпиада стала темой некоего  спора. И это, опять же, уже не о спорте, а о споре. И вновь перед нами километры пленки и древней истории… Но, если сэкономить пространство и время в романе Маркеса «Сто лет одиночества», - начнем с исторического факта.

 

…нет, извините, вновь небольшая врезка: понимаете, Сеня, существует мнение, что человек в течение своей жизни должен сделать несколько обязательных вещей – родить ребенка, посадить дерево и… 

Построить дом.

- Построить дом. А я добавил бы сюда, на первое место, другую вещь – «вести дневник». Потому что вот это не-ведение дневника – то, о чем я более всего сожалею на свете. Я понимаю, что я человек, который, наверное, по психо-нервическим причинам и не мог бы вести дневник, но больше всего я сожалею, что этого я не сделал.

Почему жалею? Потому что наш с вами разговор был бы максимально упрощен. А так я вынужден вспоминать и, тем самым, обманывать. 

2

Итак, в октябре 76-го года я был приглашен на день рождения к Карине – родной сестре моего друга Бени. В моем стихотворении есть посвящение – этому самому Бене . 

Загружаю...

День рождения Карины, его сестры, младшей, сильно младше Бени. Ей тогда исполнялось лет 17-18. 76-й год. Вы, наверное, плохо знаете историю спорта – что тогда было? Были Олимпийские игры в Монреале. И, видимо, за столом пошел разговор характера: «Ну, вот теперь следующее место – Москва».

 

Сделаем еще одно отступление: я, как говорится, «не люблю учителей, но у меня есть очень близкие друзья учителя». Как классический антисемит, я говорю: «Я не антисемит – у меня есть друзья Кацман и Шульман». Точно так же – спорт, и все, кто им увлекаются. Конечно, у меня есть друзья, знакомые – и очень симпатичный интервьюер по имени Сеня. Мой друг Беня тоже за что-то там болеет. Мне никогда не было ни близко, ни понятно какое-то боление за команду – более того – жутко раздражает такое «всерьез» занятие спортом. 

Я занимался спортом. Вы мне только что задали очень хороший вопрос: «А занимались ли вы сами спортом?», - отвечаю, - «нет». Но я год занимался фехтованием, нечаянно занимался стрельбой на первом-втором курсе на физкультуре. Надо было зачет получить, а я был ответственным за зачет и носил ящики с портвейном в эту стрелковую секцию, чтобы всем двадцати девочкам группы выставляли зачет. И постреливал. И еще я раз в месяц обязательно выезжал на лошадях – но это был не спорт, это было удовольствие.

Это все ваше дворянское происхождение… Фехтование, стрельба, лошади.

Загружаю...

- Да, конечно. «Три мушкетера». Вы все заметили. Наверное, все это было, чтобы больше понравиться девушкам. Но к спорту это не имеет никакого отношения. Я это уже тогда воспринимал только как удовольствие, развлечение. И люди, которые от вечерней игры со мной в бадминтон переходили на каждодневное вечернее посещение кортов, чтобы играть лучше всех в дачном поселке, всегда вызывали мое удивление. Другое дело - выпить портвишку, поиграть в бадминтон, покурить. Все это вам придется потом очень гладко расшифровывать, между прочим.

3      

И вот – день рождения Карины. И, видимо, зашел разговор… И, видимо, меня этот разговор стал задевать – «Московские игры…» Где мы лучше, где мы хуже – где мы в жопе, где мы не в жопе. Это первая сторона. Вторая сторона – отношение к болельщикам спорта. Третья сторона – это «Архипелаг ГУЛАГ» почти прочитан. Гроссман – «Все течет». Ахматова. Мандельштам.

Вы ощущали некоторую обиду за то, что вот у вас Солженицын, а у них – спорт, вся эта туфта?

- Нет, не совсем. Мне трудно выбрать, что довлело. Как я помню – объясню, хотя, конечно, это уже, возможно, лишь фальшь позднейших воспоминаний.

Итак, Солженицын, Кафка, Бродский. Пильняк, Булгаков, Домбровский – все мы тогда читали одинаковые книги. И я помню, я заявил за столом нашим друзьям: «Никаких игр быть не может!». Заявил я это экспрессивно, я был тогда нервическим, руки мои были тоньше, сейчас же я толст. «Сюда не могут приехать, потому что здесь нет свободы слова, печати, диссиденты сидят, Солженицына выслали, Сахарова чморят. Экономика в попе, в стране латентный голод». Напомню, что никакого Афганистана тогда еще в помине не было. Все это были мои эмоции, просто набор слов от человека, который только-только стал читать всякую антисоветчину, человека исторически и филологически ориентированного. Самиздат и так далее. Конечно, это было стремление всех немножко подразнить.

Загружаю...

Отец именинницы (какой там я – вот это был действительно темпераментный человек, загорающийся с полоборота) сразу же покраснел, стал кричать. Если бы у него под рукой был автомат все, конечно, было бы кончено. Мы схлестнулись с ним. Я был назван «болтуном», «трепачом». Мне было сказано, что я ничего не знаю, что игры будут.

А сам-то он был болельщик?

-  Конечно, был. И есть. Еще какой. Но болеешь ли ты за «Спартак», за «Динамо» или через забор… - это было уже неважно в тот момент. И все. Произошел клинч. Спор. Ящик водки на ящик шампанского – пари на тему «Будут ли в Москве Олимпийские игры». Такова предыстория. 

4

И что же вы – пришли домой, сели и написали стихотворение?

- Я снова апеллирую к отсутствию дневника в своей жизни. Раньше я всем всегда указывал на дату «сентябрь 1976-го года», а здесь вот у меня написано «19 августа 1977-го года». Наверное, это не очень принципиально. Думаю, все-таки ближе к осени 76-го. Вспомнить невозможно, но я вам, Сеня, завещаю после своей смерти выступления на поэтических конференциях по этому вопросу. 

Я заранее хотел победить в этом споре и приготовил стихотворение в качестве (и вместо) аргумента. Конечно я про себя понимал, что без него мои шансы не особенно хороши. Поостыв, я понял, что некоторые приняли мою речь за футуролого-политологический вздор. Нужно было подготовить нечто для устного выступления в этой же компании – а потом и в других компаниях.

Понимаете, сижу я в этой Москве. Вспоминаю - «игры были в Хельсинки, Мельбурне, Токио, Мехико, Мюнхене, Монреале. И вдруг – Москва. Что еще за Москва? Что она делает в этом ряду?» Видимо мой градус антисоветскости не позволял мне смириться с тем, что здесь могут быть игры. Как сюда могут приехать люди со всего мира и делать вид, что здесь ничего не происходит? О спорт, ты мир!

Загружаю...

А есть ли здесь двойное дно – ко всему прочему, именно люди, вам духовно близкие, разделяющие ваши ценности, вдруг почему-то считают, что все это нормально, что Игры должны здесь быть и так далее?

- Я верил, что в той компании, мое слово (пусть даже мое слово) способно поколебать ситуацию, изменить мнение людей. Я этим стихотворением заявил позицию. Пускай и в шутливом тоне. Мне ведь никто не бил морду, не лез ко мне со словами: «Как так, Игры-то ведь будут…» Нет-нет. Ничего такого не было. И не могло быть – ведь это было пафосное и идейное произведение. И сотни людей, в разных компаниях внимавшие мне, рукоплескавшие мне воспринимали это стихотворение «на ура». Бывало, что мне приходилось читать его по 2, по 3 раза за вечер – приходили опоздавшие, и я снова читал.

Каким было общее отношение к Играм среди ваших слушателей? Они разделяли ваше негодование или, как это бывает со спортивными болельщиками, они как-то вычленяли ее из всей остальной, довольно невеселой, действительности?

- Темы Игр как таковой не было. Об «Олимпийских играх» в основном говорил я, или говорили в связи со мной-любимым. Мы обсуждали что угодно – но не это. Могло быть иногда – кто-нибудь отходил в сторону: «сегодня «Спартак» с «Динамо», мы там посмотрим, кто гол забил…». Это вызывало мое безусловное презрение.

То есть, вы собрали на себя все внимание, предназначенное Олимпиаде?

- Именно. Гениальный ход. 

5

Несколько уточняющих вопросов по тексту стихотворения. Чтобы я мог щегольнуть этим на будущей конференции. Первая отсылка к книге Амальрика – это касалось книги «Доживет ли СССР до 1984 года?»?

- Безусловно. Мы тогда только ее прочитали и были абсолютными фанатами. Я помню, мы сидели на диванчике, передавали друг другу текст, читали через плечо, и нам эта вещь очень нравилась. Мы ее приняли полностью.

Загружаю...

Оттуда ваши размышления о китайской угрозе?

- Разумеется. В то время это была общая вещь. Не то, что бы в нее кто-то всерьез верил, но говорили о ней много. И Амальрик этот образ мастерски использовал. 

Поэтому здесь возникает эта тема, а не более очевидная, что «нас сошлют в те самые места…»?

- Я счел, что поступил более тонко, соединив две этих темы. Апеллировать к Амальрику, а не к диссидентам, которые сидели в тот момент в лагерях. Рисовать картину, которая была бы более антиутопической. Таков был мой поэтический язык. Таким уж я владел. Владел я им так, что мне было удобнее воспользоваться готовым нарративом Амальрика, его опоэтизировав, пересказать.

Следующий кусок - это уже газетный стиль, смена регистра. Понятно, что в газетах все врут, но мы сидели с газетами и пытались читать между строк. Все это шло на фоне «ударных строек Олимпиады» - точь-в-точь как сейчас в Сочи. Все это пропагандировалось, об этом говорили радио и телевидение.

Было ли ощущение, что Олимпиада станет чем-то вроде фестиваля молодежи и студентов? Что приедут западная культура и деньги?

- Конечно, повсюду тиражировалась идея, что Олимпиада – это выгодно. Сегодня-то мы с вами знаем, насколько она выгодна. А тогда подспудно считалось, что и «валютки мы заработаем», «наварим на Играх, как это делают в мире капитала».

Затем снова возникает тема «бараков». Они все-таки наши или китайские?

- По тексту получается так, что вроде наши, но китайцы поставят над ними забор еще повыше. Свою китайскую стену. Амбивалентность, знаете ли. В то время гонения на Солженицына уже набрали полный ход. И надо всеми нами властвовал его «Архипелаг ГУЛАГ». И я не считал должным брать эту серьезную ноту – диссидентство, лагеря – я считал дурновкусием шуточные стихотворения на такие темы.

Загружаю...

Дальше – апофеоз ужаса. И, кажется, здесь уже должно быть понятно, что в китайскую угрозу вы сами не верите.

- Даже проще. Все дело в том, какими строчками стихотворение заканчивается. Какими строчками оно заканчивается?

Теми же, которыми и начинается.

- Именно. Это главное. А все что внутри – неважно. Я мог снять штаны и показать всем голый зад и сказать: «поэтому не будет».

Акционизм.

- Да. Я воспользовался Амальриком (который, замечу в скобках, был самоироничен). Мы с ним были люди остроумные.

И все-таки ближе к концу вы вернулись к советской повседневности того времени.

- Да, я счел это необходимым. Пафос того дня тоже был мне нужен. Как Уссури, Калашников, БАМ и все остальное.

БАМ тогда уже превратился в анекдот? Последний большой почин на манер старых починов, «приезжай ко мне на БАМ – я тебе на рельсах дам» и все такое?

- Конечно. Частушки. Это как раз то, что вызывает смех и пренебрежение. Понимаете, как и во всяком большом произведении… Я счел возможным быть умнее. Гнусь колхозов и так всем очевидна. Мы уже были людьми поднаторевшими. Мы понимали, что главное зло – сталинская индустриализация, погубившая страну. А «бамы» и «камазы» - их наследие. По мелочам я не разменивался, а смотрел сразу в корень. Легкую промышленность я в учет не брал. Это была дань общей антисоветскости. Должен же я был правильно позиционировать себя перед слушателем и читателем. Дать актуалки. Я еще специальным образом, «в нос» это читал. Под Бродского. Зависело от степени выпитого.

6

Какова была ваша модель чтения? В какой момент вечеринки – в начале или в конце, была ли вам нужна специальная прелюдия?

- Тут наш разговор уходит в сторону. Здесь нужно выяснить, кто такой я. Поэт. У меня была некая жизненная роль, она называлась «писание стихов». Это было важно. Без этого все было бы по-другому. Очень редко, «к случаю», я писал стихи. Это были стихи определенного рода. Сборище, день рождения, пьянка, гости. И, соответственно, «Почитай стихи!». Кто-то рассказывает анекдоты, кто-то пьет одними зубами водку, кто-то ведет девушку в угол, а я писал стихи. У всех своя функция. Это мы с вами потом вычеркнем.

Загружаю...

Читалось это стихотворение не просто сотни раз. Тут нужно умножить – вот сколько было с 77-го года дней рождений, встреч, случайных сходок – умножьте на эту цифру. Года примерно до 86-го. Естественно, и после игр. Годы ведь над шедеврами не властны.

Издавать или сам-издавать вы его не пытались?

- Был такой анекдот. Некий Женя С. после учебы отправлялся на практику в Женеву. Редкий случай – у него была очень чистая анкета, его выпускали. Студент Иняза, а биография стерильная. Перед отъездом он со мной встречается, говорит: «Слушай, напиши мне свои стихи», а я ему: «прости, старик, сейчас времени нет – вернешься, напишу». Оказалось, он хотел его там, не говоря мне, опубликовать в каком-то эмигрантском журнале. А Женя был такой абсолютно крутой антисоветчик.

7

А ближе к Играм, когда пошли слухи, а потом стало известно про бойкот?

- Я стал его читать по 4 раза за вечер. Перед играми была кульминация.

Вы чувствовали себя пророком?

- Ну а то. Конечно чувствовал. Было уже неважно, будут они или нет. Чем ближе к играм – тем смешнее, актуальнее это было.

И вот, первый день Игр. Почему вы не читали свои стихи в «Лужниках», на открытии в большой микрофон?

- Я читал на даче. Мы снимали на отдыхе дачу. Я сидел у телевизора, он вообще не работал. Если только его поставить вниз головой, закрыть все двери, антенну вытащить на улицу – появлялись какие-то блеклые силуэты. И вот – вижу, знамена. Я сидел с блокнотиком и записывал, кто не приехал на Игры. Я с тех пор запомнил, яркое изображение и голос: «Выходит команда Южной Родезии!», и знамя несут, 20 белокурых бестий из хоккея на траве. Стройные, как на подбор. Куда они потом делись – это надо спрашивать Роберта Мугабе. Тогда это была страшная экзотика, я хохотал. Мне, как бывшему филателисту, это было особенно смешно.

Загружаю...

И вот, считаю я в столбик: «Америка» - пфф! «Англия» - пфф! ФРГ – пфф! Кто-то несет Олимпийские знамена – меня это вообще не волнует, мало ли самозванцев? Какие-то проститутки европейские все-таки приехали, конечно.

И дальше была встреча, разбор полетов. Была присуждена ничья. Мой аргумент был – «без серьезных соперников Игры – не игры, а с ГДР это просто спартакиада трудящихся». Это спорно, но было признано, что я не проиграл. Олимпиада была недоделанная. Частичный бойкот оставил мое стихотворение в силе. Оно продолжало жить до перестройки, когда начались совершенно другие проблемы.

 

8 

А в чем все-таки был фокус этого стихотворения? Я понимаю, почему весело читать про присутствующих, почему весело читать про девушек. Но почему важно читать про Игры, если в компании никто этими играми не интересуется?

- Я общался с весьма определенным кругом людей. Естественно, были компании – на работе, еще где-то, где я это стихотворение не читал. В остальном – я был в кругу единомышленников. Мы были настолько едины, что сегодня это бы вам показалось даже смешно. Мы могли лет в 17 расколоться, перестать общаться по принципу «Тебе кто больше нравится: Окуджава или Галич?». Окуджава – оппортунист, конформист. Его поют необязательно гневные антисоветчики. А вот если тебе нравится Галич – то ты на 100 процентов свой. Так что компании были проверенные, им это слушать было важно.

Загружаю...

А те парни, которые вдруг встают и уходят посмотреть, как играют «Спартак» и «Динамо» - они не вызывали такого раскола? Не казалось ли это какой-то глупой, чуждой вещью?

- Нет, я, к сожалению, вынужден констатировать, что спортом болели всякие люди. Кто-то любит вино, кто-то водку – а вот некоторые почему-то любят самогон. Вонючий. Так вот это те, кто болели за спорт.

А как вам целый пласт людей, наверное, и вашего круга тоже, которые сознательно болели против СССР в спорте? Вам такие встречались?

- Да я сам болел всегда против. «Чехословакия – СССР», - понятно, что ты будешь за чехов. Это можно было даже посмотреть.  Не буду врать, в середине 90-х я вдруг неожиданно себя поймал на том, что радуюсь победе российской команды. Я превратился, нет, не в болельщика, но в лояльного человека. На таком обыденном уровне. Но только в 90-е. Сейчас этим похвастаться я уже не могу.

А в 70-е все было проще?

- Я был идеологически выверенный человек. То есть, разумеется, я был трусом, который сидел на кухне, и так далее. Моя философия была исключительно: «хороший коммунист – не очень живой коммунист».

А за США вы могли бы болеть тогда?

- Разумеется, о чем разговор.

А в шахматах, где было столько уехавших?

- И тут, само собой. Нет, я мог, конечно, и за Таля поболеть – потому что знакомые говорили, что Таль – свой в доску. Хороший мужик. Вот по этому принципу. А уж про Корчного и говорить нечего. Карпова мы называли… ух, не хочу даже вспоминать.

Суровое было время.

- Идеально это настроение передает фильм Балабанова «Груз 200». 1984, 1985 годы – это мне абсолютно близко. Просто калька с моих ощущений того времени. Я весь этот советский спорт видел в белоснежных тапочках и дубовых гробах.

Загружаю...

Эстетически вас это не занимало?

- Я люблю четвертьфиналы и полуфиналы футбольных чемпионатов мира. Не финалы – там уже другая игра: усталость, случайности, это уже не состязание. А до того – гамбургский счет, я себе так его придумал. Я и в поэзии человек разборчивый. Таких читал, а этаких – нет. И в спорте – 4 года жду, а смотрю 2 дня. 

А женщины у вас там бывали – спортом интересующиеся?

- Одна из десяти – максимум. Все-таки, спорт, на 99 процентов – это другие социумы. Бывало, конечно, чтобы какой-нибудь выдающийся переводчик с санскрита не отрывался от футбола по телевизору. Бывало. Но это исключение. А так, если кто-то болел за спорт – это было если не выпендрежем, то этаким оригинальничаем. Люди, которым я смотрел в рот, люди, которые были для меня авторитетом – там никакого спорта быть не могло. Чтобы человек вот так вот встал и сказал – «извините, ребята, пойду болеть!», - это было исключено.

Институтские друзья, сверстники – те могли включить, посмотреть. Но тоже в смысле стеба скорее. Мол, вот мы «как народ», «водку же одну с ними пьем» и так далее, «и команды у нас с ними общие». 

А в случае личного общения с девушкой, вот этот спортивный барьер, он мог сыграть свою роль? Крайних примеров я не беру, речь идет именно о девушках из условно «вашей» компании.

- Ну разумеется. Вообще, при соблазнении даже некий пьяный Икс, который вообще не проходил мимо чего-либо, способного надеть на себя юбку, и то, он хватал за руку, прижимал девушку к углу и спрашивал: «А ч-ч-читали ли вы Кьеркегора?» Девушка должна была ответить, наверное – «Нет, только Ясперса» - это, в целом, годилось. Дальше все зависело от хитрости девушки – она могла не знать, кто такой Кьеркегор и никогда не читать Кафку. Но главное было (она тоже это прекрасно понимала) – сделать лицо. А то бы ее бортанул не просто этот козел прыщавый – она в компании была бы никто. Если нравится компания – она просоответствует.

Загружаю...

Ладно девушка - уже в 80-е годы в каких-то кругах я не мог признаться, что мне нравятся Фриш и Дюрренматт – это было уже низковато.

Девушка тоньше, она более умна, тонка, дипломатична. Она не пьет за вечер столько, сколько молодой человек, особенно в 70-е годы. Она не дура и не ретроградка, какой уж там спорт? Были чисто поведенческие табу.

Чем яростнее вы весь этот спорт отторгаете, тем загадочнее звучит ваше стихотворение. Когда вы перестали его читать и почему?

- В 80-е годы постепенно все стали отходить от реальности совсем. Все диссиденты, (те, кто по честному), в большинстве своем были уже сидевшие. А люди верующие, люди философского склада – они вообще были от всего этого далеки. Я думаю, в 1986-м это стихотворение уже было неуместно. Бессмысленно. И тем более «разговоры про спорт». И «Амальрик», и «китайская угроза», и «гибель СССР» - об этом уже не нужно было говорить. Впрочем, нет. Поговорить о гибели СССР всегда можно.

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Пни лежачего
Популярные комментарии
Алексей Астахов
бред сивой кобылы
zaarus
это аллюзия на тему? или все же реальная история?
Wake Up
мерзкая личность
Еще 4 комментария
7 комментариев Написать комментарий