Европейское кино - «Valmont» Милоша Формана

Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).

  Намедни мы так много говорили об умении писать, что сам собой вспомнился самый знаменитый  эпистолярный роман XVIII века.

Догадались? Ну, конечно же это он:

                                                                   Шодерло де Лакло...

                                                                                                        

Загружаю...

                                                              ...и его "Опасные связи".

Эпистолярный роман... Сегодня  трудно представить, чтобы чья-то переписка могла бы потянуть на  книгу, чей тираж в две тысячи экземпляров разошелся мгновенно, что потребовало немедленного переиздания. Роман передавался из рук в руки - им зачитывались...

А теперь сами подумайте - ну какая может быть острота у СМСки или у откровения, скинутого на мыло? Вряд ли  нынешняя переписка может заслужить столь долгий читательский интерес, если представить её опубликованной.

Но тогда! Интриги и заговоры, переписка, тайные адюльтеры и мезальянсы были главным развлечением света. Была даже выведена модная жизненная  философия дворянского сословия Галантного века: 

Так как жизнь — только коротенькое путешествие, то следует совершить его как можно комфортабельнее и веселее. Для этой цели необходимо игнорировать, как будто они не существуют, все осложнения, которые могут помешать этому удовольствию.

 Проще говоря -  Fais le bien (Делай это хорошо). Этот девиз мог бы сиять на потолке любого алькова, и он и  в самом деле сверкал в небе  Парижа и умах элиты не только тогда, а гораздо позже - Коул Портер не даст соврать

                                                      Paris — «Let’s Do It, Let’s Fall in Love» 

1

Загружаю...

 Но, вернемся в Галантный век..

Имея в своём распоряжении самых разных героев, отличающихся друг от друга  социальным положением и воспитанием,  возрастом и нравственными устоями,  интеллектом, эмоциональностью, непосредственностью  и бог знает чем ещё, - де Лакло наделяет каждого своей неповторимой манерой говорить. Хотя формат и отнимает у де Лакло возможность дать нам портреты персонажей, он замечательно рисует нам их сквозь призму речи. 

Надо сказать, что письменная речь того времени витиевата и слегка тяжеловесна, но к ней быстро привыкаешь. Зато как интересно начинается интрига:

"Граф де Жеркур на свою беду имел нелепое предубеждение в пользу монастырского воспитания и еще более смехотворный предрассудок насчет какой-то особой скромности блондинок» — так дословно написано в романе рукой маркизы де Мертей.

Красивая и жестокая история о страсти, любви, предательстве, обмане  -  на самом деле это  ещё одна попытка понять  суть мужской и женской натуры, - если убрать все навороты, как сейчас бы сказали.

Мадам де Мертье и виконт де Вальмон -  союз  незаурядной интриганки и молодого, блестящего кавалера и ловеласа  вызывает куда  больше вопросов, чем  это может показаться сначала...

                              "Опасные связи" экранизировал Роже Вадим (1959)

                            

Загружаю...

У Вадима  маркизу играла великолепная Жанна Моро (себя сыграла, как по-мне), а  Вальмон - последняя, "лебединая"  песня Жерара Филипа и сыграл он блестяще.

(Чтобы заинтриговать вас ещё больше, скажу, что здесь снялся Борис Виан. Да, да - тот самый, что написал "Пену дней". Так что сможете воочию увидеть и эту грань его таланта )

                           "Опасные связи" англичанина Стивена Фрирза (1988)

                           

Гленн Клоуз  вошла в роль  маркизы настолько органично, что её даже в конце пожалеть не хочется. Она продемонстрирует нам весь богатый арсенал высшей стервы.

Там есть все: поразительно-изощрённые многоходовые комбинации, злоба и коварство, а столько холодного расчета и умения  использовать человеческие слабости в своих интересах не часто встретишь  даже в мире "акул бизнеса", а не  только в области нежных чувств.  Впрочем,  как и полную неспособность любить. Причем она  не просто неспособна любить, но и полностью в этом не нуждается.

Тем не менее, собственная неполноценность, пусть и неосознанная, вынуждает её яростно нападать на тех, у кого и чувства неподдельные, и, что ещё важнее - чистота и благородство настоящие.

Загружаю...

( Мдаа..Таких мадам и сейчас полно  и не только мадам. Ну не любят люди, когда у кого-то вдруг получается чистая и большая любовь на сеновале - обязательно испохабят)

                                                   А вот и они - цвет парижского бомонда                                                                                   2

 Милош Форман снимал своего "Вальмона" почти одновременно с Фрирзом и, как обычно, сделал все по-своему. Это не столько экранизация, сколько то, что называется "по-мотивам"...

Не знаю,  кому как, но мне Вальмон Колина Ферта кажется лучшим из всех, кого видел, включая "Жестокие игры".

Его виконт, до поры  до времени - натуральный  Дон-Жуан. Помните у Пушкина?

Как рано мог он лицемерить, таить надежду, ревновать, Разуверять, заставить верить, казаться мрачным, изнывать, Являться гордым и послушным, внимательным иль равнодушным. Как томно был он молчалив, как пламенно красноречив, В любовных письмах как небрежен...

Одним дыша, одно любя, как он умел забыть себя!

Загружаю...

( В общем - "Мальчик резвый, кудрявый, влюбленный..." )

3

 У Формана необычайный талант снимать кино в такой манере, которая не оставляет тяжелый осадок после просмотра, но, тем не менее, задевает душу.

Он по-своему раскрыл нам образы злодейской парочки . У Формана они  такие обаятельные  и обворожительные, что  не удивляешься, почему все герои так тянутся к ним. Тот случай, когда зло не обязательно выглядит уродливо, а напротив является в притягательном и красивом обличье, как и  ненависть, надежно скрытая под светской улыбкой.

Милошу Форману лучше всех удалось передать атмосферу, царившую в то время - легкую, блестящую, наполненную жизнью, которая фонтанировала бесконечной чередой развлечений, интриг, дуэлей и балов.

Маркиза у Аннет  Беннинг здесь не так однозначна и тем опасней. Вальмон был близок ей, но  не как объект возможного чувства, а как невольный сообщник, адепт той же больной идеологии...Но и там не все так просто:

Нам не следует быть врагами, а только друзьями, добрыми друзьями. — Не только… — Любовниками? — Не только… — Вы же не сделаете мне предложение? — А если сделаю?

Загружаю...

Мог бы стать другим любимец женщин Вальмон? Мог - по-крайней мере Ферт его играет таким. От молодого Ферта  поначалу просто исходит волна сексуальности и порока...

4

Между тем, у Лакло нет героя или злодея, как такового. Его персонажи — носители тех или иных пороков общества, но одни следуют им осознанно, а другие подпадают под их влияние в силу слабости характера или недостатка жизненного опыта.

 Вальмон у Милоша Формана дает каждой женщине то, что нужно именно ей, его оружие не шантаж и насилие, а тонкое понимание женской души, что особенно видно в сцене танца с четырьмя женщинами. Так бы и порхал по жизни наш кавалер, если бы не столкнулся с чем-то настоящим, с которым он не смог справиться.

Загружаю...

- Зачем вы здесь, мадам? – вопрос Вальмона звучал цинично. Он и сам не понимал, насколько глубоки чувства мадам де Турвиль. – Вы хотите, чтобы я лгал вам? - Да. 

Рано или поздно каждому встретится та - единстванная, что не похожа на других. Потому-то и  дуэль Вальмона больше похожа на самоубийство, чем наоборот... Ну, по-крайней мере в этом фильме.

5

 А по-моему виконты Вальмоны, Дон Жуаны и Казановы необходимы - без них мир станет пресным, разве нет?

Больше об актерах найдете здесь - http://kino.moy.su/publ/1-1-0-19

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Ars longa vita brevis
Популярные комментарии
stellabelle
Хмм, я бы нет) Мне он внешне не нравится) Но играет он отлично) В том то и дело, что Колин тогда был СЛИШКОМ молод, это, как минимум противоречит первоисточнику
Ответ на комментарий Kosta
Ну, это для Вас. Вы бы польстились на Вальмона Малковича? Вальмон Ферта молод и азартен. Не забудьте, что там пари своеобразное имело место, а маркиза - опытна и хитра. И в то время был настоящий культ женщин - русские дворяне его тоже не избежали. Тогда и Пушкин тот же жуир.
stellabelle
Да у меня он вообще один из любимейших актеров, и внешне я от него балдею) Очень я рада. что хоть и не в слишком молодом возрасте, увы(( но его таки оценили и киноакадемики) Но Малкович как актер сильнее, харизматичнее
Ответ на комментарий Red Girl 19
Он не только мистер Дарси - он еще Король Англии)) А Колин Ферт всегда вызывает у меня симпатию даже если играет отрицательные или противоречивые роли. У него такие глаза... добрые. Обе экранизации хороши, но Ферту в роли Вальмона я верю больше.
stellabelle
Ферту можно ничего и не говорить, а только смотреть :)) __ Вот это верно) Прям в точку)))
Ответ на комментарий Red Girl 19
Для меня самая лучшая роль Малковича в фильме Быть Стенли Кубриком. Ферт и Малкович слишком разные в этой роли у каждого свои плюсы и минусы. Ферту можно ничего и не говорить, а только смотреть :))
Еще 75 комментариев
78 комментариев Написать комментарий