Европейское кино - «Valmont» Милоша Формана
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
Догадались? Ну, конечно же это он:
Шодерло де Лакло...
...и его "Опасные связи".
Эпистолярный роман... Сегодня трудно представить, чтобы чья-то переписка могла бы потянуть на книгу, чей тираж в две тысячи экземпляров разошелся мгновенно, что потребовало немедленного переиздания. Роман передавался из рук в руки - им зачитывались...
А теперь сами подумайте - ну какая может быть острота у СМСки или у откровения, скинутого на мыло? Вряд ли нынешняя переписка может заслужить столь долгий читательский интерес, если представить её опубликованной.
Но тогда! Интриги и заговоры, переписка, тайные адюльтеры и мезальянсы были главным развлечением света. Была даже выведена модная жизненная философия дворянского сословия Галантного века:
Так как жизнь — только коротенькое путешествие, то следует совершить его как можно комфортабельнее и веселее. Для этой цели необходимо игнорировать, как будто они не существуют, все осложнения, которые могут помешать этому удовольствию.
Проще говоря - Fais le bien (Делай это хорошо). Этот девиз мог бы сиять на потолке любого алькова, и он и в самом деле сверкал в небе Парижа и умах элиты не только тогда, а гораздо позже - Коул Портер не даст соврать
Paris — «Let’s Do It, Let’s Fall in Love»
Но, вернемся в Галантный век..
Имея в своём распоряжении самых разных героев, отличающихся друг от друга социальным положением и воспитанием, возрастом и нравственными устоями, интеллектом, эмоциональностью, непосредственностью и бог знает чем ещё, - де Лакло наделяет каждого своей неповторимой манерой говорить. Хотя формат и отнимает у де Лакло возможность дать нам портреты персонажей, он замечательно рисует нам их сквозь призму речи.
Надо сказать, что письменная речь того времени витиевата и слегка тяжеловесна, но к ней быстро привыкаешь. Зато как интересно начинается интрига:
"Граф де Жеркур на свою беду имел нелепое предубеждение в пользу монастырского воспитания и еще более смехотворный предрассудок насчет какой-то особой скромности блондинок» — так дословно написано в романе рукой маркизы де Мертей.
Красивая и жестокая история о страсти, любви, предательстве, обмане - на самом деле это ещё одна попытка понять суть мужской и женской натуры, - если убрать все навороты, как сейчас бы сказали.
Мадам де Мертье и виконт де Вальмон - союз незаурядной интриганки и молодого, блестящего кавалера и ловеласа вызывает куда больше вопросов, чем это может показаться сначала...
"Опасные связи" экранизировал Роже Вадим (1959)
У Вадима маркизу играла великолепная Жанна Моро (себя сыграла, как по-мне), а Вальмон - последняя, "лебединая" песня Жерара Филипа и сыграл он блестяще.
(Чтобы заинтриговать вас ещё больше, скажу, что здесь снялся Борис Виан. Да, да - тот самый, что написал "Пену дней". Так что сможете воочию увидеть и эту грань его таланта )
"Опасные связи" англичанина Стивена Фрирза (1988)
Гленн Клоуз вошла в роль маркизы настолько органично, что её даже в конце пожалеть не хочется. Она продемонстрирует нам весь богатый арсенал высшей стервы.
Там есть все: поразительно-изощрённые многоходовые комбинации, злоба и коварство, а столько холодного расчета и умения использовать человеческие слабости в своих интересах не часто встретишь даже в мире "акул бизнеса", а не только в области нежных чувств. Впрочем, как и полную неспособность любить. Причем она не просто неспособна любить, но и полностью в этом не нуждается.
Тем не менее, собственная неполноценность, пусть и неосознанная, вынуждает её яростно нападать на тех, у кого и чувства неподдельные, и, что ещё важнее - чистота и благородство настоящие.
( Мдаа..Таких мадам и сейчас полно и не только мадам. Ну не любят люди, когда у кого-то вдруг получается чистая и большая любовь на сеновале - обязательно испохабят)
А вот и они - цвет парижского бомонда
Милош Форман снимал своего "Вальмона" почти одновременно с Фрирзом и, как обычно, сделал все по-своему. Это не столько экранизация, сколько то, что называется "по-мотивам"...
Не знаю, кому как, но мне Вальмон Колина Ферта кажется лучшим из всех, кого видел, включая "Жестокие игры".
Его виконт, до поры до времени - натуральный Дон-Жуан. Помните у Пушкина?
Как рано мог он лицемерить, таить надежду, ревновать, Разуверять, заставить верить, казаться мрачным, изнывать, Являться гордым и послушным, внимательным иль равнодушным. Как томно был он молчалив, как пламенно красноречив, В любовных письмах как небрежен...
Одним дыша, одно любя, как он умел забыть себя!
Загружаю...
( В общем - "Мальчик резвый, кудрявый, влюбленный..." )
У Формана необычайный талант снимать кино в такой манере, которая не оставляет тяжелый осадок после просмотра, но, тем не менее, задевает душу.
Он по-своему раскрыл нам образы злодейской парочки . У Формана они такие обаятельные и обворожительные, что не удивляешься, почему все герои так тянутся к ним. Тот случай, когда зло не обязательно выглядит уродливо, а напротив является в притягательном и красивом обличье, как и ненависть, надежно скрытая под светской улыбкой.
Милошу Форману лучше всех удалось передать атмосферу, царившую в то время - легкую, блестящую, наполненную жизнью, которая фонтанировала бесконечной чередой развлечений, интриг, дуэлей и балов.
Маркиза у Аннет Беннинг здесь не так однозначна и тем опасней. Вальмон был близок ей, но не как объект возможного чувства, а как невольный сообщник, адепт той же больной идеологии...Но и там не все так просто:
Нам не следует быть врагами, а только друзьями, добрыми друзьями. — Не только… — Любовниками? — Не только… — Вы же не сделаете мне предложение? — А если сделаю?
Загружаю...
Мог бы стать другим любимец женщин Вальмон? Мог - по-крайней мере Ферт его играет таким. От молодого Ферта поначалу просто исходит волна сексуальности и порока...
Между тем, у Лакло нет героя или злодея, как такового. Его персонажи — носители тех или иных пороков общества, но одни следуют им осознанно, а другие подпадают под их влияние в силу слабости характера или недостатка жизненного опыта.
Вальмон у Милоша Формана дает каждой женщине то, что нужно именно ей, его оружие не шантаж и насилие, а тонкое понимание женской души, что особенно видно в сцене танца с четырьмя женщинами. Так бы и порхал по жизни наш кавалер, если бы не столкнулся с чем-то настоящим, с которым он не смог справиться.
- Зачем вы здесь, мадам? – вопрос Вальмона звучал цинично. Он и сам не понимал, насколько глубоки чувства мадам де Турвиль. – Вы хотите, чтобы я лгал вам? - Да.
Рано или поздно каждому встретится та - единстванная, что не похожа на других. Потому-то и дуэль Вальмона больше похожа на самоубийство, чем наоборот... Ну, по-крайней мере в этом фильме.
Больше об актерах найдете здесь - http://kino.moy.su/publ/1-1-0-19