Самый почтительный пост - Великолепная Фаина Раневская!

Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).

  Гороскопы - дело тонкое, как Восток...

Вот Фанни Гиршевна Фельдман родилась 15 (27 августа 1896г.)  - стало быть, Дева по гороскопу.

(Сразу попрошу людей, не любящих евреев, не беспокоиться...)

Фанни Гиршевна Фельдман - это Фаина Георгиевна Раневская, которую даже дети знают по фильму "Золушка" и просто не хочется даже думать, что кто-то может не любить такую гениальную актрису и необыкновенную личность.

Но, вернемся к гороскопам - что же пишут? А вот что:

Большинство Дев привлекательны внешне и могли бы быть попросту неотразимы, если бы захотели. Но людям этого знака свойственно держаться в тени, не привлекать к себе внимания, поэтому их часто недооценивают, особенно те, кто плохо знает

Загружаю...

Фаина Георгиевна была Великой актрисой и уж держаться в тени - это было явно не про неё, но вот неотразимой она была...И чем старше она становилась, тем неотразимей делалась, как по-мне.

У многих её имя ассоциируется (как правило) с её остроумными высказываниями, но так ли уж хорошо мы знаем, какой она была на самом деле?

                                

Свою фамилию «Фельдман» Фанни сменила на «Раневскую» после того, как её сравнили с одноименной героиней пьесы Чехова «Вишнёвый сад». Сравнение, по-видимому, пришлось ей по нраву, да и вообще иметь фамилию, оканчивающуюся на «-ман», в СССР  -  негласно считалось не комильфо.

А  свою автобиографию советских времен Раневская вообще начала очень непритязательно: «Мой отец был небогатый нефтепромышленник»

(Многие забывают, что Фуфа - как её называли в театре - осталась в России, хотя могла  бы  уехать вместе с остальной семьей и прожить без забот всю оставшуюся жизнь. Любовь к театру перевесила все доводы рассудка и  рассорила её с семьей)

Но лучше, чем она сама - никто не расскажет:

...В пять лет была тщеславна, мечтала получить медаль за спасение утопающих... У дворника на пиджаке медаль, мне очень она нравится, я хочу такую же, но медаль дают за храбрость - объясняет дворник.

Теперь медали, ордена держу в коробке, где нацарапала: "Похоронные принадлежности".   

Загружаю...

 Актрисой себя почувствовала в пятилетнем возрасте. Умер маленький братик, я жалела его, день плакала. И все-таки отодвинула занавеску на зеркале - посмотреть, какая я в слезах.

    В детстве я увидела фильм, изображали сцену из "Ромео и Джульетты". Мне было 12. По лестнице взбирался на балкон юноша неописуемо красивый, потом появилась девушка неописуемо красивая, они поцеловались, от восхищения я плакала, это было потрясение...

В театральную школу принята не была - по неспособности.     

Восхитительная Гельцер устроила меня на выходные роли в летний малаховский театр. Представляя меня антрепризе театра, Екатерина Васильевна сказала: "Знакомьтесь, это моя закадычная подруга Фанни из перефилии" 

Она прожила очень долгую жизнь – если считать “по головам правителей”, то в этот отрезок времени вместятся несколько эпох: Ленин, Сталин, Хрущев, Брежнев...

Увы, но и  кино любило ее только в качестве “характерного персонажа”. Почему? Тогдашний министр кинематографии Большаков так объяснял причину в официальном, заметьте, письме: “Семитские черты Раневской очень ярко выступают, особенно на крупных планах”

                                                                        "Подкидыш"

                            1 

Загружаю...

Бессмертную фразу - Муля, не нервируй меня!, - Раневская придумала сама, но кто знает, сколько раз она потом об этом пожалела?

Фраза преследовала Раневскую до конца её дней, а между тем, пересматривая эти старые кадры, как много можно заметить, нет? Бездетная супружеская пара сыграна так щемяще и тонко...И Муля - это тоже ведь идет оттуда...из сердца, полного нерастраченной любви.

                                                                             Ахматова 

                     

Я познакомилась с Ахматовой очень давно. Я тогда жила в     Таганроге. Прочла ее стихи и поехала в Петербург. Открыла мне сама Анна Андреевна. Я, кажется, сказала: "Вы мой поэт", - извинилась за нахальство. Она пригласила меня в комнаты - дарила меня дружбой до конца своих дней.     ...Я никогда не обращалась к ней на "ты". Мы много лет дружили, но я просто не могла бы обратиться к ней так фамильярно.     Она была великой во всем. Я видела ее кроткой, нежной, заботливой. И это в то время, когда ее терзали...

Помощь изгоям автоматически делала при сталинском режиме помогавшего «прокажённым», но за Раневскую почему-то не опасались, словно все эти страсти бушевали за толстыми стенами её королевского замка. Трагедия Ахматовой? — Да! Трагедия Цветаевой? — Да! Но имя Раневской не вписывается ни в какую трагедию, оно — вневременно.

Загружаю...

Нельзя же в самом деле всерьёз обсуждать адаптацию Иванушки-дурачка в социуме, да ещё в конкретном. Так и Раневская жила, словно простоватая героиня сказки, забавная «городская сумасшедшая», как её героиня-домработница из фильма «Весна». Однажды она сказала: «У меня хватило ума глупо прожить жизнь».

                                                                         "Весна"

                          2 

Пожалуй, лишь однажды в кино ей удалось показать всю мощь свего трагедийного дарования. Роль Розы Скороход в «Мечте» Михаила Ромма, роль грубой, алчной хозяйки захудалого пансиона, жалкой в безмерной любви к своему сыну — подлецу и пустышке, принадлежит к числу шедевров мировых кинообразов.

Ростислав Плятт, игравший вместе с Раневской в фильме, вспоминал, что Фаина Георгиевна была в то время молодой женщиной, с гибкой и худой фигурой. Но она представляла свою героиню массивной, тяжёлой. И актриса нашла «слоновьи» ноги и трудную поступь, для чего перед каждой съёмкой обматывала ноги бинтами.  

Загружаю...

                                                                            "Мечта"

                            3 

 В спектакле "Странная миссис Сэвидж" партнёром Фаины Раневской был Вадим Бероев, которого она  очень высоко ценила за актерский талант и культуру в общении. 

Он ушел непростительно рано – его мир не совпадал с его окружением. Он был одним из немногих молодых партнеров, кого любила Фуфа, его даже звали Фуфовоз – он выводил ее на поклоны в спектакле "Дядюшкин сон". Раневская не могла играть "Странную миссис Сэвидж" без Бероева – любила его, грустила: "Любимый актер, прекрасный Вадим Бероев – погиб..." После его смерти она отказалась играть в своём любимом спектакле.

Все, что она делала на сцене, в жизни, в кино – было грандиозно. Хотя сама она так не считала - «Переспав с несколькими театрами, я удовольствия так и не получила» 

                                                                            "Драма"

Загружаю...

                           4

О съемках в чеховской «Свадьбе» она вспоминала без удовольствия, называя их «моя Голгофа!».

Снимали «Свадьбу» в голодной военной Москве и только по ночам - днем в студии работали документалисты. Гримировались актеры под зонтиком, потому что с потолка вечно капало.

Все делалось в лихорадочной спешке, так как картину надо было сдать к сорокалетию со дня смерти Чехова. «У нас же и из годовщины смерти могут сделать праздник», — не преминула заметить Раневская.

                                                                           "Свадьба"

                              5

Загружаю...

Раневская в "Золушке" -  полная хозяйка роли. Она говорила:

«Какое счастье, что я поддалась соблазну и уступила предложению Шварца и Кошеверовой сняться в этом фильме. Кроме всех прелестей участия в нем, я в течение многих месяцев почти ежедневно встречалась с Анной Андреевной Ахматовой. Да и сам Шварц такая прелесть. До этого я знала его очень мало, а сейчас не представляю, что мы когда-то были незнакомы. «Подарки судьбы», — как любила повторять Анна Андреевна».

                                                                            "Золушка"

                             6 

(В цвете немного не то, но уж что нашлось, то нашлось )

Пушкин — целая глава её жизни:«Я уже давно ничего не читаю. Я перечитываю. И все Пушкина, Пушкина, Пушкина… Мне даже приснилось, что он входит и говорит: „Как ты мне, старая дура, надоела“».

Загружаю...

                                                     "Я Вас люблю, хоть я бешусь"

                             7                                                                                                               

Самым большим ее недругом был ее же художественный руководитель Юрий Завадский. Над ним она открыто подсмеивалась, не считая шибко талантливым. Он чувствовал это и немало сделал для того, чтобы его театр (имени Моссовета) стал для Раневской не самым приятным местом на Земле. Во время одной из перепалок он закричал ей: «Вон из театра!» – «Вон из искусства!» – парировала Фаина Георгиевна.

Раздражала ее и суетность маститого руководителя: «Завадскому дают награды не по способностям, а по потребностям. У него только нет звания «Мать-героиня».

Ее и другую приму труппы – Любовь Орлову «задвигали»... В театре  царила Вера Петровна Марецкая -  тоже прекрасная актриса, но, что ещё важнее - она же и  жена Завадского.

Загружаю...

 Это один в один, как сама Раневская рассказывала -  Женщина в театре моет сортир. Прошу ее поработать у меня, убирать квартиру. Отвечает: "Не могу, люблю искусство" (!)                                     

Уже подводя итог своей жизни, Любовь Орлова с горечью написала Раневской: «Мы неправильно себя вели. Нам надо было орать, скандалить, жаловаться в Министерство, разоблачить гения с бантиком и с желтым шнурочком и козни его подруги. Но… у нас не тот характер. Достоинство не позволяет».

(Мде...ничего не поменялось за столько лет)

Почти ничего не написано о том, как  Раневская относилась к своему еврейству, переживала ли, что говорила, когда ее не утверждали на роли из-за «не той» национальности...Известно только, что она в совершенстве владела французским.

 Странно - абсолютно лишенная (тени) религиозной, я люблю до страсти религиозную музыку. Гендель, Глюк, Бах!

                                                         Gidon Kremer - Bach, Chaconne   

                              8                                                                                

Загружаю...

 19 октября 1983 года Раневская навсегда оставила сцену, оставила буднично, без проводов и речей, просто уведомив о своём решении директора театра им. Моссовета. 

Однажды её уговаривали публично отметить солидный восьмидесятилетний юбилей. «Нет, — решительно отказалась она. — Вы мне сейчас наговорите речей. А что же вы будете говорить на моих похоронах?»  

 Несмотря на то, что Фаина не сыграла каких-либо больших ролей в советском кино, она  включена в TOP-10  выдающихся киноактрис XX столетия Британской энциклопедии. 

                                                      Kogan Plays Paganini Caprice 6

                              9 

 Спутник славы — одиночество...Ф.Г. Раневская

Загружаю...

Д.А. Щеглов - http://www.kuchaknig.ru/show_book.php?book=189352

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Ars longa vita brevis
Популярные комментарии
iva
Спасибо огромное! Откопала в закладках книгу про нее. На вопрос: "Вы заболели, Фаина Георгиевна?" - она привычно отвечала: "Нет, я просто так выгляжу..." В архиве Раневской осталась такая запись: "Пристают, просят писать, писать о себе. Отказываю. Писать о себе плохо не хочется. Хорошо -неприлично. Значит, надо молчать. К тому же я опять стала делать ошибки, а это постыдно. Это как клоп на манишке. Я знаю самое главное, я знаю, что надо отдавать, а не хватать. Так доживаю с этой отдачей. Воспоминания - это богатство старости". После спектакля Раневская часто смотрела на цветы, корзину с письмами, открытками и записками, полными восхищения - подношения поклонников ее игры - и печально замечала: "Как много любви, а в аптеку сходить некому". - Я не пью, я больше не курю и я никогда не изменяла мужу - потому еще, что у меня его никогда не было, - заявила Раневская, упреждая возможные вопросы журналиста. - Так что же, - не отстает журналист, - значит у вас совсем нет никаких недостатков? - В общем, нет, - скромно, но с достоинством ответила Раневская. И после небольшой паузы добавила: - Правда, у меня большая жопа и я иногда немножко привираю... Олег Даль рассказывал: - Снимается сцена на натуре. В чистом поле. У Раневской неважно с желудком. Она уединяется в зеленый домик где-то на горизонте. Нет и нет ее, нет и нет. Несколько раз посылают помрежа: не случилось ли что? Раневская откликается, успокаивает, говорит, что жива, и опять ее все нет и нет. Наконец она появляется и величественно говорит: "Господи! Кто бы мог подумать, что в человеке столько говна!" и тд. Цитировать ее можно до бесконечности
Кир Носов
А я вот даже и не знаю, стОит ли отфильтровывать настоящие высказывания Раневской от тех, что ей приписывают. Да и как это можно сделать? Априори убрать всё низменное и пошлое? Не выйдет. Даже Анна Андреевна Ахматова, её кумир, не брезговала матерком, если кто не знает. Так что - если фраза удачная - совершенно неважно, произносила ли её на самом деле Фаина Георгиевна, имхо. Плохому человеку хорошую фразу народ не припишет!
SibiKibi
Чудо какая! ) http://img1.advisor.travel/f550x450px-3833653314c2f99cd612df154698734.jpg Памятник Фаине Георгиевне у нас в Таганроге - Как раз Муля! )) http://autotravel.ru/phalbum/90276/149.jpg Дом где она родилась и прожила детские и юношеские годы Спасибо,Костя! Про нее никогда не надоедает читать )
Еще 83 комментария
86 комментариев Написать комментарий