Cовсем африканский пост - Афробит и его король Fela Kuti
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
После сладкоголосых Los Panchos самое время перекинуться на другой континент с совершенно другой природой и музыкой - для контраста.
Вот Нигерия - тоже красота неописуемая, хотя эта красота не уберегла страну от страданий.
Абеокута - город, который был основан англичанами в начале XIX века для освобожденных рабов...
Здесь и родился Фела Кути - легенда афробита. О нем очень красиво пишут:
Из всех африканских музыкантов Fela Kuti, наверное, наименее нуждается в представлении. Пятьдесят альбомов за пятьдесят лет и его потный, обнаженный по пояс торс стали блистательной отправной точкой как для нигерийских низов, так и для политических заключенных во всем мире.
Противоречивый, упрямый, откровенный, полный новаторства и всегда полностью идущий своим собственным путем, Фела стал в Западной Африке беспримерным творческим импульсом.
Дед Фелы был признанным композитором, его отец - пастор-пианист, а мать - националистический лидер. В конце пятидесятых Фела на четыре года перебрался в Лондон, где в Тринити-Колледже обучался игре на трубе и теории музыки.
В середине 60-х Фела знакомится с барабанщиком Тони Алленом и играли они тогда по-американски звучащий джаз.
К концу 60-х Фела с Тони отходят от джаза и разрабатывают свой собственный саунд, который был гибридом джаза и тогдашней танцевальной музыки high life и juju, где так же активно звучали и электрогитары.
( Juju переводится как «амулет», «заклинание» или «колдовство». Так называли длинные барабанные проигрыши в поп-песнях, которые исполнялись на огромных лежащих на боку деревянных, так называемых, «говорящих» барабанах)
В 1970 году Фела формирует музыкальный коллектив Africa 70, тематика песен которого была политической. Как следствие - карьера постоянно прерывалась насилием правительства по отношению к его музыкантам, семье и к нему лично.
На его записи регулярно накладывались запреты, а на организованную им коммуну Республика Калакута совершались полицейские рейды. Во время одного из таких рейдов коммуна была разрушена, а пожилая мать Кути была убита – солдаты выбросили ее из окна. Фела был сторонником идей панафриканизма и социализма и выступал за создание единой африканской республики.
Афробит был для Кути не просто музыкой - он говорил что «музыка – это оружие». Вся его жизнь была творческим противостоянием и борьбой.
Colonial Mentality - Fela Kuti
Тони Аллен соединил многослойный традиционный бит с американским джазом, потом добавились ритм-н-блюз и фанк. Впрочем, что именно и как он сделал, сказать сложно, но получился у него ненавязчивый, многослойный, в высшей степени расслабленный и очень моторный бит – один из самых оригинальных в 70-х годах.
(В фанке акцентируются четные доли, в афробите - первая )
Он практически не меняется по своему ходу, он соткан вполне однородно - то есть он минималистичен, но слушать его можно бесконечно. Он напевает странно устроенную многоголосую бесконечную мелодию ритма - получается нечто вроде эротического танца метронома.
Таким образом, афро-бит возник как мощная музыкальная сила благодаря фантастическому перкуссионисту Тони Аллену, отменным басовым партиям, вокалу в стиле вопроса-ответа, хору на подпевках, состоявшему из двадцати замечательных танцовщиц и, конечно, самому Феле, который по очереди играл на тенор-саксофоне, альт-саксофоне и клавишных.
В сопровождении своего состоящего из сорока человек ансамбля, Фела стал известен под названием Egypt-80. Он был звездой, с которой всегда было трудно иметь дело. Его обвиняли в расизме, сумасбродном сексизме, самонадеянном эгоизме - на все обвинения он лишь пожимал плечами и ничего не опровергал.
(В 1986 году он развелся со своими 28 женами, заявив: “Ни один мужик не имеет права владеть женской п****й”).
Его песни, спетые на пиджин-инглише, сохранили свою привлекательность благодаря их юмору и острому языку. Но его музыка никогда не была ориентирована на танцплощадки, а длинные полемические рассуждения на сцене, препирательства с завороженной публикой в сигаретном дыму, стали легендарными.
Beasts of no nation” (“Звери без племени”)
Fela Kuti - Guestion Jam Answer
Tony Allen - Secret Agent
Fela Kuti - V.I.P
Сейчас афробит вырос в огромное музыкальное древо, пустившее корни на всех континентах, став глобальным музыкальным стилем. Влияние афробита можно услышать в альбомах джазовых артистов, групп, играющих пост-рок и инди-рок.
Сыновья Кути – Сеун Кути и Феми Кути также играют афробит и тоже политически активны. Сеун Кути участвовал в движении Окупай Нигерия и протестах против президента Джонатана Гудлака. Последний альбом Сеуна Кути и ансамбля Egypt 80 называется From Africa with Fury: Rise.
Мы должны восстать, говорю я! Мы должны восстать, говорю я! Мы должны восстать против нефтяных компаний. Мы не должны использовать нашу нефть для разрушения нашей страны, о нет! Мы должны восстать против алмазных компаний. Мы не должны использовать наших братьев как рабов ради камней. Мы должны восстать против компаний, таких как Монсанто и Халлибертон!
Загружаю...
Феми Кути, как и его младший брат также с горечью говорит о проблемах родного континента. «Моя музыка говорит о том, что борьба не закончена. Африке предстоит пройти еще очень долгий путь, но борьба продолжается». «Я не думаю, что мы можем говорить о независимости», говорит Феми. «Независимость – это когда нет зависимости ни от кого. Ни одна африканская страна не является по-настоящему независимой. Мы очень зависимы, если мы все еще просим, просим, просим».
Канадцы из Торонто The Souljazz Orchestra играют смесь афробита, соула, сальсы и других латиноамериканских стилей. Названия их композиций Molotov, Kapital, Insurrection, Ya Basta! - говорят сами за себя...
Австралийцы тоже не отстали - Public Opinion AfroOrchestra
Жизнь Фелы была полна противостояния и тяжелых условий и, когда в 1987 он впал в кому, конец наступил быстро. Во время его похорон Лагос замер. Фела был и остается символом реальностей постколониальной Африки. Не было такой системы, которая могла бы сломить его сопротивление, как не было и такой силы, которая разорвала бы его связь с народом...
Gentleman (1973)
Полная биография - http://www.peoples.ru/art/music/national/fela_kuti/