Ильнур Закарин: «Проиграть Овечкину было бы не обидно»

Гонка с раздельным стартом на чемпионате России в Самаре должна была превратиться в дуэль Владимира Гусева и Артема Овечкина. Но 23-летний Ильнур Закарин отправил своих более опытных коллег сражаться за 2-е и 3-е места, оккупировав верхнюю ступень подиума. В интервью нашему журналу гонщик «Русвело» признался, что не ожидал от себя такой скорости, назвал главных «виновников» собственной победы и рассказал, каково это: нести факел Универсиады в Казани.

 «МОЯ ТОЛЧКОВАЯ – ПРАВАЯ»

- …ивет… ак… ла? – от каждого слова в приветствии Ильнура Закарина я слышу ровно половину. Но все-таки угадываю «Привет, как дела?»

Загружаю...

- Похоже, у вас в Татарстане весь интернет ушел на Универсиаду, - пытаюсь я в ответ подколоть гонщика. Слышимость в скайпе отвратительная.

– Универсиада тут не при чем. Я уже в Италии, тренируюсь. Сейчас выйду на балкон – там ловит лучше – и начнем интервью, – обещает Ильнур.

- Поскольку ты сейчас близко к столице моды Милану – поговорим об одежде. В течение года на каждой гонке с раздельным стартом тебе предстоит носить комбинезон цветов российского флага, который переходит по наследству от Дениса Меньшова. Видел ли его дизайн?

– Пока не видел. Все время отнимают тренировки. Сейчас идет тестирование в тренировочном центре Mapei, мы полностью меняем посадку на велосипеде. Так что пока до новой велоформы руки не дошли.

- Посадку на велосипеде для гонок с раздельным или на обычном, для групповой гонки?

– И на том, и на другом.

- Вот те на! Чемпион России меняет посадку? Но ведь от добра добра не ищут!

– Уверен, что та посадка, над которой мы сейчас работаем, приведет к росту результатов. Это совсем другая посадка. Более аэродинамичная, удобная и эффективная.

- Каким образом в Mapei замеряют эффективность посадки?

– Закрепляют на гонщике более 20 датчиков. Через них считывают информацию, анализируют, как ты крутишь. В теории – обе ноги должны работать одинаково. Но так получается далеко не всегда. А не так, что одна работает хорошо, а другая просто для поддержки. В итоге мы около четырех часов искали оптимальный вариант. Нашли.

- И какая нога больше крутила у тебя в Самаре?

– Оказывается, правая.

Загружаю...

«ТРУДНЕЕ ВСЕГО СИДЕТЬ И ЖДАТЬ»

- Вернемся в 21 июня. Насколько ты был готов к разделке в Самаре. Судя по результату, даже больше, чем на 100%. Так ли это?

– Я довольно много думал об этом, анализировал ситуацию. Вроде бы был хорошо готов, но до старта чемпионата России проехал многодневную гонку «Тур Словении». То ли из-за жары, то ли просто самочувствие такое было, но ехать там мне было очень тяжело. Да и старт сезона немного давил на психику: я рассчитывал немного на другие результаты. В прошлом году выиграл «Гран-при Адыгеи», в этом оказался только третьим… Остальные гонки тоже прошли не совсем так, как планировалось.

- В общем, отомстил в Самаре за неудачи первой половины сезона…

– У меня не было желания отомстить. Было желание показать максимальный результат. Доказать себе, что я вообще еще могу. Начал гонку очень быстро, чувствовал себя очень хорошо. Но все-таки боялся, что меня где-то выключит от такого сумасшедшего темпа. Но, слава богу, не выключило.

- Самый трудный участок самарской трассы «Центральная»?

– Самое трудное – это финишировать и ждать результатов лидеров. Все участники были разбиты на две группы. Между стартом первой и второй группы был 40-минутный перерыв. Я стартовал в первой группе, так что мне пришлось довольно долго ждать. И если вначале я был совершенно спокоен, мол, проехал в свою силу, то когда понял, что на первой отсечке все фавориты мне уступают, стало немного волнительно. Честно говоря, даже удивился.

- Кого больше боялся: своего партнера по «Русвело» Артема Овечкина или многократного чемпиона России из «Катюши» Владимира Гусева?

– Артему было бы не обидно проиграть. Он показывал в нынешнем сезоне до чемпионата России отличные результаты – был на подиуме гонок с раздельным стартом в Бельгии и Словении. А Гусев все-таки выступает за другую команду – зачем отдавать медаль?

Загружаю...

- После финиша многие твои соперники по заезду жаловались на ветер. Говорят, Артема Овечкина даже сдуло на соседнюю полосу трассы.

– Это правда, ветер совсем не помогал. К тому же мы поставили «широкие» передние колеса. Так что ветер чувствовался еще сильнее. Но мне кажется, что второй половине стартовавших в этом плане было посложнее, так как ветер усиливался. Но когда ты стартуешь в гонке, ты ведь не выбираешь погоду.

 

«БУДУ ЛИ НА ЧЕМПИОНАТЕ МИРА? НЕ ЗНАЮ»

- Тогда давай раскроем секреты подготовки чемпиона России в гонке с раздельным стартом.

– Мы тренировались в паре с Александром Рыбаковым, с которым вместе снимаем жилье в Италии, недалеко от базы команды «Русвело». Спортивный директор Николай Григорьевич Морозов привозил нам велосипеды, какую-то технику. Мы много тренировали скоростную выносливость, следуя за машиной. На заключительном этапе подготовки подключился еще один спортивный директор Сергей Гончар. Он подсказывал, как именно нужно преодолевать дистанцию. Где можно чуть-чуть расслабиться, а где обязательно прибавить. Я ни разу в своей карьере не ездил 50-километровую разделку, так что такие советы трудно переоценить.

- Чемпион мира в гонке с раздельным стартом Сергей Гончар пришел с тобой из континентальной команды «Итера-Катюша». Как тебе работается с этим специалистом?

Загружаю...

– Сергей Гончар был очень титулованным гонщиком и прекрасным специалистом именно в гонках с раздельным стартом. Мы ехали с ним многодневные гонки и я настраивался специально на разделки. Он помогал мне советами, подсказывал, как проходить повороты. Сейчас будем готовиться к осеннему чемпионату мира в Италии и, надеюсь, мы будем прогрессировать еще и еще.

- Ты говоришь о чемпионате мира… То есть место в сборной страны тебе гарантировано?

– Нет, такого разговора ни с тренерами, ни с представителями федерациями велоспорта России не было. Так что никаких гарантий нет. Но, конечно, мне бы очень хотелось туда попасть. По-моему, честь страны на чемпионате мира должен защищать именно чемпион России. Это было бы логично.

- Но так или иначе, как к чемпиону страны, теперь к тебе будет приковано внимание телекамер на всех гонках. Это дополнительная ответственность.

– Да, я это понимаю. Теперь я уже не смогу выходить на разделку, что называется просто стартовать. Теперь на каждой гонке с раздельным стартом мне необходимо показывать высокий результат. Буду стараться.

 

ПОЕЗДКА НА ВЕЛОСИПЕДЕ С ФАКЕЛОМ

- Июнь у тебя выдался богатым на события. Помимо победы в чемпионате страны среди профи, тебе довелось пронести факел Универсиады-2013.

– За пару дней до чемпионата России в Самаре мне позвонили из оргкомитета Универсиады и предложили поучаствовать в эстафете огня. Это очень почетно и для меня, и для команды. И, как мне кажется, для велоспорта в целом. В эстафете участвовали многие знаменитые спортсмены моей малой родины. Например, многократный победитель ралли-рейда «Дакар» Владимир Чагин – живая легенда команды «Камаз».

Загружаю...

- Каково бежать с факелом по улицам родного города?

– А я не бежал – я ехал на велосипеде. Это легкоатлеты, которые мне его передавали, бежали. По задумке организаторов каждый спортсмен должен был продемонстрировать умения в своем виде спорта. Так что я проехал на велосипеде где-то с километр по центру города. Затем через реку факел переправляли уже мастера парусного спорта. А уже вечером все факелоносцы собрались и на специальной церемонии зажгли чашу огня Универсиады. Так что в мой родной город огонь пришел раньше, чем в столицу Универсиады – Казань.

- Для Набережных Челнов зажжение огня – это большое событие?

– Зажжение огня выпало на дату празднования Дня Молодежи и стало, по сути, всенародным праздником.

- Собрался весь город?

– Трудно сказать, сколько именно народу собралось, несколько тысяч не меньше. Могу сказать, что такого количества зрителей, на каком бы то ни было мероприятии в Челнах, я никогда не видел. И когда проезжал свой эстафетный километр, вдоль трассы тоже было много людей, все приветствовали, хлопали… Машины сигналили в поддержку. Было очень круто.

- Можешь оценить по пятибалльной шкале: насколько Универсиада – значимое событие для Татарстана?

– На пятерку с плюсом. Понятно, что в республике есть футбольный «Рубин» и хоккейный «Ак Барс», но мы не так часто принимаем настолько крупные спортивные события по другим видам спорта. Еще год назад, когда я прилетал в Казань, местный аэропорт переделывался специально под Универсиаду. Много зданий реставрировали, дороги переделывали. Да, в городе были серьезные пробки, но есть ради чего терпеть.

Загружаю...

- Теперь ты на малой родине – национальный герой. Победа на чемпионате России, шествие с факелом по улицам родного города…

– Думаю, до героя мне далеко. Но меня за этот месяц поздравляло какое-то нереальное количество людей. Многих я даже не знаю. Писали в соцсети, звонили, как будто мой телефон кто-то опубликовал… Это, конечно, очень приятно. А дома помимо родных поздравляли тренеры и директор базы, где я тренировался. Было очень трогательно. И конечно, мне очень приятно, что меня не забывают.

 

«ПЕРВЕНСТВО МИРА ПРОПУСТИЛ ИЗ-ЗА ВИЗЫ»

- Можешь немного рассказать, как приходил в велоспорт? И почему сделал именно такой выбор. Во времена твоего детства очень прилично играл футбольный «Камаз»… Есть легкая атлетика, плавание.

– Я пробовал себя в разных видах спорта. Но велоспорт понравился больше всего, это меня захватило. Сразу несколько парней из моего класса записались в секцию «Яр Чаллы». Но как это часто бывает, часть моих одноклассников быстро охладели к занятиям. Сначала я тренировался в младшей группе, а со временем перешел к Гумару Захаровичу Нуруллину. Мой брат Айдар сразу же решил пойти по моим стопам, но его поначалу в «Яр Чаллы» не взяли – маленький был.

- Каким был первый велосипед будущего чемпиона России?

– В то время велосипеды все были одинаковые. Это «Старт-Шоссе» и «Спорт». Железные велосипеды, немного отличаются от нынешнего «Кольнаго», на котором я выступаю за «Русвело» (смеется). Но именно на такой технике я добыл победу в первенстве города. Потом начал выезжать за пределы города, выиграл в Анапе гонку с раздельным стартом по младшим юношам. Тогда тренер и сказал, что из меня кто-то может получиться. И стал мне больше уделять времени.

Загружаю...

- В 2007 году ты выиграл первенство Европы среди юниоров. Тогда представлял, что велоспорт будет твоей профессией?

– О том, что велоспорт – это моя будущая профессия, задумался гораздо раньше той памятной гонки. На первенство Европы в Болгарии приезжал за победой. И физически, и морально готов был здорово. В тот момент я начал понимать, что можно и в соревнованиях за пределами России выступать успешно. Это был мой первый выезд за границу. Перед первенством мира того же года я также был отлично готов, но не сумел туда попасть из-за визовых проблем. Мы уже приехали из дома в Москву, ждали визу до последнего, чтобы тут же лететь, прилетать в день старта и сразу же на велосипед, но не получилось…

- Теперь придется по взрослым выигрывать – другого выхода нет.

– Выиграть пока не слишком реально. Все-таки мои соперники гораздо опытнее меня. Сколько побед у швейцарца Фабиана Канчеллары или немца Тони Мартина? А у меня только первая победа в чемпионате страны. И уверенность в собственных силах я только начинаю приобретать. Но в будущем уверенность придет.

- Тогда такой вопрос: Мартин или Канчеллара? Или, может, кто-то из других гонщиков, на на кого хотелось бы быть похожим?

– Мартин или Канчеллара? Швейцарец мне нравится больше. Мне хотелось бы быть похожим на него. Но у каждого свой стиль. Я не могу копировать Канчеллару, поскольку я гонщик иного плана. Нужно у каждого хорошего специалиста в гонках с раздельным стартом брать что-то такое, что подходит именно тебе.

- Никогда не доводилось ехать вместе с ним в пелотоне?

Загружаю...

– Нет, с Фабианом Канчелларой, как впрочем, и с Тони Мартином в одной гонке я не встречался.

- Но сейчас на «Тур де Франс» Канчеллара не выступает, за кого переживаешь, наблюдая за трансляциями из Франции?

– Конечно, за россиян из «Катюши». А вот из фаворитов – мне ближе Кристофер Фрум. Очень импонирует его уверенность в себе, его несгибаемый характер. К тому же у него прекрасная команда.

- Поговаривают, что после чемпионата России в твоих услугах заинтересовалась «Катюша»? Как тебе перспектива поучаствовать в гонках «Мирового тура»?

– Ни о каких предложениях я не слышал. У меня контракт с «Русвело» до конца 2014 года. И мне очень нравится наша команда, менеджмент, спортивные директора… К тому же к участию в гонках «Мирового тура», надеюсь, и нашу команду пригласят.

ДОСЬЕ

Ильнур Закарин

Родился 15 сентября 1989 года в Набережных Челнах (Татарстан).

Специализация: гонки с раздельным стартом, горы.

Выступал за команды: «Премьер» (2008-2011), «Итера-Катюша» (2012). Свой первый профессиональный контракт подписал накануне сезона-2013 с командой «Русвело».

Титулы: Чемпион Европы среди юниоров-2007, победитель «Гран-при Адыгеи», этапов  гонки «Дружбы народов Северного Кавказа». Чемпион России-2013 в гонке с раздельным стартом.

Любимая гонка: «Джиро д’Италия»

Хобби: интернет,музыка

Текст: журнал PROVELO

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Дом на колесах