Большое кино - «Fanny och Alexander»
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
Возможно поэтому Бергман и выбрал начало прошлого столетия - тогда люди ещё не так спешно жили, говорили длинно и, если речь шла о празднике - то праздновали с размахом. По-крайней мере, у Бергмана в фильме это именно так и происходит.
Первый час мы просто неспеша рассматриваем, вникаем и наблюдаем...
Сразу скажу - это очень красивый фильм и оператор Свен Нюквист не зря получил свой "Оскар".
Это одна из самых глубоких и проникновенных лент о страдании, жестокости, безысходности, безумии, власти, ханжестве, религии, любви, радости, прощении, творчестве, волшебстве и смерти.
Картина не поучает, не ставит перед собой каких-то социальных, политических или моральных целей, она повествует. Повествует обо всем. Немного о причудах большой семьи, немного о зле несуразном, немного о зле настоящем, немного о мистике, немного о Боге, и немного о самом авторе. Эти «немного» продолжать можно до бесконечности, в итоге же получится очень «много», даже через край.
Поэтому лучше всего посмотреть фильм самому и, желательно, не один раз, потому что каждый из нас расставался со своим детством по-своему и мир взрослых виделся тоже по разному.
Сначала была только радость...Вот Рождество:
...Гости являют собой, довольно смешанную публику, совсем не такую, как та, что обычно заполняет ресторан при театре. Прошу всех: сегодня здесь не должно быть никаких напыщенных мин, никакого чванства и высокомерия. Я хочу видеть радушие, доброту, и человеческое тепло....
Мир семьи Экдаль через детское восприятие - это фантазии, часть феерии, колдовского и очень притягательного карнавала.
Мир театра, кукольного и шекспировского, мир мистицизма тесно вплетен в реальность - сначала в реальность счастливого детства, в котором непременно должно присутствовать страшное и необъяснимое, тайна и уверенность, что старый стул с облупившейся краской принадлежал принцессе, жившей четыре тысячи лет назад и закопанный разбойниками.
А затем - в реальность взрослых, слишком часто меняющих маски или (как в случае с епископом ) всю жизнь носивших одну, примерзшую намертво.
Счастье, как это часто бывает, внезапно заканчивается со смертью отца и жизнь детей круто меняется - вот тогда и появится в их жизни епископ, который собираясь жениться на их матери, ставит ей интересное условие:
Я хочу, чтобы вы отказались от своего дома...От своих платьев, драгоценностей... От своей мебели и других вещей,...от своих друзей, привычек, мыслей. Я хочу, чтобы вы полностью оставили свою прежнюю жизнь.
Епископ - холодный поборник нравственности и аскезы, становится отчимом для Фанни и Александра - взрослые, как это часто бывает, распоряжаются в первую очередь своей жизнью: ищут социальной защищенности, удовлетворения своих страстей, финансовой надежности и душевного покоя.
Этот водоворот взрослых страстей раскручивает и детские судьбы, перенося их из благополучия родного дома в сумеречный кошмар, запертый на ключ, превращая ожидание праздника в ожидание неминуемой гибели. Кажущиеся враги становятся истинными, настоящие надежды превращаются в призрачные, а родительская забота заменяется эгоистичностью личного счастья.
Все это, в конце концов, делает из детей пешек на доске, расчерченной в черно-белую клетку.
Очень впечатляет воспитание епископом мальчика... невольно начинаешь ненавидеть его вместе с Александром, а момент, когда епископ самолично сечет Александра розгами - безусловно сильнейший.
Когда смотришь, как Фанни и Александр дружно молятся: «Умри, гад» - присоединяшься про себя - запросто. Бергман умеет нагнетать, как никто...ненависть Александра просто проникает в вас с экрана.
(Между прочим, после роли Александра, Бертиль Гуве решил больше не сниматься в кино и стал доктором экономических наук)
Мир - логово воров, а ночь наступает. Зло разрывает свои цепи и врывается в мир как бешеная собака.
Загружаю...
Я бы сказал, что это фильм очень атмосферный - там либо атмосфера радости, либо - гнёта. Дети ведь всегда выбирают между чёрным и белым и оценивают все по тому, комфортно им или нет. Серого для них не существует.
Мир Александра - цветной мир фантазий, за которые епископ накажет с той же истовостью, с какой в Средние века сжигали ведьм.
Собственно говоря, вам предлагается решить: хотите ли вы жить с епископом или с Экдалями - вот два образа жизни, противоречия между которыми носят критический характер.
Ходите на спектакли, ходите на моральные проповеди, но опасайтесь ходить и туда и туда, потому что это очень противоречивые стихии, сочетание которых подобно раздвоению личности. Проще выбирать между ними, нежели совмещать их.
Это наш маленький мир, говорят персонажи, который лишь отражает ваш.