Большое кино - «Fanny och Alexander»

Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).

 В наш быстрый век редко выкроишь свободные 5 часов, чтобы потратить их на просмотр фильма, а для того, чтобы осмыслить  все увиденное - потребуется ещё больше времени, если мы говорим о фильме Ингмара Бергмана "Фанни и Александр".

Возможно  поэтому  Бергман и  выбрал начало прошлого столетия - тогда люди ещё не так спешно жили,  говорили длинно и, если речь шла о празднике - то праздновали с размахом. По-крайней мере, у Бергмана в фильме это именно так и происходит.

         Первый час мы просто неспеша рассматриваем, вникаем и наблюдаем... 

Загружаю...

Сразу скажу - это очень красивый фильм и оператор Свен Нюквист не зря получил свой "Оскар".

Это одна из самых глубоких и проникновенных лент о страдании, жестокости, безысходности, безумии, власти, ханжестве, религии, любви, радости, прощении, творчестве, волшебстве и смерти.

Картина не поучает, не ставит перед собой каких-то социальных, политических или моральных целей, она повествует. Повествует обо всем. Немного о причудах большой семьи, немного о зле несуразном, немного о зле настоящем, немного о мистике, немного о Боге, и немного о самом авторе. Эти «немного» продолжать можно до бесконечности, в итоге же получится очень «много», даже через край.

Поэтому лучше всего посмотреть фильм самому и, желательно, не один раз, потому что каждый  из нас расставался со своим детством по-своему и  мир взрослых виделся тоже по разному.

                                Сначала была только радость...Вот Рождество:

...Гости являют собой, довольно смешанную публику, совсем не такую, как та, что обычно заполняет ресторан при театре. Прошу всех: сегодня здесь не должно быть никаких напыщенных мин, никакого чванства и высокомерия. Я хочу видеть радушие, доброту, и человеческое тепло....  

                    

Загружаю...

 Мир семьи Экдаль через детское восприятие  - это фантазии, часть феерии, колдовского и очень притягательного карнавала.

Мир театра, кукольного и шекспировского, мир мистицизма тесно вплетен в реальность -   сначала в реальность счастливого детства, в котором непременно должно присутствовать страшное и необъяснимое, тайна и уверенность, что старый стул с облупившейся краской принадлежал принцессе, жившей четыре тысячи лет назад и закопанный разбойниками.

А затем - в реальность взрослых, слишком часто меняющих маски или (как в случае с епископом ) всю жизнь носивших одну, примерзшую намертво.

Счастье, как это часто бывает, внезапно заканчивается  со смертью отца и жизнь детей круто меняется - вот тогда  и появится в их жизни епископ, который собираясь жениться на их матери, ставит ей интересное условие:

Я хочу, чтобы вы отказались от своего дома...От своих платьев, драгоценностей... От своей мебели и других вещей,...от своих друзей, привычек, мыслей. Я хочу, чтобы вы полностью оставили свою прежнюю жизнь.

Епископ - холодный  поборник нравственности и аскезы, становится отчимом для Фанни и Александра - взрослые, как это часто бывает, распоряжаются в первую очередь своей жизнью: ищут социальной защищенности, удовлетворения своих страстей, финансовой надежности и душевного покоя.

Загружаю...

Этот водоворот взрослых страстей раскручивает и детские судьбы, перенося их из благополучия родного дома в сумеречный кошмар, запертый на ключ, превращая ожидание праздника в ожидание неминуемой гибели. Кажущиеся враги становятся истинными, настоящие надежды превращаются  в призрачные, а родительская забота заменяется эгоистичностью личного счастья.

Все это, в конце концов, делает из детей  пешек на доске, расчерченной в черно-белую клетку.

 

Очень впечатляет воспитание епископом мальчика... невольно начинаешь ненавидеть его вместе с Александром, а момент, когда епископ самолично сечет Александра розгами - безусловно сильнейший.

Когда смотришь, как Фанни и Александр дружно молятся: «Умри, гад» - присоединяшься про себя - запросто. Бергман умеет нагнетать, как никто...ненависть  Александра просто проникает в вас с экрана.

(Между прочим, после роли Александра, Бертиль Гуве решил больше не сниматься в кино  и  стал доктором экономических наук)

Мир - логово воров, а ночь наступает. Зло разрывает свои цепи и врывается в мир как бешеная собака.

Загружаю...

 

Я бы сказал, что это фильм очень атмосферный - там либо атмосфера радости, либо -  гнёта. Дети ведь всегда выбирают между чёрным и белым и оценивают все по тому, комфортно им или нет. Серого для них не существует. 

Мир Александра - цветной мир фантазий, за которые епископ накажет с той же истовостью, с какой в Средние века сжигали ведьм.

                      1

Собственно говоря, вам предлагается решить: хотите ли вы жить с епископом или с Экдалями  - вот два образа жизни, противоречия между которыми носят критический характер.

Ходите на спектакли, ходите на моральные проповеди, но опасайтесь ходить и туда и туда, потому что это очень противоречивые стихии, сочетание которых подобно раздвоению личности. Проще выбирать между ними, нежели совмещать их. 

Загружаю...

            Это наш маленький мир, говорят персонажи, который лишь отражает ваш.

                     2 

 Фильм "Фанни и Александр" завоевал четыре премии "Оскар" и премию  "Сезар" - кто бы сомневался...Это же Бергман!

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Ars longa vita brevis
Популярные комментарии
Kosta
Привет ) Да так-то там все то, что возвращает истинный смысл слову - художественный. Там ведь и Исмаэль появляется и призрак отца мерещится...Мне кажется Бергман чисто свои какие -то детские впечатления перенес + там тема еврейства тоже присутствует. Театр - был для Бергмана высшей страстью - он даже от кино отходил и надолго из-за театра. И фильм потому - тоже с некоторым налетом театральности. Очень красивый фильм - только Дзеффирелли ещё такие красивые фильмы ставил - по декорациям, костюмам и прочему.
Kosta
Таа..это сейчас не модный выпендреж. Бергмана я больше для себя хотел вспомнить...когда настроение неопределенное, лучше классику смотреть...А так он сложный очень фильм - на любителя )
Ответ на комментарий Rune
Футбол отвлек) ахах Интересный, однако, мэн)) Вот съезжю в Эрмитаж тоже буду выпендриваться уже перед другими))
Kosta
Таа..успеваешь ) Я помню приехал в Питер, а там мой зять, который музеи не любит, но ему приходилось всю приезжающую родню в Эрмитаж водить. Я сам к музеям тоже в то время был не очень, но кузина железно сказала -НАДО и была права ) У нас семейная легенда есть - как-то наша общая тетушка заезжала - кандидат наук и все такое и тоже в Эрмитаж...Ну, наш чУдный мэн ей говорит: " И что ты там не видела? Я за полчаса все обегал - ничего особенного там нет )))( Вот любил поёрничать )) Ну повел, конечно ) Таки там она хотела Петровский зал осмотреть - а он на ремонте. Наш мэн, не любящий музеи, подходит к служительнице и спрашивает - Где тут у вас чучело Петра можно посмотреть ?! А там служительница старенькая совсем, в пенсне, воплощение старой Перербургской интеллигенции, от возмущения прям задохнулась:"КАК это можно! Императора!! Чучелом назвать!!!" У неё у бедной чуть пенсне не расплавилось )) Ну он и говорит - А как сказать? Муляж? Ох, я чуть не погиб) Ну, там год надо ходить и то не все успеешь увидеть. Так что я посмотрел только то, что знаю - импрессионистов и Родена, Св.Себастиана, убился с Данаи и так все равно и не понял, что в ней хорошего, у Рубенса все такие с огромными ляжками, как и в альбомах, испанский зал - весь мрачный, а Мадона Литта - маленькая...а Атланты все небо держат...Короче, с чувством долга и весь такой обогащенный удалился )) Вот теперь перед тобой выпендриваюсь ))
Ответ на комментарий Rune
Начинаю себя чувствовать не культурным - в Эрмитаже не был) Жду пост, очень интересно!
Еще 20 комментариев
23 комментария Написать комментарий