Как мы Эльбрус штурмовали. Часть 3
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
Прелюдия. Это не то, о чем вы сразу подумали.
Согласно плану сегодня перебазируемся на штурмовой лагерь — Гарабаши (в простонародье «Бочки») и продолжим акклиматизацию.Вчерашние головные синдромы прошли. Диакраб я заменил на дексаметазон — он еще оказался и против астмы (которую я нажил непосильным трудом) и по аннотации вроде как больше мне подходит. Вычеркнул солпадеин (шипучие таблетки от головной боли) — оказались в данном случае не эффективными. И принял на всякий случай снотворное донормил. Не знаю, то ли от нагрузки, то ли от снотворного спал очень гут и даже утром мой «жаворонок» долго не хотел просыпаться. Самочувствие и тонус на хорошем уровне, но я по-прежнему пессимистичен в отношении своих кондиций. Как там, на 3600, все пойдет?
«Погоды с утра стояли солнечные, но облачные»(с). По солнышку поднялись на маятниковой дороге до ст. Мир. Тут погода уже намекала на свою майскую натуру — «с утра солнце, после обеда дождь». Группа скитурщиков стартовала на своих левитационных рамках с Альбертом Байдаевым. «Пешаки» — на ратраке с бутором.
Скитуром с Мира до «Бочек» мы поднялись за 50 минут. Всего набрали превышений 260 метров (по альтиметру в часах SUUNTO), в диапазоне 3300-3700 м. Это уже не среднегорье. Это достаточно средний результат, но очень не плохой для группы в шесть человек разного возраста и подготовки. Альберт ориентировался и корректировал темп.В результате шли компактной группой. Лично мой лучший результат около 50 минут (иногда до 1 часа, в зависимости от состояния скитурной тропы) на 400 метров. Но я знал «лосей», типа Макса Ануфрикова, у которых темп подъема скитуром был в районе 100 метров/ 10-12 минут. Но меня родила мама, а не лосиха.
На подъеме чутко слушал свою организму. Обычно уже на Мире у меня были первые телеграммы от «горняшки» в виде одышки и некоторой заторможенности. На удивление, в этот раз эфир молчал). Я начинаю верить в фармакологию, но может, это просто чудо?
Заселившись и «забутербродившись», начали подъем на Приют 11 с прицелом на скалы Пастухова.
А погода «шептала» — с запада шла гроза довольно грозного и громкого вида, но надеемся, что пронесет мимо. Ветерок усиливался, пошла крупа. Гиды из толпы «туристов» (то есть нас), высыпавших на склон, сколотили группу, идущую по одному следу с «открывающим» и «закрывающим» гидом. Из цыганского табора превращаемся в правильных альпинистов.
Тропа очень хорошо маркирована вешками, флажками «Ред Фокса» с забега на Эльбрус и каким-то «Трансконтейнером» (?!). Расстояние между ними от 5 до 10 м.
На «полке» между Приютом 11 и «Бочками» погода определилась с продолжением — задул ацкий ветер (по скромным оценкам 30-40 метров в секунду) с нормальным зимним снегом. Видимость упала до 15-20 м.
Остановились перед приютами для сбора группы.
Первым и слишком шустрым не всегда везет – пришлось ждать около 20 минут. Ветер унес тепло моего тела и заледенил мою душу. И даже утепление не помогло. Из всех сил старался не думать об отставших плохо, чтобы карму не портить.
Когда подошли крайние, перебазировались в пустующий приют. Погода к этому времени переросла в настоящую пургу. Итого превышение в 350 метров одолели за 1 час 25 минут. Темп грустный. Пока группа подтягивалась, — замерз неимоверно. Начался реальный колотун. Закрадываются невеселые мысли о шансах на восхождение в таком составе.
Выбрал себе тактику подъема — идти следующим за гидом. Это мобилизует. И, с другой стороны, это действует на впереди идущего — если он не видит разрыва с ведомым, подсознательно ускоряет темп. Старая геологическая приблуда, сохранившаяся со времен работы на Кавказе. Я, конечно, понимаю, что Альберт идет не более чем в треть силы, но, когда удается не отставать, — сил у меня прибавляется. Психология или психопатия?
Так и не дождавшись особого прояснения, двинули вниз. «Целина ты целина, целина целинная» — это явно не для этого случая. При таком ветре снега легло от 5 до 15 см. И он не быстрый. Но мои HAGANы даунхилом помчались (видимо, тоже замерзли))) без всяких прикатываний и дополнительных парафинов.
И «вот моя деревня, вот балок родной!». И, казалось бы, релакс...Но «неугомонным» явно мало — Юл, Азат и Коля устремляются еще раз на П11. Азат — это самый «лосистый лось» среди нас. Он из группы пешеходов, но передвигается как «перекати-поле», ухитряясь при этом на ходу еще и прикалываться. Дай ему волю… Но в этот раз без меня, господа...
После ужина поделился со своими мыслями со Светами (гидом и руководителем). Смысл сомнений — при таком разрыве между авангардом и «обозом» есть риск, что восхождение сорвется. Поскольку, предполагаю, что с высотой время ожидания «неспешащих» будет увеличиваться. И нам просто не хватит времени. Но и идти их темпом — тоже не выход, итог будет тот же.Ответ — будем идти одной группой, одним темпом. Альтернатива для меня — брать себе персонального гида. М-м-м-м… Да…Вот она, ИНТРИГА! Всерьез задумался, что в какой-то момент восхождения я уйду вверх от команды. Другого выхода не вижу. Мой бюджет не рассчитан на допзатраты. А цель должна быть достигнута. По моему прежнему опыту — вряд ли мы будем идти на штурм одинокой командой (там людно ночью, не Тверская, но похоже))) — как вариант, стать «перебежчиком» к другой группе. Всякие разные слова о «командном духе» и другие на меня действуют как на воду брызги. У меня есть сверхзадача, все остальное — ничто.Самочувствие пока радует. Пользую аптеку по полной, травы пью литрами. На маршруте — карманное питание. Есть не хочется, но знаю — «это высококалорийная, быстро усвояемая» подпитка(с). Остальные предпочитают бутеры. Но и угоститься «карманным» не прочь, хотя какой от него прок после бутера? Наверное, только как вкусняшка…
Встала проблема с утеплением. Если такой ветродуй будет и дальше, есть реальная возможность окочуриться. Только движуха согревает! Но с такими остановками.
Увеличил дозы дексаметазона и снотворного.
4.05. Ночью балок трясло ветром, как палатку на пьяном фестивале. Обмерзала дверь и наконец-то пригодились ледорубы — выколачивать из щелей лед, чтобы плотно притворить ее. Угу… Самое то в 3 часа утра: «В лесу раздавался топор дровосека!». Но более или менее выспался. Вообще жилье спартанское, но проблема не в этом. Люди, которое его делали, явно не для себя старались. Лежа на втором этаже нар, ощущаешь подъем такого же бедолаги на вторые нары в противоположном краю балка как трехбалльный шторм, а ворочанье нижнего соседа как пятибалльное землетрясение… Но это я так — побурчать занудливо))).
Погода угомонилась — даже солнышко проглядывает. Однако ночью был конкретный минус. Сегодня выход на скалы Пастухова. И, как загадочно говорит Альберт: «…И дальше…». Лично я готов на подвиги. Как ни странно, чувствую себя как на уровне моря. Кто вы, мистер Терминатор — робот или куба?)) Но пессимизм выжигает мозг и гнобит: «Ты еще на высоте не был нормальной, и без рюкзака полного ходишь. Еще придёт тебе кирдык при полной выкладке!».
Последствия вчерашних дискуссий сказываются. Видимо, гиды пытаются решить вопрос своими опытом и средствами. Сегодняшний темп не дает даже запыхаться. Идем скитуром, — пешеходы практически не отстают. От места разворота ратрака (низ скал Пастухова, место выгрузки восходителей) склон становится круче и появляется прозрачная ледяная тонкая корка. Будто склон ламинирован. На максимальном угле камуса отказываются держать на серпантине… Понятно, что завтра ночью без кошек будет невозможно скитурить.
Собираемся на верху скал Пастухова.
Перед этим мне спонтанно захотелось принять «колеса». Причем экстренно и по приказу «свыше». Причем ощущения были чуть ли не паническими — «быстрей, быстрей!». В итоге в течение одной минуты выронил из рук: фотоаппарат, лекарство, рукавицу… Какая-то паранойя… Хорошо, ниже Саша стоял, ловил все это и терпеливо ждал, когда из меня еще что-то высыплется…Команда гида: «Ну, еще 15 флагов». А все и забыли про интригующее продолжение! Мне показалось, что это не продолжение маршрута, а тест на остаток сил.
Наше «слабое звено» (я искренне прошу не обижаться тех, кого записал в «звено», это всего лишь литературный прием, не более) уже давно отказалось от продолжения подъема, тест был для «неугомонных». И мы прошли его! Отдельных девушек пришлось даже заворачивать и якорить.
Сам я, честно, стал «сдыхать» на «тестовом» участке. Но не видел для себя возможности «слиться» и, можно сказать, «дополз на зубах» до 15-го флага, как до победного Знамени.
5 часов 55 минут нам понадобилось, чтобы подняться на 1 километр и 65 метров. Вот тебе, блин, акклиматизация!Зато с каким же с кайфом мы валили вниз! Отпущенный склон жесткий, но кайфовый! Двадцать минут и мы внизу — 12 км по трекеру. А там весна!!!! Тепло, тихо… И близкий ужин!!!
Ужин принес не только плотские удовольствия, но и разбудил ИНТРИГУ.«Бунт на корабле» поднял вождь «краснокожих», то есть «неугомонных» — Азат. Он несколько сумбурно, но настойчиво пытался довести до нашей команды пагубность такой быстрой акклиматизации и скорого восхождения. Может, я его не понял («колеса», знаете ли, действуют не только во благо и на кровообращение), но он боролся не за свои права, а за «слабое звено».
Диспозиция: по прогнозу у нас только одно погодное «окно» — завтра. Дальше прогноз не оставляет шансов для восхождения для всех, купивших обратные билеты (а я не покупал!). Но по Азату нужна ночевка на Азау, чтобы избежать губительных последствий и увеличить шансы. Я главный оппонент. Доводы — мы сохраним свое драгоценное здоровье, но останемся без вершины. В жопу!
Тут ИНТРИГЕ стали скучны наши терки и она решила прибавить градус: Юлий объявляет о наличии альтернативного варианта восхождения в лайтовом режиме по схеме Азата. Шекспир, проснись, и напиши по этому сценарию шедевр!
Тут начинаются тонкие границы личного участников восхождения и я строго придерживаюсь фактов: группа из трех восходителей, сообразуясь со своими личными ощущениями, пошла на особый режим восхождения, призвав для этого еще одного гида. Она была открыта и для других членов команды (некоторые отложили свое решение о присоединении к ней до утра). В планах — один день на Азау и восхождение сутки спустя после основной группы. Остальным пришлось стать командой «неугомонных».
Меня лично все эти пертурбации только грели и радовали. В первую очередь проявлением здравого смысла.Я не скрываю, что мое поведение чисто эгоистическое — я ставлю свои задачи выше командных, но то, что команда принимает нужное мне решение, подтверждает, что я прав!Ура! Можно глотать колеса и ложиться спать. Подъем в 2.00. До «раздела» он был в 1.00.Света и Альберт, каким бы Богам мы не молились, но только от вас зависела наша Удача. Спасибо!За предоставленные фотоматериалы моим попутчикам при случае проставлюсь. Мой скромный текст — всего лишь подпись под вашими шедеврами.