Lunar Electric Rover: Наверное, лучший внедорожник во Вселенной

Луноход NASA стоит больше шести миллионов долларов. Отличная тачка! Top Gear прокатился на нем первым в мире. 

Через десять лет человек вернется на Луну. Спутники и зонды уже подыскивают места для прилунения. NASA строит ракеты, а новая группа астронавтов уже готовится опять высадиться на Луне. Мерку для скафандров с них сняли. Они уже зубрят свои исторические речи. Великолепно. Так на чем они там будут ездить?

Новый вездеход, или если называть его правильно, Lunar Electric Rover – часть «Созвездия». Программы, в рамках которой кто-то (мужчина или женщина) снова отправится на Луну. Как и последние миссии «Аполлона» в 70-х, «Созвездие» – жестко научный проект. Последние три своих полета «Аполлоны» таскали на борту и вездеходы – чтобы астронавты могли собрать образцы с дальних лунных полей, за многие километры от места посадки.

Загружаю...

И это не просто средство передвижения, а еще и строительная техника, и дом. Цель «Созвездия» – заложить лунные базы для путешествий на Марс. Для этого нужны станции и стартовые площадки. В новом луноходе есть герметичный отсек, где астронавты могут жить до двух недель. Там есть кровати, душ, туалет – чисто космический кемпер. На вездеход можно навесить ковш и нож-отвал, сделав из него бульдозер, и расчищать в каменистом грунте площадки для лунного строительства.

 

Под жилой кабиной у Rover находится очень вездеходное шасси. Люди из NASA называют его «золотая колесница». У него шесть осей – 12 колес, каждое – поворотное и со своим собственным моторчиком. Итак, мы имеем машину с колесной формулой 12х12, и все колеса – управляемые. У каждой оси – полностью независимая подвеска. Она позволяет одной стороне взбираться на какой-нибудь валун, а другой – опускаться в трещины и разломы. По камням он пробирается, как паук: ноги на разной высоте, а туловище остается горизонтальным. Очень полезно на поверхности Луны, усыпанной огромными булыжниками.

Загружаю...

Rover, конечно же, на электротяге: ДВС в безвоздушном пространстве бесполезен. Восемь аккумуляторов лежат стопкой на днище, вместе они развивают 1630 Нм. Гораздо больше, чем у Bugatti Veyron, что очень важно для работы бульдозером. Вездеход развивает максимум 21 км/ч, но передаточные числа заточены не под скорость, а под тягу. Даже на полной мощности запас хода у него составляет 100 км на одной зарядке, а это больше, чем у всех аполлоновских Rover вместе взятых. На Луне разместят солнечные электростанции. Они будут заряжать аккумуляторы впрок, так что Rover сможет просто подъехать и перекинуть их.

Rover и все необходимое для постройки станций подзарядки отправят в космос на отдельном носителе. Старые вездеходы «Аполлона» доставлялись на лунных модулях верхом. Тогда не хватало денег отправлять оборудование и команду раздельно. Теперь два корабля встретятся на орбите и прилунятся одновременно. Все это выполнимо, хотя и жутко дорого. NASA жонглирует средствами между «Созвездием» и нынешними шаттлами на МКС. Поэтому неудивительно, что цену нового Rover называют шепотом. Приблизительно шесть миллионов долларов. И это без учета стоимости разработки (или, как однажды заметил Джеймс Мэй, без доставки…).

Загружаю...

Помня об этом, забираемся внутрь «Бродяги» через боковую откидную дверцу. Мы покатаемся на нем по лунной площадке в Хьюстоне. Это сюрреалистичная, завораживающая копия лунной поверхности: с отвесными кратерами, но с притяжением сильнее лунного процентов на 80. Здесь астронавты «Аполлона» учились водить свой колесный транспорт.

Внутри Rover разделен на два отсека. Один жилой: аскетичный и стерильный, как салон кареты скорой помощи без старичка со сломанным бедром. Складные кровати жесткие, пластиковые. Стоя упираешься головой в потолок. Второй отсек – рабочий: он кажется просторным и светлым благодаря большим окнам, которые придают ему сходство с кабиной стратегического бомбардировщика. Приборная панель – блок мониторов, возле каждого сиденья – свой руль-джойстик, так что вездеходом могут управлять и левши, и правши.

Сидишь далеко впереди, перед первой осью, вся машина за спиной. Нажимаешь кнопку под монитором, чтобы включить передачу, потом толкаешь вперед джойстик. Когда подключается трансмиссия, вездеход слегка содрогается, а потом легко трогается с тихим жужжанием электромобиля. Чтобы ехать вперед или назад, надо всего лишь двинуть джойстик, от себя или к себе. Покрутив его, как мельницу для специй, поворачиваешь. Если нужно повернуть под углом 90°, то просто отклоняешь джойстик вправо или влево, и вся машина поворачивается на месте – идеально для стыковки со станцией подзарядки.

Загружаю...

Цепкость феноменальная. С таким крутящим моментом и цепкостью он не забуксует никогда. В отличие от обычной машины трудно понять, что происходит внизу, потому что колеса далеко сзади, а подвеска не дает кузову крениться. На спуске в кратер повисаешь на ремне, и кажется, что машина вот-вот ткнется носом в грунт. Но короткие свесы и большой клиренс позволяют не цеплять за булыжники, а полный привод легко вытягивает вездеход вверх. Они построили идеальный внедорожник. Наверное, лучший во Вселенной – пока инопланетяне не показали нам свой.

Когда понадобится выйти – брать образцы и оставлять первые в этом веке следы на Луне, – есть специальный шлюз. Люди откроют дверь и войдут в свои скафандры, которые висят сзади Rover как бесплотные манекены. Как только космонавты оденутся, дверь закроется и загерметизируется, после чего скафандры освободятся. Так люди смогут перемещаться по всей планете и строить свои базы там, где им заблагорассудится. А без Rover они просто возились бы в пыли у корабля.

Загружаю...

Факты: Lunar Electric Rover

ЦенаПримерно шесть миллионов долларов без доставки

Двигатель12 электромоторов

ДинамикаМаксимальная скорость - 21 км/чКрутящий момент - 1630 НмМощность - 36 л.с.

ХодоваяПривод на 12 колес, коробка-автомат на каждом с нормальным и пониженным рядом передач

ПодвескаПолностью независимая рычажная с ходом в 66 см и адаптивной системой

Салон Герметичный жилой отсек с двумя герметичными скафандрами для прогулок по Луне

Текст Дэн Рид. Фото Энтон Уоттс. Перевод: TopGearRussia.ru

---

Июньский номер в продаже.

 

 

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Top Gear