Don’t step on my suedes! - «Эй! Не наступай на мои синие замшевые туфли!»
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
Шляпы мы уже обсудили, но одной шляпой не обойтись - не пойдешь же в шляпе, но босиком?
У обуви не менее древняя и потрясающая история, чем у шляп, но здесь поделюсь ( в темпе presto) только теми сведениями, которые меня и в самом деле поразили.
В эпоху Средневековья особенно интересны пулены - туфли с длинными, загнутыми вверх носами, которые часто украшались колокольчиками или бубенцами. Французский король Филипп IV даже издал специальный закон, согласно которому вся знать должна была носить только такую обувь. В XIV веке длина туфель демонстрировала знатность их владельца: нос туфель возрастал по длине в зависимости от ранга. Чтобы ходить было удобно и не спотыкаться, очень длинные носы привязывали загнутый кончик туфли к ноге бечевкой. Такая форма носов туфель сохранялась даже в доспехах.
Вот как они умудрялись в "этом" ходить и даже воевать?
Кстати - в Париже издается закон, запрещающий носить обувь с длинными носами, однако члены Королевской семьи могли носить такую обувь, она являлась предметом зависти, отсюда и пошло выражение «Жить на широкую ногу»
Дальше - больше! Каблуки придуманы для мэнов - вы знали?
Туфли с каблуками использовались во время верховой езды - каблук удерживал ногу в стремени, но при спешивании он проваливался в землю, что было очень неудобно. Поэтому, для защиты каблука и удобства на обувь надевалась отдельная подошва. Ее особенностью было то, что при ходьбе она стучала о каблук, тем не менее именно мужчины довольно долго были единственными, кто носил обувь на каблуках.
Ну, вот хотя бы здесь посмотрите - тут даже не средние века
В XVII веке, в эпоху барокко в моду вошли каблуки и банты на туфлях. На балах даже мужчины обязаны были появляться в туфлях, украшенных огромными бантами из лент (таких бантов могло быть даже по два: один, побольше, — на подъёме, другой, поменьше — около носка). Но во всех прочих случаях жизни они предпочитали ботфорты — высокие сапоги с квадратными носами, голенища которых заканчивались широкими раструбами. Их обычно опускали до уровня колен и носили вместе с канонами — своеобразными гамашами и вверху отделывали тонкими кружевами.
(Ах, ну конечно - Марлезонский балет, вспомнил!)
Своего предела высота подошвы и каблуков достигла в XVII веке, в годы правления Людовика XIV (считается, что король, будучи небольшого роста, ввёл моду на высокие каблуки намеренно, чтобы казаться выше). Высокие каблуки красного цвета (иногда даже расписанные изящными миниатюрами) надолго вошли в обиход придворных кавалеров.
( Что-то Король-Солнце страшненький какой-то был на самом деле. И что там так Лавальер за ним убивалась? И ведь не только она... Красные каблуки - это уж полный апофегей :)
Больше всего поразила обувь куртизанок в Венеции. Ничего такого не подумайте, но похоже мода у дам сделала очередной экскурс в прошлое. Это я за платформы...
А вот откуда они появились? Одни говорят, что в Китае. Там храбрая красавица придумала, как пройти по болотам и застать врасплох вражескую армию - так гласит легенда . Набили на подошвы такие вот "зубы" и вперед - по-воду, как посуху.
Выглядела эта новация примерно так - в парадном варианте
Но в Венеции!!! В Венеции, в отличие от Китая, женские ножки не считалась главным символом красоты, но приличная дама тоже не должна была выставлять их напоказ, поэтому даже самая дорогая и красивая обувь всегда была прикрыта подолом платья.
Богатые куртизанки, в отличие от продажных женщин более низких сословий, хотели, чтобы их принимали за честных женщин ( "Честная куртизанка " фильм, помните?), а потому часто одевались и обувались, как замужние женщины или вдовы. И они могли это себе позволить, поскольку зарабатывали не меньше, а то и больше венецианских купцов. Венеция периода Возрождения – это крупный финансовый, торговый центр, куда со всех сторон стекаются самые лучшие, самые редкие, самые экзотические товары.
Возможно, тем же путем сюда прибывает и обувь, подобная маньчжурской женской обуви. В Венеции туфли на высокой платформе называли цокколи (zoccoli) – по звуку, который они издавали при ходьбе: «цок-цок».
А эти вообще невероятной красоты и богатства
Понятно, что самостоятельно ходить на подобных «ходулях» женщинам было трудно, и их приходилось поддерживать под руки при ходьбе по улицам.
Особенно на таких
А по-другим сведениям такие "тупли" были в Испании... их и сейчас кое-где носят.
"Одновременно с Венецией цокколи появились и в Испании. Испанская женская мода тех лет подразумевала отсутствие намека на грудь – она бинтовалась и сдавливалась корсетами. С одной стороны это объяснялось аскетизмом католической церкви, с другой, вероятно, богатые испанки не желали быть похожими на венецианских шлюх, время от времени заражавших их неверных мужей загадочной болезнью (!) А потому цокколи тут не предмет роскоши, а удобная, чаще всего деревенская обувь, спасающая от луж и грязи. Да и называлась она не цокколи, а chapín (также имитация звука, издававшегося при ходьбе).
Поскольку в английский язык эта обувь попала под названием «chopine» испанцы утверждают, что именно они, а вовсе не маньчжуры, тем более, не венецианцы, придумали обувь на платформе. Сегодня в музеях обуви около венецианских цокколи, как правило, стоит табличка с надписью «chopines»
Кстати, выражение «чапать», так же связывают с характерным звуком «чап-чап» при ходьбе по воде и грязи. Как и цокколи, чапины делали из разных материалов – целиком из дерева или из дерева и кожи, но носили их и мужчины, и женщины. В каждой отдельной области они имели свои особенности, свою резьбу-украшение, свою форму носка и свои местные названия.
К примеру, в Кантабрии их называли альбарка (albarca) - альбарки тут носят по сей день и даже ставят им памятники.
В общем история модной обуви очень поучительна и богата на события. Неудивительно, что обувь воспевали в прямом смысле - здесь сапог и вовсе "живой" и даже влюбленный:
Агузарова и её "Желтые ботинки"
Сапожников не забудем
Теперь мы можем понять парня, который так заботился о своих синих туфлях из замши.
«Blue Suede Shoes» была четвёртой песней, записанной Карлом Перкинсом, его первым хитом и коронным номером. С отличным танцевальным ритмом, чистой и энергичной гитарой и насмешливо-серьёзным текстом, она стала образцом подросткового ощущения в роке, образцом вызывающей самонадеянности. Песня стала легендарной в истории рок-н-ролла и принесла Перкинсу, одному из первых рокабилли-исполнителей, его огромную популярность и славу.
Замысел будущего хита родился во время гастролей в штате Арканзас, где Перкинс услышал, как парень сказал своей девушке: «Эй, не наступай на мои синие замшевые туфли» (англ. Don’t step on my suedes). Эта броская фраза стала рефреном песни «Blue Suede Shoes» и ценность замшевых туфель приобрела уж совсем глобальные масштабы.
«Blue Suede Shoes» была первой песней кантри, преуспевшей в музыкальных хит-парадах ритм-энд-блюза и поп-музыки.
Разумеется, на свой лад её немедленно спел Элвис Пресли
Уже позже - The Beatles (вместе)
...и Джон Леннон - отдельно ( концерт в Торронто)
Осталось добавить, что хит «Blue Suede Shoes» был отмечен одной из 500 песен, формирующих рок-н-ролл,выбранных Залом славы рок-н-ролла.
И посмотрите, как приспособил разную обувь художник Андрей Верещагин, чьи картины я уже ставил на "обложку" и не только...
Ботфорты
"Пирамида дураков" тоже интересная...