Cole Albert Porter -«A glimpse of Stocking» / «Мелькнул чулок» /
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
Портер прожил не такую уж долгую (всего 73 года), но ОЧЕНЬ бурную, насыщенную и интересную жизнь. О такой жизни говорят – как в кино! Да, впрочем, о композиторе сняли уже два фильма... один даже при его жизни... А то, что многие детали их сюжетов или имеют маловато общего с реальной биографией Портера или о многом умалчивают – так это только доказывает его неординарность.
Родился композитор в 1881 году в городке Пэ`ру, штат Индиана, и рос на ранчо в окружении фруктовых садов и лошадей. Его дед был одним из самых богатых людей штата и не жалел денег на внука. Собственная лошадь у Коула появилась уже в шесть лет. Дальше последует учеба Коула сначала в Вустерской музыкальной Академии, а после неё - учеба в самом престижном университете Америки того времени – Йельском.
В 1917 году, когда США вступили в Первую мировую войну, Коул отправился в Париж, который полюбил навсегда.
PARIS JE T´AIME - I LOVE PARIS - COLE PORTER
Он снял роскошные апартаменты в столице и проводил время между Фонтенбло, где обучал новобранцев оружейным приемам и стрельбе, и Парижем, где вел жизнь настоящего плейбоя.
Венеция, вечеринки на 150 человек, собственная плавучая баржа-дансинг с рестораном, друзья-писатели: Эрнст Хемингуэй, Скотт Фитцджеральд, Дос Пассос, художники – Пикассо, Леже, друзья-миллиардеры, охота за антиквариатом, верховая езда, шампанское, опиум, кокаин, гашиш – и всё равно, всё равно главным наркотиком, главным магнитом была музыка, были песни. Коул продолжал сочинять и продолжал петь в салонах, для друзей, свои двусмысленные, трехсмысленные куплеты…
Эльза Максуэлл, которая была центром элиты американских миллионеров в Европе, предвещала Портеру: - Однажды ты поднимешь публику до своего уровня… Но более трезвые критики говорили: - Твои песни слишком сложны, слишком изощренны для широкой публики…
Отчасти они были правы, но у Коула Портера была проблема совсем иного рода. Помимо песен феноменальной иронии, игривости, шедевров аллюзии он сочинял и чистый сентиментальный трэш или, как говорили в кулуарах Тин-Пен-Али – schamltz..
Коул был способен на тексты невероятной образности и он был способен на такую банальщину, как «она взяла (буквально) мое сердце и швырнула его прочь…(видимо, на помойку..)
Так или иначе Коул вернулся в Нью-Йорк и неожиданно всё изменилось. С одной песни. С той, которая до сих пор входит в первую пятерку Портера — Let's Do It
«Давай, сделаем ЭТО» - первая успешная и, наверняка, самая удачная из всех песен Коула Портера.
Let's Do It – была написана Коулом Портером в 1928 году. Портер был прав: чем же еще заниматься в эпоху Великой Депрессии, ежели не любовью? Но как обойти пуританские нравы страны? Сославшись на матушку-природу, под чьим руководством абсолютно всё живое «делает это»…!
«Давай сделаем ЭТО» Для смягчения столь прямолинейного предложения добавлено: «Давай влюбимся – let’s fall in love».
Но для эпохи Let's Do It все равно было чрезмерной откровенностью. Поэтому Портер приводит (это стало позже его приемом) длинный список всех, «кто это делает». Начиная от птиц и пчел, дрессированных блох, мидий на дне залива, ящериц и лягушек, петухов и курочек, божьих коровок, ленивых медуз и даже бабочек моли (к чему только нафталин! - вздыхает автор)..»
Let's Do It
Песни Портера и сегодня любят исполнять «умные» вокалисты. Вот, к примеру, Easy To Love. Вроде бы на первый взгляд обычная песенка про любовь... но очень ироничная и совершенно без того, что сейчас многие называют «соплями с сахаром». Скорее напротив... Портер во многих своих песенках на любовную тему к иронии добавляет изрядную долю... цинизма.
Thomas Hampson " Easy to love"
В очень известной его вещи Love For Sale («Любовь на продажу») девушка-проститутка ходит по улицам и предлагает: «Продается молодая аппетитная любовь... любовь свежая и еще неиспорченная.... любовь лишь едва-едва запачканная.... пусть поэты трубят о любви как маленькие дети... я знаю все типы любви лучше, чем все они вместе взятые... старая любовь, новая любовь... любая любовь – и все равно она настоящая любовь...»
K.D. Lang (Cole Porter) _ Love For Sale
Коул Портер помог «выходу в свет» самой знаменитой голливудской кинопары Джинджер Роджерс – Фред Астер. В фильме «Веселый развод» они исполнили его шлягеры, в том числе и так любимую джазмэнами Night And Day, с таким блеском, что фильм вошел в сотню лучших голливудских кино и пребывает там до сих пор.
Интересная история создания этой песни. В Италии он настолько впечатлился мозаикой под куполом одного мавзолея в городе Равенна, что той же ночью набросал тему песни. А мозаика представляла собой вечернее ультрамариновое небо с огромными золотыми звездами... и когда он входил, а потом выходил из мавзолея под дневные небеса, то эта смена образов, как говорил Портер, осталась с ним навсегда.
Fred Astaire & Ginger Rogers - Night And Day, The Gay Divorcee, 1934
Glenn Miller, The Andrews Sisters - Begin the Beguine - JazzAndBluesExperience
На самом деле Коул Портер на русский язык практически непереводим - настолько своеобразный у него слог и восприятие мира.Единственная песня с потрясающим набором каламбуров и метафор, замечательно переведенная на русский язык, была опубликована в свое время в журнале «Америка».
То была песня You're The Top — «Ты самый лучший, Ты вне конкуренции». "Ты вне конкуренции, как в Риме Колизей.Ты вне конкуренции, как в Лувре музей.Как косая башня Пизы,как улыбка Моны Лизы…Как вершины Памира, как сонеты Шекспира.Перья страуса, вальсы Штрауса,Фильм с участием Микки Мауса.."
"Ты заворожила меня, ты запала мне в душу да так глубоко, что стала ее частью.Ты заворожила меня..."
Diana Krall - I've Got You Under My Skin
Можно смело утверждать, что любой джазовый музыкант всегда будет возвращаться к бессмертным истокам американской популярной музыки. К её основательному фундаменту - Коулу Портеру.
Он был удивительным мэном - ничто не могло его сломить. Где-то в конце 30х он неудачно упал с лошади и получил тяжелые переломы ног. Позже - в течении 20 лет перенес более 30 операций. Тем не менее, любви к жизни он не потерял и умел находить радость во всем, что его окружало.
И напоследок - Everytime We Say Goodbye
" Каждый раз Когда мы прощаемся, Я немного умираю... Каждый раз Когда мы прощаемся, Я немного удивляюсь – зачем я это делаю..."
Ray Charles & Betty Carter