Певец времени
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
Георгий Свиридов не был баловнем судьбы. Родился в южных степях России в неспокойное время и потерял отца в пекле Гриажданской, когда ему едва исполнилось 4 года. По замыслу матери, мальчик должен был учиться игре на рояле - но его неумолимо влекла балалайка. Забросив рояль, мальчишка научился играть на слух на балалайке настолько успешно, что его приняли в оркестр народных инструментов.
Желание учиться музыке не пропало, и через 3 года работы в оркестре Свиридов пошел штурмовать музыкальное образование. На вступительных испытаниях нужно было сыграть что-нибудь на рояле. Репертуара у 14-летнего Свиридова не было совсем, и он предложил комиссии марш... собственного сочинения. И победил.
Затем была учеба в ленинградском музыкальном техникуме, где впервые разглядели его композиторский дар. Сокурсниками Георгия были такие будущие мэтры, как Никита Богословский и Соловьев-Седой.
Именно там, в ленинградском техникуме, написаны первые серьезные произведения - цикл романсов на стихи А. С. Пушкина.
Стремление к внутренней гармонии, сознание высокого предназначения человека — вот что сейчас особенно звучит для меня в Пушкине.
Запись 1976 года, романс "Зимняя дорога" исполняет Елена Образцова, за фортепиано сам маэстро.
В Ленинградской консерватории Гуоргия поджидала еще одна судьбоносная встреча - учителем его, а впоследствии и другом, стал Дмитрий Шостакович.
Блестящее окончание консерватории открывало перед юношей невиданные горизонты - но на дворе был 1941 год.. Началась война, и практически сразу Георгия зачислили в военное училище. К счастью, воевать ему не пришлось - по состоянию здоровья в конче 41-го кода он был демобилизован. Можно было сосредоточиться на музыке, что он с успехом и делал. Сначала в Ленинграде, потом в Сибири.
"За рекою" - отрывок из поэмы "Ладога", написанной для хорового исполнения
"Рождение песни"
Военные песни, оперетты, музыка к кинофильмам, хоровые циклы и новоизобретенный им жанр "музыкальной иллюстрации" - все направления давались ему легко, везде он добился успеха и заслуженно приобрел мировую славу.
"Наливались тополи" - из цикла "Казачьи песни"
Свиридова окружала героика, война, послевоенное восстановление страны. Художник всегда - во времени, и Свиридов был певцом своей эпохи. Он писал о Гражданской войне, и Великой Отечественной войне, о родных курских просторах.
Но для меня, жемчужиной его творчества стали иллюстрации к поэме Пушкина "Метель". Потому что это - музыка вне времени, музыка, не привязанная к конкретным событиям. Это любовь. Это зима. Это нечто вечное.
Марья Гавриловна была воспитана на французских романах, и, следственно, была влюблена.
На дворе была метель; ветер выл, ставни тряслись и стучали; все казалось ей угрозой и печальным. предзнаменованием... В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилося с землею.
Женщины, русские женщины были тогда бесподобны. Обыкновенная холодность их исчезла. Восторг их был истинно упоителен, когда, встречая победителей, кричали они: ура! И в воздух чепчики бросали.
Ну и в качестве бонуса всем пережившим эту утомительную лекцию - кантата "Наш Север". Композиция очень неспешная, задумчивая и созерцательная, но и Северу чужда спешка... жить в суете и шуме - удел южан))
Суббота - день не для веселья, а для души... так, по крайней мере, говорят эзотерики)))