Бундеслига и ТВ. Часть 1

Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).

Скорее всего, не все поклонники немецкого футбола знают, через какие трудности пришлось пройти Немецкой Футбольной Лиге (Deutsche Fußball Liga) перед достижением соглашения по продаже телевизионных прав на сезоны-09/10—12/13. Об этом у нас не очень много писалось, хотя тема увлекательная. Разве что Дмитрий Навоша в паре материалов касался этой проблемы и отмечал, что ситуация с продажей телеправ в Германии оставляет желать лучшего. Мало того, что телевизионных денег в Бундеслиге относительно немного, так еще и постоянные проблемы, связанные с ТВ, терзают DFL. Одна из последних – вмешательство антимонопольного комитета в деятельность Лиги.

Полгода назад я написал на эту тему целую курсовую работу. В блоге опубликую её немного переработанную и по частям, всего которых будет четыре. Иначе получится некрасиво и “много букв”. Думаю, что поклонникам Бундеслиги этот материал может быть интересен. Рассматривается ситуация с продажей и распределением прав на немецком телевизионном рынке, о сбыте телеправ заграницу речи не пойдёт – это совсем другая история. Напомню, что в Германии телевизионные контракты заключают клубы не по отдельности, а DFL как организация, включающая в себя 36 участников Первой и Второй Бундеслиги, между которыми распределяются теледеньги. Так что под термином “Бундеслига”, без указания номера, в материале понимаются обе лиги.

Загружаю...

Часть 1. Три миллиарда за шесть сезонов

В октябре 2007 года стало известно, что по прошествии пяти лет после банкротства KirchMedia знаменитый медиамагнат Лео Кирх возвращается в бизнес (В 2000 году, когда и была создана DFL, Кирх заключил с DFL соглашение и гарантировал Лиге сумму в полтора миллиарда евро за четыре года. Однако выплатил он только порядка 350 миллионов, и в апреле 2002 года Кирх объявил свое предприятие банкротом). И на этот раз предприниматель, несмотря на неудачный опыт в прошлом, объявил сферой своих интересов немецкий футбол и вновь сделал ставку на перепродажу телевизионных прав Бундеслиги. Кирх обозначил, что договор с DFL рассчитывает заключить на шесть сезонов ­- с 2009/2010 по 2014/2015. Лиге за всё время сотрудничества он пообещал 3 миллиарда евро. Претворять планы магната в жизнь должна была новая фирма Лео Кирха Sirius, которая распоряжалась бы правами и продавала бы их уже непосредственно заинтересованным телеканалам. Схема очень простая и DFL хорошо известная – примерно так же строилась работа в 2003-2004 году, когда партнёром DFL являлась швейцарская фирма Infront. Впрочем, ничем хорошим то сотрудничество не закончилось – швейцарцы заплатили положенные 290 миллионов евро за сезон, а потом захотели снизить сумму, что не устроило Лигу.

Лео Кирх

Загружаю...

Чтобы рассмотреть предложение Кирха, представители 36 команд и члены правления DFL встретились во Франкфурте-на-Майне 9 октября 2007 года. После многочасового совещания, на котором обсуждались детали сделки, решение было принято, и договор с Кирхом в итоге подписан. После заседания об этом официально сообщил председатель DFL и президент Бундеслиги Райнхард Раубалл. Он назвал тогда это соглашение «большим шагом в будущее для всего немецкого профессионального футбола». Предполагалось, что весной-2008 уже будет объявлен тендер на приобретение телеправ на первые три сезона из шести, предусмотренных соглашением.

Райнхард Раубалл

Итак, новый контракт сулил Лиге весьма радужные перспективы: обещанные 500 миллионов евро ежегодно поднимали бы доходы DFL от телетрансляций по сравнению с тогдашней ситуацией на приличные 20 процентов. Напомню, что согласно договору, подписанному на период трёх прошлых сезонов-06/07--08/09, DFL получала от телевидения в год 405 миллионов евро. Первостепенными и самыми эксклюзивными правами владел спутниковый канал из Мюнхена Premiere (летом 2009 переименован в Sky Deutschland), который за самые широкие на немецком ТВ права платил львиную долю от общей суммы – более 200 миллионов евро в год. Для сравнения: второе место по выплатам занимал бесплатный общественно-правовой телеканал ARD; он перечислял DFL 97 миллионов. Здесь стоит дополнительно отметить, что в феврале-06 при распределении прав на период сезонов-06/07--08/09 непосредственно канал Premiere никаких договоров с DFL не заключал. Это сделало тогда конкурирующее предприятие Arena, также работающее на рынке платного телевидения. Но всё сложилось таким образом, что Arena влезла в большие долги, покрывать которые сил и средств не хватало. И после показа всех игр обеих Бундеслиг в сезоне-06/07 было принято решение в межсезонье перепродать права на оставшиеся два полноценные сезона как раз каналу Premiere. За подобную сублицензию Arena получила от Premiere 17-процентный пакет акций общей стоимостью в 300 миллионов евро плюс около 100 миллионов в год. Формально до окончания срока контракта (30 июня 2009) партнёром DFL оставалась Arena, которая продолжала перечислять Лиге в год те самые 200 миллионов евро, но фактически «брала» эти деньги Arena у Premiere, перенявшего права и непосредственно ими владевшего.

Загружаю...

Помимо, собственно, продажи прав просто на показ матчей и обзоров, DFL и Sirius собирались сбывать уже готовый медийный продукт – материалы так называемого канала «Bundesliga-TV». Это предложение делало бы возможным без больших капиталовложений будущим заинтересованным телеканалам покупать уже готовые передачи или отдельные матчи, и включать в свою программу «картинку» Бундеслиги. Для производства материалов «Bundesliga-TV» DFL и Sirius планировали создание предприятия, 49% акций которого принадлежали бы DFL, и 51% - Sirius.

Загружаю...

Вообще, новая «сириусная» схема продажи прав предполагала, что DFL станет насколько только можно независимой от нестабильностей немецкого ТВ-рынка. На официальном сайте bundesliga.de тогда сообщалось, что достигнут некий потолок экономического роста Бундеслиги в телевизионном направлении, и Лига активно ищет возможности эти границы развития расширить, - новая модель продажи телеправ как нельзя лучше подходила под это. Принятая схема сочетала в себе стратегические возможности экономического роста в целом с определенными инновациями в частности. Новая схема финансирования, тщательно проработанная партнёрами, обещала DFL быть в полной финансовой уверенности и спокойствии. Говорилось, что еще никогда DFL не была настолько застрахована от убытков (все ведь помнили и банкротство Кирха, и «размолвку» с Infront) и гарантирована в доходах от ТВ, как теперь

Тогдашние владельцы прав (основные – как раз Premiere и ARD) спокойно отнеслись к возможным изменениям в расстановке сил и заявили, что готовы вести переговоры с Sirius, подчеркнув, правда, что не собираются в будущем платить за права, равнозначные имеющимся, больше.

Итак, в октябре 2007 года фирма Sirius готовилась через полгода объявить тендер на приобретение прав. Однако существовало одно НО, которое впоследствии оказалось роковым: объявлять конкурс разрешалось только после согласия антимонопольного комитета Германии, и в соответствии с правовыми требованиями этого государственного ведомства. Вот тут и начались приключения.

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Бундеслига: за кромкой поля
Популярные комментарии
serser14
когда 2 часть? а лучше сразу все
bartolomiy
сейчас вторую опубликую, и на выходных третью и четвертую
Серый199
Очень интересный материал, большое спасибо автору!
3 комментария Написать комментарий