Старый, добрый, Мовилья
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
Когда мы видим в ленте новостей спортивного сайта или в оглавлении спортивного журнала заголовок статьи о спортсмене, то подсознательно готовим себя к новым, неведомым до сего момента историям из его жизни. Если речь заходит о футболисте, то это наверняка будет рассказ о его тяжелом детстве, как он гонял мяч в подворотнях двора или на траве центрального парка города, откуда его забрали в большой футбол и тому подобные. Даже порой складывается впечатление, что те, о ком не печатают такие биографические статьи, свое детство провели в изобилии игрушек и внимания со стороны родителей, и было у них все сладко и гладко всю жизнь. Хотя порой и такие заслуживают таких очерков, Жерар Пике например.
Так или иначе, в большинстве своем это герои нашего времени, кумиры молодежи или же просто исторические личности. Но есть те, чьими постерами не обклеивают стены у себя в комнате, майки с чьими фамилиями не надевает детвора идущая во двор гонять мяч. Есть обычные футболисты. Даже, наверное, можно сказать заурядные. Но вы понимаете, что если бы личности о которых пишут были бы заурядными, то о них не писали бы. Это рассказ об одной из таких личностей.
22 сентября 2012 года, Сарагоса, стадион «Ла Ромареда», рядовой матч местной «Сарагосы» против «Осасуны». Идёт 60-я минута, счет 2:1 в пользу хозяев. И вдруг… Стадион взрывается овацией. Счет стал 3:1? Диктор объявил о том, что на матче аншлаг? Судья удалил кого-то из «памплонцев»? Нет, всего лишь обычная замена, коих за матч случается до шести штук. На поле выходит неприметный с виду низкорослый лысый игрок под №2. Восторженные аплодисменты и гул трибун направлены в его адрес.
Его зовут Хосе Мария Мовилья.
Как это ни парадоксально, но самый возрастной игрок Примеры, а именно им Мовилья является (38 лет ему исполнилось 8 февраля), не играет в самой возрастной команде – «Леванте». Хотя, признаюсь, после расторжения контракта с «Райо Вальекано» именно там его я ожидал увидеть.
Меня всегда интересовало: почему футбольные клубы приглашают к себе в команду столь возрастных игроков? Пусть даже за бесплатно. Логичных причин у меня две: первая – он [игрок] возвращается в родную команду спустя годы странствий; вторая – для глубины состава, т.е. «как бы чего не вышло». Трансфер Мовильи ломает эти стереотипы напрочь. Он не является воспитанником «Сарагосы» - это «раз», а «два» в свои годы он является игроком стартового состава.
История возможно была бы красивее, если бы Мовилья действительно вернулся в свой родной город и родной клуб. Но, «Реал Мадриду» он не понадобился, что в принципе и понятно. Да и наверное сам «Реал» Мовилье не очень-то нужен. Нет, серьезно, будучи воспитанником «Реала» и пройдя все ступени кантеры, Мовилья в одном из своих интервью признался, что больше всего хотел выступать за другой столичный клуб – «Атлетико». Это желание проснулось в нем, когда «Реал» пристроил своего воспитанника… Нет, не в «Хетафе». И не в «Эспаньол». Да никуда он его не пристроил. Мовилья сам нашел себе клуб. Этим клубом стал малоизвестный «Москардо». Клуб мягко говоря не хватающий звезд с неба, а главным его достижением и по сей день является один-единственный сезон проведенный в Сегунде в сезоне 1970/1971.
«Москардо» по своей сути считался клубом полупрофессиональным, поэтому чтобы хоть как-то сводить концы с концами игроки совмещали футбол с другой работой. Мовилья был одним из них. Неизвестно, случайно это было или он это специально устроил, но местом его работы был… стадион «Висенте Кальдерон» - домашняя арена «Атлетико», где Мовилья в перерывах между тренировками и играми убирал территорию.
«Каждый раз когда я выходил на работу я смотрел на «Висенте Кальдерон» с замиранием сердца. Когда я оказывался внутри чаши, у меня буквально перехватывало дыхание. Моей мечтой было сыграть здесь хоть раз, но тогда она казалась мне несбыточной».
Очередная история о трудностях футболиста. Но всё стоящее дается нелегким трудом и Мовилья в этом плане не исключение. Все три с половиной года, что он провел в «Москардо» (плюс полугодичные аренды в «Нумансию» и «Оуренсе») Мови всерьез раздумывал над тем, чтобы прекратить карьеру футболиста. Но ему повезло – повезло как сильнейшему. На ставшего, наконец-таки, игроком основы Мовилью положила глаз тогда еще неизбалованная вниманием скуповатых шейхов «Малага». Более того, в начале 90-х годов южане пережили банкротство и на момент прихода Мовильи в команду (в 1998) играли в третьем по ранжиру дивизионе Испании – в Сегунде Б. Тогда в «Малаге» было сделано всё для любого растущего футболиста: руководство, которое и стремилось вернуть имидж клубу, но не требовало сиюминутных результатов; тренер желавший достичь больших успехов; болельщики, которые и тогда регулярно заполняли домашний стадион «Ла Росаледа»; и, наконец, сама команда собранная из опытных, но не доказавших всем и всё, и молодёжь, преимущественно воспитанники клуба. Ротета, Басти, Катанья (да-да, тот самый что рвал и метал в «Сельте» и бездельничал в самарских «Крыльях Советов»), Дели Вальдес, Хосеми, Фернандо Санс (будущий капитан, а после и президент клуба), Руфете… Знакомые имена? А это лишь малая часть тех, кто вытягивал «анчоусов» из пучин испанского футбола. Кстати, все перечисленные, а так же герой нашего рассказа (ну и многие другие) удостоились упоминания в песне группы Cosa Mala – Malaga Shula, к слову, являющейся неофициальным гимном клуба. Болельщики «Малаги» просто обязаны иметь этот трек у себя в плейлисте.
В сезоне 2001/2002 пути «Малаги» и нашего героя разошлись – «анчоусы» взяли старт в Примере, а Мовилья отправился в Сегунду. Но вряд ли он от этого расстроился, ведь он осуществил свою мечту – летом 2001 года он ступил на газон «Висенте Кальдерон» не в качестве уборщика, а в качестве игрока «Атлетико». Тот сезон был для «матрасников» попыткой «номер два» для возвращения в элиту и для этого за штурвал в четвертый, и в последний раз, встал легендарный Мудрец – Луис Арагонес. Вторая попытка вышла на славу и следующий сезон, «Атлетико» начал уже в ранге клуба Примеры. Как раз вовремя – к столетнему юбилею. Однако на следующий, послепраздничный сезон в команду вместо Арагонеса пришел Грегорио Мансано, незадолго до этого приведший «Мальорку» к победе в Кубке Короля. И по этому поводу ему был предоставлен полный карт-бланш, чем он не приминул воспользоваться, пригласив из «Мальорки» молодых и перспективных Альваро Ново и Ариэля Ибагасу – конкурентов Мовильи за место в основе. Конкуренции как таковой не было, Мансано попросту «замариновал» одного из любимцев торсиды «кольчонерос» на лавке, дав тому провести до конца календарного 2003 года всего два матча.
«Я не хотел уходить. Я не мог себя представить в другой команде. Я готов был ждать шанса заиграть в «Атлетико» сколько угодно. «Сарагоса» тогда мне не казалась «моей» командой, но я решился, потому что другого шанса у меня могло и не быть»
Эти два трофея по-прежнему остаются последними в карьере Мовильи, равно как и в истории «Сарагосы».
«Атлетико» же, сезон 2003/2004 закончил седьмым в шаге от зоны КУЕФА. Мансано по окончании сезона был отправлен в отставку. Мовилья после истечения полугодовой аренды подписал контракт с «Сарагосой» на три года, за которые смог еще раз дойти до финала Кубка Короля, сыграть в Кубке УЕФА и быть фигурантом новостей о своем возможном вызове в национальную сборную Испании.
Будучи воспитанником «Реала», Мовилья мечтал играть в «Атлетико»
Добросовестно отработав контракт Мови на правах свободного агента отправился в новый клуб. Не в Сегунду – нет. Во вновь прибывшую в Примеру «Мурсию». Вернулась в элиту она конечно ненадолго – всего на сезон. Период карьеры в «Мурсии» для Мовильи может быть вполне сопоставим с периодом мучений на заре карьеры. Слабая команда и отсутствие результатов это полбеды – вторая половина, это полугодичный простой без игровой практики. Такое решение принял тогдашний рулевой «гранатовых» Хавьер Клементе в апреле 2008 отстранив от игр Мовилью, а вместе с ним и Франсиско «Пако» Гальярдо, обвинив их в недостаточном усердии в достижении цели спасения команды от вылета. Этого сделать не удалось, а Гальярдо и Мовилья по-прежнему были вне команды. До декабря 2008 года, когда Хавьер Клементе покинул пост главного тренера «Мурсии».
Однако тот период не стоит помнить лишь с негативной стороны. В 2009 году в Мадриде была открыта Школа Футбола имени Мовильи, которая помимо столицы, так же имеет филиал в Леганесе. Регулярно в Школе проводятся специальные лагеря, куда летом на просмотр регулярно приезжает около сотни детей разных возрастов. В школе предусмотрено всё для роста и развития детей в футбольном плане, а так же в плане учебы. Есть всё то, о чем Мови в своей юности мог лишь мечтать. Мовилья очень любит детей и дополнительные инициалы на его игровой майке D.I.рядом с его фамилией – есть ни что иное, кроме как первые буквы имен его детей Даниэля и Ирен.
Покинув летом «Райо» Мовилья долгое время раздумывал о завершении карьеры. Прошел июль, август… Закрылось трансферное «окно». Подходил уже к концу сентябрь… И «Сарагоса» объявляет о трансфере Мовильи. И вот оно второе пришествие. Как уже было написано выше, мало кто видел логику в этом трансфере. Разве лишь в том, чтобы дать шанс Мовилье пойти на рекорд и стать самым возрастным игроком Ла Лиги за всю ее историю. Но до рекорда без малого десять лет – поставил его англичанин Гарри Лоу из «Реал Сосьедада» в 1935 году будучи в возрасте 48 лет. До второго места на семь лет меньше – это уже герой недавних времен Амедео Карбони из «Валенсии».
Нет, не думаю что человеку, которому 38 лет, который в свои годы провел 12 из своих 19 матчей от звонка до звонка, который записал на свой счет пять голевых передач, есть дело до этих рекордов. Нет, он просто пришел играть. Играть и побеждать, и класть на алтарь победы все свои силы. От матча к матчу. От звонка до звонка.
Эту, а так же другие интересные статьи вы можете прочитать в мартовском номере журнала "ребят с трибуны"(©) All Spot Magazine