«Розы», интернет и демократия. Чему команды РФПЛ могут поучиться у «Сиэттл Саундерс»
План был такой: на матчи клуба «Сиэттл Саундерс», образованного в 2007-м, в среднем будет ходить по 12 тысяч человек. Открываем статистику сезона-2012. Домашние матчи «Саундерс» в регулярном чемпионате в среднем посещало 43144 человека, в плей-офф – 39758. На дерби «Сиэттл Саундерс» – «Портленд Тимберс» пришло 66542 зрителя (в исключительных случаях для футбольных болельщиков открывают второй ярус). В чарте посещаемости английской премьер-лиги «Сиэттл» занял бы место в первой десятке. В аналогичном рейтинге российской премьер-лиги «Саундерс» вышли бы на чистое первое место, примерно вдвое опережая и «Терек» и «Спартак».
Популярность «Сиэттла» не завязана на интересе публики к звездам мировых масштабов, на старости лет все чаще едущим на заработки в Америку. Конечно, в «Сиэттле» третья по размеру зарплатная ведомость, а несколько лет назад здесь выступали Кейси Келлер и Фредрик Юнберг, но сейчас тут нет ни Бекхэма, ни Робби Кина, ни Тьерри Анри (хотя, похоже, скоро будет Обафеми Мартинс). «Сиэттл» - это и не про «глорихантинг»: в прошлом сезоне «Саундерс» вышли в финал конференции (условно говоря, назовем это полуфиналом), но проиграли. «Сиэттл» ни разу не становился чемпионом, а судя по тому, как масштабно «Гэлэкси» рекрутируют европейских звезд, еще долго не будет главным фаворитом.
В чарте посещаемости английской премьер-лиги «Сиэттл» занял бы место в первой десятке. В аналогичном рейтинге российской премьер-лиги «Саундерс» вышли бы на чистое первое место, примерно вдвое опережая и «Терек» и «Спартак».
В чем же секрет безумной популярности «Сиэттл Саундерс»? Почему клуб получает восторженные отзывы даже от таких людей, как комиссар НБА Дэвид Стерн?
В «Сиэттле» сразу поняли, как важно дать болельщику понять, что клубу не плевать на его мнение. «Главное для нас было не допускать ошибок на старте. Что-то исправить после запуска уже очень сложно», – говорит Эдриан Хэнауэр, генеральный менеджер (грубо говоря, спортивный директор) «Саундерс». Работа с потенциальными владельцами сезонных абонементов началась задолго до того, как игрок «Сиэттл Саундерс» нанес первый удар по мячу.
Именно жители Сиэтла выбрали название для команды – вариант «Саундерс» набрал больше всего голосов в опросе, проведенном через интернет. Директор по развитию Барт Уайли рассказал ESPN Magazine, что клуб с самого начала сделал ставку на молодых людей, увлеченных новыми технологиями. Работники клуба присматривают за качеством обратной связи в Сети – в частности, следя за тем, чтобы болельщики заполняли различные онлайн-опросы.
Руководство «Сиэттла» наладило партнерские отношения с «Сихокс» - городской командой НФЛ. Больше половины работников «Сихокс» также устроены в «Саундерс» – считается, что в 2007-м это помогло организовать безупречный запуск новой франшизы, а результатом «мозговых штурмов» представителей двух организаций, в частности, стал спонсорский контракт с Microsoft.
Самый же радикальный ход «Сиэттла» – допустить болельщиков к управлению командой. Эта идея пришла в голову одному из владельцев команды, американскому телеведущему Дрю Кэри, вдохновленному испанской концепцией socios. Каждые четыре года болельщики «Саундерс» выбирают генерального менеджера. Более того, выборы вообще можно провести в любой момент. Для этого нужно согласие двадцати процентов членов «Альянса» – официальной фанатской группировки «Саундерс». Голосовать могут владельцы сезонных билетов, а также члены «Альянса», регулярно делающие взносы. Надо отметить, что болельщики имеют право распоряжаться только лишь судьбой уже нанятых менеджеров – выбирать нового ГМ в любом случае будут представители клуба. Первые перевыборы состоялись в прошлом году – Ханауэр сохранил должность.
Каждые четыре года болельщики «Саундерс» выбирают генерального менеджера.
Загружаю...
Маркетинговый отдел «Саундерс» придумывает яркие, запоминающиеся кампании. Накануне первого матча клуб выпустил 20000 шарфов. Они полагались покупателям сезонных абонементов, их бесплатно раздавали на улицах города, а еще десятки «роз» расцвели у самых известных мест в Сиэттле – и не только, рассказал Sports.ru Джеремия Ошан, куратор популярного блога Sounder at Heart.
Еще одна громкая кампания – серия открытых просмотров Seattle Sounders Super Search. Награда лучшему игроку – место в заявке «Саундерс». Все это показывали по телевидению. Болельщики и здесь получили право голоса – именно они выбирали одного из четырех финалистов. Победителем конкурса стал 20-летний студент Винициус Оливейра, подработывавший баристой.
Стать звездой профессионального футбола Оливейре все же не удалось, но, по крайней мере, он съездил с командой на пару сборов.
И да, у «Сиэттла» есть настоящее дерби – против «Портленда». Классическое для американского соккера противостояние, еще в 70-е привлекавшее десятки тысяч зрителей.
Привлекать новых болельщиков «Саундерс» помогают и те, кто уже несколько лет посещает каждый матч «Сиэттла». Поклонники МЛС часто говорят, что удовольствие от похода на стадион «СенчериЛинк Филд» можно получать, вообще не следя за игрой.
До матча:
«СенчериЛинк» во время матча:
Баннер в честь тренера Сиги Шмида
«Саундерс» считается командой, которая с удовольствием делится опытом привлечения болельщиков. Конечно, прежде чем посылать своих представителей в Сиэттл, надо понимать, что «Саундерс» не придумали формулу успеха из ничего, которую можно легко экспортировать в любую точку планеты (в частности, сложно представить, что фанаты российских топ-клубов когда-либо получат возможность выбирать спортивного директора). Речь, скорее, о том, как менеджмент сумел грамотно распорядиться хорошими исходными данными. Сиэттл всегда был футбольным городом: еще до того, как «Саундерс» присоединились к МЛС, большие толпы людей приходили на связанные с футболом мероприятия, а собрать деньги на строительство «СенчериФилд», помогло обещание, что на новом стадионе будут играть не только в американский футбол, но и в соккер.
«Саундерс» не придумали формулу успеха из ничего, которую можно легко экспортировать в любую точку планеты. Речь, скорее, о том, как менджемент сумел грамотно распорядиться хорошими исходными данными.
«Многие из нас так до конца не понимают, почему клуб стал так популярен, – признается Джеремия Ошан. – «Саундерс», конечно, повезло: клуб появился через несколько месяцев после того, как из города уехала команда НБА. У бейсбольных «Маринерс» дела тогда не шли – как и у «Сихокс» в NFL. Появление «Саундерс» стало позитивным событием, зацепившим внимание людей. Однако успех превзошел любые ожидания, хоть мы всегда и верили, что у клуба все будет хорошо».
Тем не менее, когда Хэнауэр говорит, что менеджеры клуба не имеют никакого отношения к взрыву посещаемости «Саундерс», любому ясно, что генеральный менеджер лукавит. Часть болельщиков иногда беспокоится, что клуб перестанет развиваться и соккер-бум в Сиэттле закончится. «Если «Саундерс» зазнаются, если начнут нанимать идиотов, все тут же рухнет», – гласит пессимистичный пост на гостевой «Сиэттла». К счастью фанатов «Саундерс», все указывает на то, что в клубе думают не только о сегодняшнем дне. «Если мы когда-нибудь решим, что ничего делать не надо, ведь в субботу и так все придут, нам крышка», – говорит Хэнауэр. Другой акционер клуба, бывший президент Walt Disney Studios Джо Рот, рассказывает, что плохо спит по ночам. Мешают мысли о том, что надо сделать, чтобы на «Саундерс» ходило еще больше людей.
Новый сезон МЛС начнется 3 марта.
Объединенный чемпионат. В чем секрет популярности MLS