Тapeur
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
Говорят, знаменитой её сделал Оскар Уайльд — в своих заметках «Impressions of America». «Over the piano was printed anotice: „Please do not shoot the pianist. He is doing his best“», — то есть, дословно, это звучит так: «Не стреляйте в пианиста, (потому что) он играет наилучшим образом из того, на что он вообще способен». Это было предупреждение, которое писатель встретил в салуне города Leadville штата Colorado.
Как утверждают некоторые исследователи, зачастую под pianist’ом понимался тапёр, то есть музыкант, который (за плату) развлекает жующую публику в ресторане, там же и танцы на сцене и, для желающих плясок - в зале.
Формально - тапёр (фр. tapeur от taper, буквально — хлопать, стучать) — во второй половине XIX — начале XX века музыкант, преимущественно пианист, сопровождавший своим исполнением танцы на вечерах, балах, впоследствии — немые фильмы. Название профессии произошло от манеры исполнения, так как зачастую в наличии имелось лишь пианино низкого качества, на котором приходилось играть, буквально стуча по клавишам.
Думаю, что этот pianist, помимо умения играть, должен был быть личностью незаурядной во всех отношениях...
Во первых - обладать баснословной выдержкой - вы только посмотрите:
А здесь - излучает доброжелательность и даже любовь. Не находите?
Но расцвет профессии тапера совпал с появлением "Великого немого". Обычная манера игры тапёра в кинотеатре — импровизация на несложные темы, «подгонявшиеся» по характеру к происходившему на экране. Примерно вот так:
И как тут не вспомнить Великого короля того, немого кино?
"Я не знал, как мне гримироваться. Моя внешность в роли репортера мне не нравилась. По пути в костюмерную я мгновенно решил надеть широченные штаны, которые сидели бы на мне мешком, непомерно большие башмаки и котелок, а в руки взять тросточку. Мне хотелось, чтобы в моём костюме всё было противоречиво: мешковатые штаны и слишком узкая визитка, котелок, который был мне маловат, и огромные башмаки. Я не сразу решил, буду ли я старым или молодым, но, вспомнив, что Сеннет счёл меня слишком молодым, наклеил себе маленькие усики, которые, по моему мнению, должны были делать меня старше, не скрывая при этом моей мимики. Одеваясь, я ещё не думал о том, какой характер должен скрываться за этой внешностью, но как только я был готов, костюм и грим подсказали мне образ. Я его почувствовал, и, когда я вернулся в павильон, мой персонаж уже родился..."
Так родился знаменитый и всем знакомый бродяга.
В жизни Чаплина однажды наступил период, когда он совсем не снимал кино, отдавая все время музыке.
Это произошло в самом конце 1950-х годов, когда он с семьей обосновался в Швейцарии, купив домик в городке Веве.
Отойдя на время от дел, старый мастер решил обновить свои немые картины. Он записал авторский комментарий к «Золотой лихорадке» и музыку для полнометражных фильмов.Это были те нечастые случаи, когда полностью раскрывается многогранность таланта творческого человека. Чаплин владел искусством композитора в совершенстве. Он свободно играл на фортепьяно и виолончели, но больше всего любил скрипку. Левша от рождения, он держал скрипку в правой руке, то есть в обратном общепринятому положении. Свободно читал ноты, но чаще играл на слух, импровизируя, на ходу выдумывая новые мелодии и лишь потом перенося их на бумагу...
Рассказывают, как-то на большом званом вечере у Чаплиных, было прослушано немало музыкальных шедевров. А под конец Чаплин сказал, что все они великолепны, но есть и лучше и... поставил пластинку со своей собственной музыкой... Какую именно, история умолчивает.
Возможно эту...
Или совсем знаменитую мелодию из "City Lights"
В любом случае, слушая их сейчас, понимаешь, что и музыку "Человек-оркестр" писал действительно замечательную.
И бонус для тех, кто уже и забыл, как это было - немое кино...