Блоги без рекламы наносят ответный удар

Тем, кто помнит о жарких дискуссиях на тему рекламы в интернет-изданиях, будет, возможно, любопытно прочитать об эксперименте некоего блоггера, решившего, что вместо рекламных баннеров он будет продавать подписки.

Вот краткое описание того, что у него получилось (ссылка на Хабрахабр).

Для тех, кому лень открывать новое окно в браузере, перескажу кратко: довольно известный политический блоггер Эндрю Салливан решил открыть свой независимый блог, в котором рекламы не будет вообще. Зато будет ограничение на просмотр полных статей - не больше некоторого количества в месяц. Желающих читать все целиком просят заплатить 20 долларв в год или больше, сколько не жалко. За несколько часов Салливан набрал подписок больше чем на 100 000 долларов ("шестизначный доход").

* * * * * * * *

Какие из всего этого можно сделать выводы?

Во-первых, и в главных, безрекламная модель продолжает жить и набирает сторонников не только среди крупных изданий (ESPN, почти все сайты серьезных газет в США), но и среди независимых блоггеров. Люди согласны платить за то, что они читают. Это, в общем-то, неудивительно, учитывая, что те же самые люди платят за кино, книги, видеоигры и прочие развлечения.

Загружаю...

Во-вторых, очень любопытны мотивы Салливана. Я приведу полную цитату с Хабра, благо перевод довольно точен:

Отвечая на вопрос, почему он решил отказаться от рекламы, Салливан сказал, что наблюдал за медиа-индустрией последние десять лет и обнаружил, что погоня за доходами от рекламы привела не только к вопиющей «проституции» ради повышения числа просмотров страниц (например, «слайд-шоу знаменитостей топлесс»), но и оказывает более «тонкое развращающее» влияние. «Вы пытаетесь нагнать просмотры страниц, которые на самом деле не имеют под собой никакой редакционной основы», — говорит Салливан.

Не нужно даже приводить конкретных примеров и ссылок, чтобы признать, что Салливан прав на 100%.

В-третьих, о чем не дописали на Хабре, но о чем сказал сам блоггер, отвечая на вопрос о том, будет ли работать его модель для менее известных авторов. Да, по его мнению, будет, хотя доходы, вероятно, будут соразмерно меньше.

* * * * * * * * *

Разумеется, никакой успех Салливана и прочих американских блоггеров не снимет с повестки дня самого ходового аргумента "против" - у нас (читай, в ру-нете) это работать не будет, т.к. люди не привыкли платить за контент.

В противовес этому распространенному заблуждению я могу сказать следующее.

Steam, платформа для продажи видеоигр, не вытеснила торренты, но имеет весьма большую аудиторию у русскоязычных пользователей, которые, якобы, не привыкли платить за контент.

Apple и Google открыли свои магазины по продаже музыки и видео в интернете и для России тоже, не стесняясь того, что кто-то где-то не привык платить за то, что можно просто скачать.

Загружаю...

Если такие большие компании рискнули инвестициями ради того, чтобы продавать нечто якобы "не продаваемое" из-за особенностей менталитета, то осталось совсем немного до того момента, когда их примеру (точнее, примеру Салливана) последует кто-нибудь из российских "производителей текстов" - веб-сайт, портал новостей, интернет-газета.

Весьма вероятно, первая (вторая, третья, не суть) попытка окажется "неожиданно успешной", и тогда все вокруг бросятся брать подписку. Боюсь только, что перейти от модели с "проституцией за повышение количества просмотров" обратно к качественному контенту будет не очень просто.

Но посмотрим, конечно.

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Hacking Sports.ru
Популярные комментарии
Михаил Калашников
Есть подозрения, что работая на большие американские медиа, в год Салливан получил бы (и, как я понимаю, продолжает получать) гораздо больше без необходимости платить программистам и за хостинг (собственно, по ссылке говорится, что сумма даже не окупает поддержку блога). К тому же не факт, что это пропорционально масштабируется. Вы можете заплатить одному Салливану, потому что он первым задел ваши чувства - "ужасная реклама", "смелый эксперимент", "поддержать качество". Десяти Салливанам платить уже как-то муторно, а главное, чувства второй раз не заденет. Если что, "Ведомости" работают в России по похожей модели. Более ценный, нужный, качественный контент для специфической аудитории - богатой и готовой платить - мне трудно себе представить. Говорят, они убыточны, даже несмотря на то, что до конца от рекламы не отказались.
Михаил Калашников
В краудфандинг я как раз верю - сейчас вообще эпоха благотворительности. Но мне бы не хотелось, чтобы весь медиабизнес перешел в зону благотворительности (к чему, в принципе, понемногу идет, просто иначе: одному миллиардеру содержать СМИ получается проще, чем ста тысячам читателей). Есть же еще забавный нюанс. В iTunes вы хотя бы платите за удобство и безопасность по сравнению с пиратами - за возможность не разбираться в торрентах, например, и не скачивать архивы с вирусами с сомнительных сайтов. Заплатить для многих проще, чем осваивать технологии. А в случае текстов вы платите, по сути, за неудобство. Нужен мне был какой-то текст в The Huffington Post недавно, оказалось, что он почему-то закрыт - не знаю, платно или просто регистрация нужна. Я вбил заголовок в Google, нашел какую-то копию и прочитал. Так быстрее (кстати, даже у "Ведомостей" при переходе с поисковиков открыты тексты, которые иначе закрыты - иначе они упадут в выдаче и аудитории будет меньше). То есть при таком подходе монетизируется, на самом деле, любовь и преданность потребителей. Не то чтобы это не работало совсем - известно, что Apple в смутные 90-х долго выезжала на лояльности прежних покупателей - но чтобы компания стала по-настоящему расти, понадобилось делать не просто дорогие, но дорогие и очень удобные продукты.
Ответ на комментарий Tikonderoga
Может, конечно, заплатят одному Салливану, но есть подозрение, что не ему одному. Так же, как платят за фильмы и музыку в iTunes, я не зря привел эти примеры. Или вот Kickstarter - платформа для краудсорсинга: число проектов, собравших там серьезные деньги, очень велико. А 20 баксов в год - это, буквально, два ланча или один поход в кино.
Tikonderoga
Какое отношение "задроты в сети" имеют к Стиму? Стим просто продает игры, и все. Аллоды и прочие так называемые free-to-play проекты (в которые нужно вкладывать реальные деньги кошельками) обычно тусуются вне Стима, на своих полянках. И играют в них не то чтобы очень многие. А вот заплатить 5-10-15 долларов за игру, просто чтобы не долбаться с торрентами, не иметь проблем с неработающими патчами, поддержать разработчиков готово, как оказалось, достаточно много людей.
Ответ на комментарий Михаил Даньшин
Стим стал популярным из-за кучи задротов в сети. Не было бы его, вбрасывали бы деньги в какие-нибудь другие онлайн-проекты. Лично знаю человека, выкинувшего более 100 штук в Аллоды. Это же по сути игровые автоматы. Они всегда были популярны, даже в бедные 90-е. У нас азартная нация. А профессиональный контент (тем более спортивный) – совсем другое дело. Его следует ставить на другую чашу весов
Еще 8 комментариев
11 комментариев Написать комментарий