50 феноменов кальчо. Глава №1. Херберт Килпин и его «Милан»
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
Это первая глава обещанного раздела про историю итальянского футбола. "Феномены" здесь обозначают кого-то или что-то выдающееся: футболистов, тренеров, президентов, клубы, матчи, серии, случаи и т.п. Главы идут не в порядке значимости персонажей, а произвольно.
Если кто-то захочет принять участие в этом проекте - добро пожаловать! Если есть какое-то предложение насчет героев для глав, возможность и силы написать хороший текст о каком-то историческом персонаже кальчо - пишите в коментах или в личку.
Итак, поехали!
Глава №1. Херберт Килпин и его «Милан»
Интересно, что в обоих случаях взлеты были связаны с великолепными иноземными экипажами. После войны таковым была шведская «семья» Гуннар Грен, Гуннар Нордаль и Нильс Лидхольм, удобно сокращенная прессой до Гре-Но-Ли (одну из глав обязательно сделаю про них). В конце века это голландские пилооты (в голландском часто встречаются двойные гласные ;)) Франк Райкаард, Рууд Гуллит и Марко ван Бастен (тоже отдельная глава).
Кроме того, на заре своего существования «Милан» также выдал неплохую серию из трех побед в 1901, 1906 и 1907 гг. В составе тогда тоже блистали чужеземцы - англичане.
А еще любопытнее это все становится, когда обнаруживаешь, кто был отцом-основателем, заботливым родителем и идейным вдохновителем «Милана». Вот он: Херберт Килпин, уроженец английского Ноттингема.
Килпин родился в 1870 году в многодетной рабочей семье у него было 9 братьев и сестер. Работая складским помощником, он параллельно играл в местных небольших командах. Сначала в «Ноттс Олимпик», а затем в «Сент-Эндрюз», которая была образована при церковном приходе. В Ноттингеме тогда был футбольный бум по некоторым данным, только в этом городе было 300 клубов.
В 1891 году работодатель Килпина, расширяя торговые связи, отправил молодого человека в Турин. Как раз тогда в Италии, как грибы после дождя, тоже начали появляться футбольные клубы. Разумеется, заядлый футболист Килпин не мог пройти мимо такого начинания и стал, если можно так выразиться, первым английским легионером в итальянском футболе. Но в 1897 году история делает очередной поворот в уже и без того насыщенной для того времени жизни Килпина: он переехал в Милан.
«Роды» «Милана» состоялись в месте, глубоко свойственном общепринятому изображению англичан: в пивной. Несколько британцев, страдавших тоской по родине и ее спортивным развлечениям, основали Миланский футбольный и крикетный клуб. Президентом стал Альфред Эдвардс, британский посланник в Милане и известный аристократ. Килпин принял самое активное участие в футбольной составляющей клуба: был первым капитаном и тренером команды, действовал как универсал на поле, да и просто сердцем переживал за клуб.
Представьте: Килпин и его «Милан» стали трехкратными чемпионами Италии в 1901, 1906 и 1907 гг. Англичанин выиграл чемпионат в 37 лет, частенько поражая чужие ворота, это впечатляет, хотя и говорит о тогдашнем уровне футбола. За свой клуб Килпин в итоге поигрывал до 1908 года, оставаясь его капитаном. За столько лет всего 27 игр и 7 забитых мячей. Но дело тут в формате тогдашнего чемпионата страны. Во-первых, в футбол играли только развитые северные области. Во-вторых, чемпион определялся по кубковой системе: лучшие региональные клубы в турнире на выбывание определяли чемпиона. Например, в 1901 году «Милан» провел 3 игры; Килпин забил гол в полуфинале с «Ювентусом», а в финале с действующим чемпионом, «Дженоа», сделал хет-трик. В 1906 и 1907 гг. команда играла немного больше 6 и 4 матчей соответственно.
На фотографии Килпин сидит на стуле, первый слева. По левую руку от него - Эдвардс, президент клуба. На столе, кстати, стоит роскошное для тех лет устройство - телефон.
Футбол в Италии тогда переживал период роста и становления, а в такие моменты, как известно, роль активистов и пионеров вроде Херберта Килпина бывает определяющей. В конце концов, даже руководство кружком «Умелые руки» - дело, требующее ответственности, времени и постоянной работы. Что говорить о футбольной команде, да еще в стране, где традиций и опыта этой игры практически не было?
К портрету Килпина есть и еще один штрих, все тот же, традиционно английский. Джон Фут, автор книги об истории итальянского футбола, отмечал его пристрастие к виски. По слухам, футболист даже держал бутылочку «живой воды» возле сетки ворот чтобы подсластить горечь пропущенного гола.
Множество клубов было создано при участии иностранцев, но именно в «Милане» как нигде эта почти родственная связь со «страньери» оказалась прочной и не подверженной влиянию истории. Северяне (по отношению к южноевропейской Италии) основали клуб, северяне же и приводили его к величайшим победам в истории. Вот и думай, кто из двух миланских клубов настоящий интернационал.