Победитель всего Алли Маклеод
У руля сборной в свое время работали такие асы своего дела, как Мэтт Басби, Томми Догерти, Энди Битти, Алекс Фергюсон, Берти Фогтс. Однако когда на островах речь заходит о тренерах сборной Шотландии, то сборную сразу ассоциируют с Алли Маклеодом, который смог вселить в умы каждого шотландца мысль о скорейшем завоевании медалей высшего достоинства на чемпионатах мира и Европы.
В первый же день своего назначения главным тренером Шотландии в 1977 году, без зазрения совести и шуток Маклеод представился собравшейся публике так: «Меня зовут Алли Маклеод, и я - победитель». Он был так уверен в своей силе, умении и знании, что своим отношением к соперникам, к турнирам настроил шотландское общество на непременные победы в любом матче и турнире.
Наличие в составе двух-трех игроков экстра-класса, а также уверенность тренера сделали свое дело: в том же году Шотландия стала первой в Британском Домашнем Чемпионате (турнир всех четырех стран, входящих в состав Великобритании – Англии, Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии) во многом благодаря сенсационной победе шотландцев над англичанами на «Уэмбли» (2:1). Последние шотландские скептики поверили в свою сборную, только после легкого прохода квалификации к ЧМ-1978, когда с пути были убраны Чехословакия и Уэльс.
За несколько недель до начала ЧМ-1978 в Аргентине, Маклеод окончательно добил нацию своей гарантией о неизбежности выигрыша «медали». На следующее же утро родился гимн сборной, воспевающий скорую победу в Аргентине:
Мы едем вместе в Аргентину.
Там поставим всех на место,
И выиграем «золото» мундиаля,
Потому что Шотландия – самая великая футбольная команда!
На ЧМ мы либо выиграем, либо умрем
Потому что Англия не смогла пройти, потому что не квалифицировались…
Между прочим, эта песня достигла 6-го места на британских музыкальных чартах в том году.
На проводы сборной на чемпионат мира собралось более 25 тысяч человек в "Хамден-Парке", чтобы отметить заранее... выигрыш медалей ЧМ-78. Всю дорогу от стадиона до аэропорта команду вез праздничный автобус с открытом верхом, откуда футболисты стоя приветствовали провожающих болельщиков. Точно такая же аудитория собралась в аэропорту «Прествик», где команда пересела из автобуса на самолет.
Выход из группы считался как бы само собой разумеющимся. Ведь компанию к Шотландии составляли «никчемный» Перу, «карликовый» Иран и «средненькая» Голландия.
На последний вопрос перед посадкой на самолет о том, что сборная будет делать, после того, как выиграет чемпионат мира, Маклеод гордо заявил: "Сделаем это еще раз!"
Первый холодный душ шотландцы получили от перуанцев, которые отгрузили три гола и выиграли первый матч со счетом 3:1. Во втором матче Иран дал бой «могучим и непобедимым» шотландцам и сыграл вничью со счетом 1:1. Это была настоящая катастрофа. После окончания матча с иранцами, Маклеод минут десять сидел в шоке, закрыв лицо руками.
Шотландские болельщики в Аргентине, многие из которых специально взяли отпуск с работы, а некоторые даже распродали имущество для этой дорогостоящей поездки, сразу же отвернулись от команды, начали требовать возврата своих денег. А в самой Шотландии вся нация впала в никем не объявленный траур.
Везению Маклеода пришел конец. Во дворе гостиницы в Кордобе к гуляющему Маклеоду подбежала собачонка. Тренер присел на корточки, чтобы погладить собачку. Тяжело вздыхая, тренер пробурчал себе под нос: «Эта маленькая тварь – единственный друг, который остался у меня во всем мире». И здесь он ошибся – собачка укусила его.
В третьем матче нужно было выиграть у голландцев с перевесом в три мяча – только в этом случае можно было надеяться на выход из группы. Победа со счетом 3:2 ни на градус не повысила настроение шотландцев. Они вылетели из чемпионата как пробка из шампанского.
Маклеод уволился из сборной через месяц после ЧМ-78.
В своих мемуарах Маклеод написал: "Я был хорошим тренером, у которого было только несколько неудачных дней в Аргентине".