The Schlierenzauer Amendment/Поправка Шлиренцауэра
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
Признаюсь, название сегодняшнего поста создало для меня определенные трудности. Обычно приходится много думать над концепцией заголовка, выбирать между завлекательностью и информативностью. На этот раз все было не так - название родилось само собой, безо всяких усилий и легло на текст так прочно и красиво, что о другом варианте просто думать не хотелось. Но это вовсе не значит, что было легко.
Проблема была в том, что название пришло по-английски. К сожалению, русская "поправка" и английский "amendment" далеко не равнозначные слова. Amendment подходило к этому тексту как нельзя лучше - и по семантике, и по звучанию. Amendment звучит как раз в стилистике текста, а поправка... Поправка на дальность, поправка на ветер, поправка на риск - кто поймет, о чем на самом деле идет речь? Так и родилось билингвальное название этой статьи... Amendment несет в себе первый уровень смысла - внесение изменений в какую-то то норму, а наша родная, русская "поправка" добавляет и ветер, и дальность, и риск - кому что ближе. Но перейдем к делу.
Думал ли Грегор Шлиренцауэр о том, что его неоднозначный жест в сторону судей после падения в Викерсунде будет иметь такие последствия? Не уверена... Скорее всего, это был просто жест накопившейся злобы и досады... Рекорд трамплина, полет не на сто, а на двести процентов - и такая неудача на приземлении! Однако печально известный норвежский этап положил начало нашей истории.
Как ни странно, на организаторов и судей жест произвел неизгладимое впечатление. Такое ощущение, что Вальтер Хофер и его команда испугались, что в один прекрасный день феноменальный Шлири попросту улетит на трибуны, и начали понижать планку практически на каждом последующем этапе как только кто-то не из лидирующей десятки показывал более или менее приемлемый результат. Чем это все кончилось, все тоже прекрасно помнят: перепрыжки, одна попытка вместо двух, молитвы "только б ветер не усилился и раунд не отменили..."
Все это может остаться в прошлом. FIS с легкой руки Шлиренцауэра замахнулась на святое. На догму. На аксиому. На первую и, пожалуй, единственную заповедь прыжков с трамплина - длина разгона (то есть, номер стартовых ворот) - должна быть одинаковой для всех. И Поправку Шлиренцауэра в действии можно будет увидеть уже 8 августа в Хинтерцартене.
"Фактором "удачи" можно будет управлять," - считает Вальтер Хофер.
Итак, думаю я вас уже достаточно заинтриговала. В чем же суть этой самой поправки? Она проста, как топор и смысл ее состоит в том, чтобы изменение длины разгона не влекло за собой необходимость "перепрыгивать" раунд заново. Цель достигается с помощью простой арифметики.
С этой целью Ханс-Хайни Гассер, член подкомитета FIS по проектированию трамплинов, разработал формулу, позволяющую вычислить "стоимость" длины разгона в метрах полета, или так называемую f-value. Или, говоря совсем уж простецким языком - сколько метров позволяет пролететь по воздуху один метр разгона. F-value будет рассчитываться в реальном времени для конкретного спортсмена на каждом конкретном трамплине. В рассчеты будет включен и фактор ветра.
Базовый индекс рассчитывается для первого прыгуна, и будет увеличен или уменьшен в зависимости от погодных условий для каждого последующего спортсмена.
Рассмотрим поправку на примере. Предположим, базовый коэффициент для первого спортсмена был на уровне 1.8, и он прыгнул неожиданно далеко. Судьи начинают волноваться - ведь если такие погодные условия продолжатся, то куда же допрыгнут фавориты? На трибуны? На парковку? А как же безопасность? И они принимают решегние опустить планку. В обычной ситуации это привело бы к перепрыжке. Но тут в дело вступает f-value. Планку опускают, но коэффициент поднимается до 1.9 чтобы компенсировать меньшую скорость на разгона. Теперь спортсмены будут получать большее число баллов за каждый метр после ка-пойнта.
Таким образом, Шлиренцауэру больше не придется прыгать с опасного для него разгона - судьи смогут предоставить ему возможность прыгать из безопасных для него ворот. И все это не повлияет на конечный результат.
К тому же, попросить опустить стартовые ворота смогут и тренеры, но - только опустить. Увеличить скорость разгона для своего питомца они не смогут.
"Мы испробуем новые правила в действии этим летом, может быть - совершим какие-то ошибки и у ная появятся новые идеи. Возможно, новые правила будут распространены и на Кубок Мира, а возможно и нет. Мы знаем только одно - это большой шаг на пути к безопасности и справедливости в прыжках с трамплина, по крайней мере, на бумаге, утверждает Хофер.
Грегор Шлиренцауэр уже добился спортивной славы и признания. Он добился того, что его действия прямо или косвенно спровоцировали попытку изменений в регламенте. А вот станет ли "Поправка Шлиренцауэра" новой вехой в истории прыжков с трамплина, убьет очарование спорта или просто будет тихо отправлена в пыльный угол - покажет время. И летний кубок.