Чёртово колесо
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
Ровно 15 лет назад, 17 сентября 1997 года состоялись матчи первого тура группового этапа Лиги Чемпионов. Киевское Динамо, воспринимавшееся изначально мальчиками для битья, переиграло ПСВ Дика Адвокаата прямо в их Эйндховене, впоследствии два раза разгромившее Барсу, 3-0 дома и 4-0 на Камп Ноу, где хет-триком отличился Андрей Шевченко. Однако не ему одному суждено было отправить 3 мяча в ворота каталонцев в том групповом раунде. В тот же день, точнее ночь с 17 на 18 сентября, Ньюкасл принимал Барселону дома и выиграл 3-2. Все три мяча у "Сорок" забил блестящий форвард в расцвете сил и формы, колумбиец Фаустино Асприлья. Это был пик его карьеры. Высшая точка. Дальше...
Интересная всё-таки команда Парма. До 90-х о ней никто слыхом не слыхивал, а в рамках пресловутого десятилетия она успела столько, сколько, скажем, Челси со дня основания до 2004 года не удалось. А уж сколько самых разных звёзд итальянского и даже мирового масштаба прошло через этот клуб за такой короткий, казалось бы, период!Не только в этот, и чуть позже, но тем не менее...Так вот этих самых звездных пармезанцев можно поделить на 5 категорий:
1. Те, кто пришли в Парму, собственно в этом клубе стали теми, кем мы их теперь знаем, а затем пошли на повышение, в великие клубы, где раскрылись ещё более полно, стали ключевыми игроками(Буффон, Верон, Адриано, Тюрам, Дзола, пожалуй, Креспо с Аморосо)
2. Те, кто был в Парме в разное время её главной ударной силой, тоже ушли в большие клубы, тоже там не терялись, но всё же были вполне заменяемы и просто одни из(Джилардино, Ди Вайо, Муту)
3. Те, кто после Пармы просто не нашёл себя, чья карьера стремительно пошла на убыль(Брешиано, Бролин,Наката)
4. Символы Пармы и её успехов, этакий хребет, без которого невозможно представить победы клуба той поры(Каннаваро, Кьеза, Дино Баджо)
5. А вот тут самое интересное. Многие ли из вас помнят, что в Парме одновременно играли Христо Стоичков и Филиппо Индзаги?А вот. Впрочем, играли это громко сказано, 1 сезон, причем в тот редкий в 90-е, когда Парма как раз ничего не выиграла. Вот так, форварды с большим количеством титулов, славы, блистательной игры за великие клубы, имели в своей карьере и пармезанский след, зачем-то.
А поговорить-то хочется вовсе не о Парме. Точнее, о ней тоже, но главным образом ещё об одном её игроке, который странным образом не вписывается ни в одну из пяти категорий. Речь, разумеется, о форварде, выигравшем с Пармой почти все трофеи, что она собрала(исключая Кубок Италии 1992), подвиг которого 15-летней давности упомянут в начале записи. Фаустино Асприлья. Вот куда прикажете его отнести?Довольно долго пробивался в основу клуба, но в итоге стал-таки ключевым форвардом и символом её побед. Ушёл не в гранд, но всё же на повышение, в Лиге Чемпионов играл!И ключевым был и опять же в запасе сидел. При этом после Пармы достаточно быстро карьера сошла на нет... Но что совсем странно, есть ощущение, что вернее всего ему бы подошёл, извините за выражение, пятый пункт. Почему, с чего вдруг?Полная ведь ерунда... Я вправду не понимаю, откуда такое чувство... Впрочем, это и не задача.
Итак, Асприлья. Колумбийский форвард, снискавший славу в Европе, в весьма кстати похожих по судьбе клубах, отмечавший голы, кувыркаясь боком, делая так называемое "колесо". Как и в случае с Месси, хочется обратиться к прозвищам. У него их три, два, по сути, от имени, переводятся они как "меткий" и "счастливчик". С первым не поспоришь, уж совпало так совпало. А вот насчёт счастливчика... М-да. Вообще интересный перевод, согласитесь. Фауст-счастливчик. Ну да ладно, есть ещё третье, а именно Октопус. Ну, понятно, осьминог. Ничем не примечательный обитатель морских глубин, о котором почему-то ходят страшилки-легенды. От него действительно можно было ожидать чего угодно, как на поле, так и вне его. Он мог запросто затопить огромный каталонский корабль, а мог увязнуть в скандалах, связанных с наркотиками. Однако только ли это обозначает слово "октопус"?Только ли осьминог-чудище?Заглядываем в любимую Википедию и видим, что в дайвинге октопусом называется "запасная вторая ступень регулятора, используемая в экстренной ситуации". Запасная. Для экстренных ситуаций.
Асприлья пришёл в Парму в 92-м, провёл там 3 года и успел за это время отвоевать место в старте, выиграть кубок кубков-93 и кубок УЕФА-95. Затем был продан в Ньюкасл, а в Парму вместо него и Дзолы пришли молодые, но уже заявившие о себе, ставшие затем великолепной парой форвардов Кьеза и Креспо. Пришли, чтобы заменить его. Он более стал не нужен, а когда вернулся, пусть и выиграл еще один КУЕФА-99, но в тот момент он был уже зрителем, наблюдающим за тем, как куёт очередную победу этот звёздный дуэт. Собственно, его приход в Ньюкасл очень похож и на первый, и на второй его приходы в Парму. На второй - тем, что там уже были свои лидеры, своя пара форвардов экстра-класса, Ширер-Фердинанд, на первый - тем, что ему удалось-таки стать основным, стать главной звездой клуба, пусть ненадолго, пусть из-за травм сразу двух английских нападающих. Воспользовавшись этим он сразу стал забивать. Много и красиво, с игры и со штрафных. Когда команда заняла 2 место в чемпионате и вышла в групповой этап ЛЧ, его воспринимали как главную опасность Ньюкасла, как игрока, без которого англичанам будет крайне тяжко рассчитывать на результативность. Он это с блеском подтвердил в первом матче с Барсой, хет-трик в ворота которой он и оформил на Сент-Джеймс-Парке. И я настаиваю, что именно это был самый значимый день в жизни Асприльи. Не победы с Пармой, не звонки президента Колумбии после полуфинала КОК в 93-м. Лига Чемпионов, первый матч, и сразу 3 штуки. И кому?Барсе!Казалось, его не остановить, казалось это только начало... Второй матч, Киев, травма на 27-й минуте. Ньюкасл предсказуемо беззубо доиграл группу, Асприлья так и не вернулся в основу. Вернулся в Парму, о чем мы уже говорили. Затем вернулся на родину, доигрывал в Южной Америке... Казалось бы, обычная история хорошего футболиста... По кличке Октопус. Его рассматривали и использовали как секретное оружие, держали в запасе на всякий случай, для экстренных ситуаций. И он не подводил. Он исправно вкладывал мячи как рукой со штрафных, головой, да как угодно, поводов для того, чтобы сделать "колесо" было великое разнообразие. Но экстренные ситуации так или иначе заканчиваются. И тогда октопус становится не нужен. Везде свои лидеры, своя игра, своя жизнь, обычная, будничная, лучше или хуже... А Асприлья?А что Асприлья?Ну да, был такой, надо же, забивал даже...
Вряд ли он согласился с той ролью, в которой он выступал основную, самую яркую часть своей карьеры. Оказываться в тени лучших то там то здесь явно не для него. Смотреть, как за него результат делает кто-то другой - тоже. И травма, дурацкая травма, помешавшая ему продолжить блистать в том сезоне за Ньюкасл... Да, об ощущении. Почему один из лучших игроков в истории Пармы, один из творцов её успеха в середине 90-х мне представляется кем-то случайно зашедшим не туда и ненадолго?А вот поэтому. От обиды. Асприлья не был нужен Парме. Просто была экстренная ситуация. Затянулась слегка, да и только. Но ничего, пришли же Кьеза с Креспо, и успехи Пармы ассоциируются именно с ними. Ну с Дино Баджо конечно, с Буффоном несомненно, Дзола даа, игрочила был... Кто?Стоичков?Индзаги?Да что вы, когда?Асприлья?Точно, он же в Парме играл!А потом в Ньюкасле, кажется... Там как раз тогда Ширер блистал, да, точно. Он нигде не был основным. Нигде не стал своим. Он везде был затычкой, временной мерой, сколько бы ни играл, сколько и как бы ни забивал. Везде свои кумиры, извини. В каждом клубе, в разные периоды времени. А ты - октопус. Колесо, прокатившееся по Европе снизу-вверх и обратно.
А тогда, ровно 15 лет назад, ровно в эти минуты, он творил такое, что казалось он правда продал душу дьяволу!Тогда Фауст правда казался счастливчиком. Он был прекрасен. Мы запомним тебя!Запомним таким, на взлёте, между Пармой и травмой. Образцом игры центрфорварда. "Хет-трик в ворота Барсы" - сейчас это звучит. Кто последний раз ухитрялся, а?И главное когда?
Мы помним, правда. Я помню. Помню и люблю тебя, Тино... чёрт возьми.