Неправильный дождь
Обычно после ненормальных гонок, вроде сегодняшней на «Сепанге», я не тороплюсь бросаться в адрес «Формулы-1» громкими словами. Но сейчас королевским автогонкам так хорошо подходит их прозвище «Большой цирк», что удержаться просто невозможно. Да еще и «Феррари» уже традиционно не растерялась, предоставила своих «клоунов» на организованную Берни Экклстоуном сцену
Странно вообще, что первая попытка провести Гран-при в часы перед закатом солнца закончилась успешно. В Австралии первые два дня пилоты пожаловались на плохую видимость, на косые лучи и слишком длинные тени, но вроде бы приспособились к новому расписанию. По крайней мере, на этой почве перед малайским этапом не наблюдалось никаких протестов, бойкотов или экстренных пробежек одного из директоров GPDA Марка Уэббера по пит-лейну с целью сбора подписей против старта. На самом деле, какой-нибудь бунт гонщиков никого бы не удивил в наше-то странное скандальное время. Но, видно, никто не думал, что будет так плохо, что Фелипе Масса, подъезжая к стартовой решетке после красного флага, будет так жутко кричать, требуя себе прозрачный визор, а кто-то еще из пилотов то ли устало, то ли отчаянно спрашивать, можно ли ему как-то помочь, или в машине вообще ничего нельзя менять
Да и первый ночной этап, в Сингапуре в прошлом году (это всего около 350 километров южнее Куала-Лумпура), вызывал сомнения как раз из-за дождей. Но так как все прошло гладко, Берни раззадорился, начал двигать старты под вывеской заботы о зрителях.
«Феррари» не растерялась, предоставила своих «клоунов» на организованную Берни Экклстоуном сцену
Но так ли уж о нас позаботились? Гонка, длиной в 31 круг, вместо запланированных 56 и продолжительностью всего час и десять минут с последующими 50 минутами томительного ожидания. Нет, даже скорее не рестарта, и не истечения двухчасового лимита в случае остановки время перерыва добавляется к общему ограничению. Ждали просто захода солнца. И, знаете, минут через 15 после решения прекратить гонку а за это время пилоты, может быть, даже не успели бы пройти те самые 75 процентов дистанции, за которые им начислили бы полноценные очки, так вот через четверть часа на «Сепанге» уже было совершенно темно.
А вообще, черт с ними, с этими 23 недосмотренными кругами гонки. Кстати, качественной, интересной гонки с шикарным стартом Росберга и Алонсо, с отличными обгонами и разнообразными тактическими решениями. Пилотов жалко, что совершенно не по их вине получили только половину вознаграждения и, выжив в этом бедламе, не смогли оторваться в личном зачете, как того заслуживали. Вот не хватит потом на финише чемпионата Дженсону Баттону тех самых пяти очков и будем мы обсчитывать привычное «если бы да кабы», да чемпионат переписывать в наших мечтах.
Тот же Дженсон второй раз подряд не может по-настоящему победно финишировать: то в Австралии под клетчатый флаг приехал под машиной безопасности со всем пелотоном на хвосте, то сейчас вообще, стоя на месте, весь в неопределенности, что же будет дальше. Или можно сказать, что на сей раз он выиграл на пит-стопе, как в давнем Гран-при Бразилии-2003, когда, отсчитав предпоследний круг, тайминг нашел Джанкарло Физикеллу на горящем «Джордане» в боксах команды. Эти скомканные концовки дают неверное представление о том пути, который пришлось пройти британскому гонщику, чтобы подняться на верхнюю ступень подиума. За всеми этими бешенными сменами шин туда-сюда несложно запамятовать, что в лидеры он вышел вовсе не из-за удачного совпадения первого пит-стопа в началом дождя, и не из-за стратегического гения Брауна, а прямо как известный в прошлом другой подопечный Росса немного оттянув переобувку и проведя на чистой трассе идеальный круг, оказавшийся по итогам гонки быстрейшим. С запасом почти в секунду.
Дженсон никак не может победно финишировать: то приезжает под машиной безопасности, то вообще стоит на месте
Вообще, даже не считая концовки Гран-при Малайзии, для дождевой эта гонка была какой-то неправильной. Во-первых, где все наши хваленые «человеки дождя»? Себастьян Феттель, заслуживший признание своим выступлениями на мокрых трассах еще до того, как потряс «Формулу-1» в Монце, бесславно вылетел с восьмого места за круг до того, как были зафиксированы все результаты. При этом гонка у него получилась далеко не самой заметной: прорыва на легкой машине с 13-й позиции как такового не было, и появление дождя не внесло в его гонку неожиданного блеска.
Фернандо Алонсо начал за здравие (посуху) этот старт с девятого на третье место был просто шикарным! А дальше тактика испанца должна была идеально лечь на канву гонки: по топливу он дотягивал до пит-стопа как раз к моменту начала дождя, отыгрывал у всех одну дозаправку, а обогнать его было вовсе не так просто паровозик имени двукратного чемпиона мира возил за собой группу товарищей десяток кругов. Но эта ошибка прямо перед тем, как отправиться в боксы, была совсем ненужной
Рубенс Баррикелло вообще шел по графику Дженсона Баттона в какой-то момент два «Брауна» возглавили пелотон, да еще и первую переобувку совершил на круг позже напарника. По всей логике шансы бразильца на повторение дубля команды или даже собственную победу должны были быть лучше, чем у Баттона. Но секунда там, секунда здесь, и после пит-стопа англичанин первый, а Рубенс по-прежнему четвертый.
Второй неправильный для дождевой гонки момент идеальную тактику смены резины угадал только один человек. Ник Хайдфельд. Честное слово, жалко, что за такое точное предвидение именно самостоятельное предвидение ситуации, а не глупую удачу, ему не досталось кое-чего большего, чем вечно второе место. Глок, кстати, был близок, хоть на совершенно непохожей тактике.
За метаниями же остальных в боксы вообще было больно наблюдать, причем все они буквально слизывали движения друг друга, совершенно не собираясь рисковать. Те же «Брауны» на 19-20 кругах переобулись в мягкие слики, а на 22-м вместе со всеми погнали в боксы за дождевой. На 29-м Дженсон Баттон заехал за промежуточной, и через два круга снова стоял на обслуживании механиков, на сей раз требуя ту самую дождевую опять, пожалуйста.
Идеальную тактику смены резины угадал только один человек: Ник Хайдфельд
Но это еще ничего Марк Уэббер под финиш вообще потерял отличную третью позицию два раза подряд заехав на пит-стоп. Ему еще повезло, что гонку остановили по 31 кругу, ибо на 33-м он числился только на восьмой позиции. Да, не будем подозревать, что в этом была причина спринта австралийца по стартовой решетке и переговоров о прекращении заезда он на самом деле делал свою работу, отложив заботы о себе, но вспомнив о своих коллегах.
Или возьмем Нико Росберга с Ярно Трулли, которые опередили Баттона на старте. Пусть они потеряли места за счет гениального темпа британца на 18-м круге, вторую и третью позиции оба упустили, недооценив силу дождя и слишком рано переобувшись в промежуточную. Вышло так, что чем раньше, тем ниже в протоколе оказался каждый из них
И только единственное правильное, в том смысле, что не нарушающее непредсказуемую логику «Формулы-1», событие произошло на Гран-при Малайзии. «Феррари» снова крупно прокололась со стратегией, и опять рискнув на гонщике, который в тот момент лидировал во внутрикомандом зачете. Пусть бы шел Кими Райкконен как все, с двумя лишними пит-стопами, он бы приехал к финишу как минимум в очковой зоне. В лучшем случае рядом с Трулли, в худшем вместо Росберга. Если уж хотелось блеснуть умом и сообразительностью, то нужно было рисковать и на Массе, последовать примеру Хайдфельда, исключить бессмысленные пит-стопы на 29-30 кругах, и пожинать плоды. Вероятный подиум против последнего места в Кубке конструкторов