Не родись красивой
Помню, в 2001 году мне выпало впервые освещать в газете презентацию «Феррари». Тогда это было торжественное собрание ВИПы, смокинги, все очень чинно, посреди большого зала под алым покрывалом стоит ОНА. Вспышки фотокамер, покрывало слетает, и восхищенные голоса выплескивают эмоции: «Bella красавица!»
В этом году, после всего набора элементов, отвечающих новому техническому регламенту, что мы уже видели на тестах, мучили меня перед показом смутные сомнения. Как оно будет выглядеть все вместе, целиком и полностью болид сезона-2009? Но утром все опасения развеялись: «Феррари» по-прежнему Bella
И хотя правила в этом году кардинально поменялись, да и Альдо Коста утверждает, что болид создан с чистого листа, если снять с прошлогодней F2008 это нагромождение крыльев, дефлекторов и прочих аэродинамических элементов, вы без труда рассмотрите в ней формы новинки F60 эти плавные перекаты боковых понтонов или узкий нос. «Формула-1» не вернулась в 90-е и не забыла махом весь тот опыт, что накапливался годами. Аэродинамические ухищрения запретили, но, скажем, компактную систему охлаждения и от сезона к сезону все уменьшающиеся воздухозаборники никто не отменял. А потому болид, как выразился Фелипе Масса, получился «маленьким».
«Формула-1» не вернулась в 90-е и не забыла махом весь тот опыт, что накапливался годами
И хотя мне в первую очередь в глаза бросилось то, чего на этой машине (по моему представлению) не должно было быть оригинальные крепления зеркал заднего вида, уж слишком очевидно смахивающие на прошлогодние вертикальные плоскости на боковых понтонах давайте начнем изучение F60 с начала. То есть с носа. Здесь, кстати, тоже обнаружились неожиданности: кроме предписанных двух плоскостей переднего крыла там оказались еще и два небольших «закрылка». Если их виртуально продлить и сомкнуть с носом, что сейчас запрещено правилами, ибо в центральной секции не должно быть дополнительных элементов, думаю, получится что-то вроде привычных «усов», которыми F2008 отличался от соперников, громоздивших на носу «мосты». Вот вам как раз и пример веяний прошлого года
Носовой обтекатель F60, в отличие от тех, что мы уже видели на «Уильямсе» или «БМВ» удалось сохранить достаточно узким. На вид он кажется еще и длиннее, но утверждать не буду информации достоверной нет, и это может оказаться оптическим обманом из-за того, что область вокруг него стала совершенно «голой». Чего точно не будет на носу «Феррари», так это знаменитой «дырки», которую так никто и не скопировал в прошлом году. Во-первых, эту идею запретили в новом регламенте, во-вторых, в ней больше нет смысла. Если помните, главная функция отверстия заключалась в том, чтобы дать выход высокому давлению, которое образовывалось позади переднего антикрыла и создавало подъемную силу. Сейчас центральная часть шириной 50 сантиметров нейтральна и пропускает под нос чистый поток воздуха, с которым больше не нужно бороться замысловатыми способами.
Своим оригинальным решением крепления зеркал «Феррари» явно «прогнула» правила
Переходя к средней части болида стоит упомянуть, что переднюю подвеску конструкторы заметно переработали из-за перехода на слики, тормозную систему обновили. Ну а теперь те самые зеркала. Здесь «Феррари» явно «прогнула» правила, по максимуму использовав тот факт, что в этой области болида техническим регламентом не предусмотрены жесткие ограничения на аэродинамику. Суть в том, что боковые понтоны команде удалось укоротить и отнести чуть-чуть назад. Насколько видно по выступающей горизонтальной плоскости в верхней части. Кстати, логично было бы предположить, что это боковое ребро жесткости, но Николас Томбасис утверждает, что это аэродинамический элемент. Так вот, сдвинув понтоны, Скудерия освободила себе пространство, в котором и разрешено поместить увенчанную зеркалами конструкцию. Понятно, что зеркала только предлог. Многие пилоты (например, Дэвид Култхард), которые опробовали такие решения в прошлом году, жаловались, что в них плохо видно, что творится позади. Некоторые команды вернулись к традиционному креплению по бокам кокпита «Рено» сделал это еще год назад. Но у «Феррари» здесь другая цель вся эта стойка представляет собой детально проработанный дефлектор, который призван формировать поток вокруг боковых понтонов.
Снизу под основными воздухозаборниками можно заметить маленькие круглые отверстия, которые, предположительно, предназначены для охлаждения электроники и батарей системы восстановления кинетической энергии. KERS, созданный совместно с Magneti Marelli, на болиде стоит, Масса его сегодня впервые протестировал, отрапортовал, что ему понравилось. А это значит, что «Феррари» отлично потрудилась в упаковке задней части болида и хорошо продумала систему охлаждения нынешнее решение не сравнится ни с той «ноздрей», что красовалась на алом болиде во время тестов в Барселоне, ни даже с показавшимся тогда весьма элегантным решением «БМВ». Разумеется, как и все команды, Скудерия в первую очередь будет оценивать целесообразность использования KERS в гонках.
Мотор пришлось придушить до 18 000 оборотов, потеряв на этом 25 лошадиных сил
Задняя часть болида смотрится непривычно узкой после того, как с нее поснимали все флип-апы, крылышки, убрали жабры и отодвинули назад диффузор. Эту часть, как всегда, на фотографиях видно хуже всего, но можно смело утверждать, что к Мельбурну в первую очередь именно здесь произойдут одни из самых серьезных изменений простенькие заднее антикрыло и диффузор сейчас просто соответствуют новым правилам и будут развиваться по ходу тестов. Кожух моторного отсека по форме аналогичен F2008 в варианте без «акульего плавника», который, кстати, не запрещен, но, возможно, в сочетании с таким высоким крылом не дает той выгоды, что раньше. Под «кожей» скрывается замороженный восьмицилиндровик 056, который пришлось придушить до 18 000 оборотов в минуту, потеряв на этом, предположительно, 25 лошадиных сил. Но не волнуйтесь, поклонники, везде, где можно было по моторному регламенту, «Феррари» произвела изменения, топливо и смазки от Shell тоже доработаны, так что F60 потерял по минимуму.
Остается только сказать итальянской команде спасибо за сегодняшнее эстетическое удовольствие ждем повода поблагодарить за что-нибудь еще!