Инерция в мире скоростей
Не передать словами, как с каким облегчением я прочитала о том, что у Хейкки ничего не сломано, все необходимые тесты показали, что кроме небольшой контузии все в порядке. Потому что как бы ни пытался Мартин Уитмарш представить, что это было отнюдь не чудесное спасение, фотографии останков болида шокируют. Посмотрите, например на эту: ладно, носа нет, это понятно, он ведь специально сконструирован таким образом, чтобы разрушаться при ударе, поглощая большую часть энергии. Но того, что осталось от носа Может, я преувеличиваю, у страха, знаете, глаза велики, но как там в этом обрубке вообще уместились ноги гонщика?
Помните снимки после аварии Роберта в Канаде? Самым убийственным был тот, на котором виден полностью разрушившийся нос болида, из которого свисали две ступни. Жуть. Да, финну по росту до великана поляка далеко, но, по-моему, его ноги спаслись от двойного перелома именно благодаря чуду. Turun Sanomat написал, что Хейкки их поджал, готовясь к удару, очевидно, так же, как он убрал руки с руля, который был совершенно бесполезен, за несколько мгновений до удара. Ну умничка, просто.
Второе очень неприятное фото нашлось вчера на странице The Times. Как-то все, что показывали по ТВ, было снято либо из-за стены автодрома там было видно только заднее крыло, либо сзади заметно, конечно, что болид ушел под шинный барьер, но не видно точно, насколько глубоко. Так вот, глубоко. Настолько, что головы гонщика не видно вообще. А на верхней защите над головой гонщика, той, где обычно находится, а сейчас свисает камера, отчетливо видны следы контакта и повреждения (на увеличенном первом фото это очень хорошо видно).
Возможно, фото несколько вводит в заблуждение из-за этой «конвейерной» ленты, которая держит всю массу покрышек и вроде как прижимает ее к бетонной стене позади, не позволяя ей разлетаться во все стороны, как случилось с Лучано Бурти в Спа-01, эту аварию многие уже поминали после инцидента с Хейкки. Так вот лента эта скрывает реальное расположение поднятого первого ряда отработанных шин. Но все же, кажется, они там, около головы
Итого, в системе предотвращения неприятных последствий вылетов два прокола: слишком маленькая зона безопасности, как обычно бездумно засыпанная гравием, и взлетающие прямо в лицо пилоту несколько рядов покрышек.
Против гравия в некоторых местах трасс, в общем-то, ничего против не имею. В медленных поворотах это вообще фан на четвертом круге Гран-при Испании Нельсон Пике-младший долго и мучительно возвращался в строй. Хороший пенальти за ошибки гонщиков Льюис в Китае попадает сюда же. Да и фоторедактору нашему, похоже, очень нравятся такие кадры с фейерверком из-под колес (фото на главной раздела) Но вот что этот артефакт до сих пор делает в скоростном вираже, когда пилоты уже давно требуют замены на асфальтовые зоны?
Дальше идут шины. Пять рядов этот хорошо «Макларен» Хейкки поднял в воздух только два ряда и остановился. Ноги спасены, не то, что в аварии Шумахера в Сильверстоуне, когда буфера не хватило. Ладно, но ноги на голову я бы вряд ли променяла Говорят (снова Turun Sanomat), что шлем Хейкки был красным, когда до него добралась бригада спасателей. Они испугались, но оказалось, что это была лишь краска с конвейерной ленты. Интересно, что на фото болид зарылся в том месте, где краска белая Значит ли это, что болид был в покрышках глубже, чем мы видим на фото? Вообще страшно представить, что было бы если бы под этой грудой покрышек финн получил более серьезные повреждения. А бригада его вытаскивала не менее 10 минут, медики только ждали своей очереди все это время.
Какие могут быть решения против взлета шин? Понятно, что крепить их к земле вряд ли получится: слабое крепление не выдержит, сильное может оказаться опасным элементом при столкновении. В поисках решения, задала вопрос мужу он у меня инженер. Почти сразу предложил несколько слоев покрышек закопать в землю, сделать вроде как айсберг, у которого под поверхностью скрыто больше, чем видно сверху. Небольшое расследование в интернете показало, что покрышки-таки в небольшую 15-сантиметровую траншею погрузили очевидно, этого недостаточно. Но нашлось еще одно решение. В 2006 году Институтом ФИА был разработан специальный материал для барьеров, который при ударе даже на скорости 187 километров в час всего за 4 метра останавливает болид, причем перегрузки, которые испытывает пилот, остаются в приемлемых пределах. Это изобретение получило даже приз от ФИА за инновации в области безопасности. Так почему же оно до сих пор не стало обязательным пунктом для всех автодромов? Инерция в мире скоростей?