Отсутствие новостей хорошая новость
Вот так всегда: сидишь, ждешь, жмешь F5 эта клавиша уже скоро намертво залипнет, ловишь любую новость, цитатку о том, что же сейчас происходит на заседании ФОТА, а затем и ФОТА с ФИА, на котором без преувеличения решается будущее «Формулы-1». А в результате ничего, снова не договорились. Хотя сейчас, кажется, отсутствие новостей хорошая новость. Значит, стороны обсуждают, значит, у них есть не просто общая тема, но и точки соприкосновения, из которых может вырасти консенсус
Правда, из Монако приходят несколько противоречивые сведения. Лука ди Монтеземоло сразу после заседания ФОТА отметил, что все команды пришли к единой позиции. «Мы не подадим заявку на чемпионат с таким регламентом и таким руководством», сказал президент Скудерии. Кого он имел в виду в этом «мы», можно интерпретировать по-разному: не то «Феррари», не то все теперь единообразно мыслящие команды. В то же время, Патрик Хэд (не ясно, правда, до или после встречи у Бриаторе на яхте) прервал недельное глухое молчание команд и рассказал, что «Феррари» с «Тойотой» в одиночку противостоят остальным по вопросу бюджетного ограничения финансово самые обеспеченные конюшни не хотят, чтобы им диктовали, сколько тратить. Оттуда же: «Рено» колеблется, а «Макларен», или если на то пошло «Мерседес», и «БМВ», то есть пара, которая не делала громких заявлений о выходе из чемпионата, занимают выжидательную позицию.
«Мы не подадим заявку на чемпионат с таким регламентом и таким руководством»
Впрочем, битва ведь идет не за бюджетное ограничение как таковое, а за то, как в рамках единого для всех технического регламента а взаимопонимание сторон насчет того, что здесь все должны быть в равных условиях, пришло еще неделю назад на встрече в «Хитроу» так вот, как в таких условиях удержать все существующие команды, привлечь новые и сократить расходы. Понятно, что здесь ну никак не получится сделать часть пелотона с ограниченным бюджетом, а часть с произвольным. Первым, естественно, нужен какой-то бонус за хорошее поведение. ФИА еще в марте пообещала, что сможет так подобрать для них технические вольности, чтобы «команды, принявшие ограничение, не получили ни преимущества, но и не пострадали». Очевидно, ничего такого не выходит, что вполне естественно, когда адвокат по образованию начинает рассказывать инженерам «Ф-1», какими он видит технические требования для болидов. Возможно, если бы на программу подписались только команды-новички, не имеющие опыта конструирования болидов королевских автогонок, достаточной технической и интеллектуальной базы, сценарий «двойного регламента» и прокатил бы пока это они догонят грандов, даже с трехсекундной форой! Но бонус оказался слишком сладким, и если тот же «Уильямс» вооружить всеми придуманными Максом примочками, то все могут только дружно помахать ему ручкой. Кстати, Мосли в одном из интервью даже заметил, что так все и задумывалось у него изначально: существующие команды остаются при своих, а новенькие вступают в «Ф-1» с сорокамиллионными бюджетами. Какая тут забота о сокращении расходов, правда, понять невозможно. Ведь общая сумма выбрасываемых на королевские автогонки денег при таком раскладе только возрастет. На 3*40 = 120 млн
В другом интервью (причем, данном в тот же день) Мосли пожелал увидеть абсолютно все команды под бюджетной «шапочкой», и это один из вариантов дальнейшего развития событий по направлению к единому для всех своду правил. Бонусы, правда, тогда теряют всякий смысл, так что если кто-то уже начал думать, как всех обогнать за счет более мощного KERS или подвижного заднего крыла, можно, пожалуй, расслабиться.
Если переговоры идут по этому пути, то договориться командам, в свете комментариев Хэда, будет, пожалуй, непросто. Сумма неподходящая, а попытка «Феррари» получить запретное распоряжение во французском суде, по мнению того же Хэда, только укрепило Мосли в нежелании двигаться прочь от заветного числа «40». Кстати, нигде не написано было, входят ли в эту сумму отступные, которые придется заплатить большинству команд своим уволенным в процессе затягивания поясов сотрудникам. Ликвидация «Хонды», если помните, оценивалась что-то около 150 млн долларов
Права голоса у новичков нет, поэтому они голосуют своими заявками на чемпионат
Но есть и другой вариант: команды, все же, смогут продвинуть свои меры по снижению расходов. Джеймс Аллен сразу после окончания встречи команд написал у себя в блоге, что, по его ощущениям, ФОТА договорилась о гораздо более серьезных методах, чем все, что было раньше, и готова пойти на них, только бы не принимать условия Мосли.
Компромисс сейчас самый реалистичный вариант, ибо после первой схватки стороны осознали, что им есть, что терять. Что вместо одного суперпопулярного чемпионата можно получить два непонятного качества и в придачу толпу запутавшихся болельщиков, которые не знают, на что им смотреть. Что телекомпании потянут Берни в суд, если у них на руках окажется контракт на освещение не того чемпионата (итальянская RAI требует исключительно «Феррари»), а тот в свою очередь пригласит Скудерию саму выплачивать все неустойки, ведь у той нашелся уникальный и легитимный, по признанию французского суда, Договор Согласия, нарушение которого может стать причиной судебного разбирательства.
В общем, сегодня можно считать, что стороны начали процесс сближения, а вот к чьему варианту он сойдется кто его знает. Кажется, все было бы несколько проще, если в этом деле не была замешана безмолвная третья сторона. Права голоса у новичков нет, поэтому они голосуют своими заявками на чемпионат. Две уже есть: «Кампос» и USF1 или USGPE как там, кстати, называется эта команда?..