Ни года без скандала
Так получилось, что вчера всю первую половину дня я изучала материалы по возбужденному Роном Деннисом «делу о гибком днище» на болидах Ferrari и BMW. Итальянская конюшня использовала конструкцию еще в прошлом году на Гран-при Бразилии, техническую экспертизу ФИА прошла еще тогда, но, разумеется, конкуренты заметили. Как только «алые» продемонстрировали превосходство, соперники начали ворчать.
Для тех, кто не считает, что Ferrari и жулики суть синонимы, но не имел времени ознакомиться с анализом деформирующегося днища, проведенным специалистами autosport.com, постараюсь в двух словах разъяснить возникшую проблему.
Команды используют несколько техник крепления днища: при помощи тросов или кронштейнов, а в версии Ferrari и BMW при помощи пружин, обеспечивающих некоторую подвижность элемента. Предполагается, что благодаря аэродинамическим свойствам носовой части болида днище приподнимается, что отрицательно сказывается на работе создающего прижимную силу диффузора. Общий эффект состоит либо в снижении прижимной силы, либо в уменьшении лобового сопротивления. Вот так просто и элегантно решается задача нахождения некоторого компромисса между прижимной силой в поворотах и максимальной скоростью на прямых.
Собственно, эта «новая» идея скорее попадает в раздел хорошо забытого старого и уже ФИА запрещенного. Несколько лет назад команды уже пытались использовать гибкие днища, после чего ФИА ввела определенный тест на деформацию под давлением. Можете не сомневаться, и Ferrari и BMW этот тест в Мельбурне выдержали. Подозреваю, что они создали более эффективный, превышающий тестовые величины, поток воздуха в передней части болида, например, за счет так называемого нулевого киля на F2007, перенятого у McLaren. Таким образом, претензий у технического делегата ФИА во время проверки в Альберт-парке не возникло, и правил команды не нарушили. По крайней мере, в текущей их трактовке. Основной вывод из данной истории состоит в том, что в Маранелло и Хинвилле основательно поработали не только над конструкцией автомобилей, но и над интерпретацией регламента с целью обнаружения в нем двусмысленностей и неопределенностей. Обычное дело, без которого не обходится ни один сезон.
Поскольку гибкие днища это своего рода реинкарнация гибких крыльев, их, скорее всего, ожидает аналогичная судьба ужесточение данного пункта правил и увеличение нагрузки во время тестов ФИА. Без санкций к конюшням. Если, конечно, официальный протест от McLaren поступит.
Поедут ли машины Ferrari и BMW медленнее? Вернее, вопрос нужно ставить в несколько ином ракурсе. Поможет ли запрет тому, кто его добивается, инициируя шум в прессе и привлекая к проблеме внимание Федерации? Секунда, которую «серебряные» продули Райкконену на не самой быстрой трассе в Мельбурне, заставляет в этом усомниться.