Клубы +/- болельщики

Давайте ка разберемся – при каких условиях клубы и болельщики смогут жить в мире и согласии. Тема фундаментальная и не на один день...

Всем привет

Начинаем разговор об очевидной, актуальной, фундаментальной, но так и никак не разрешаемой проблемы – взаимоотношения российских клубов и болельщиков. Начнем с базовых вещей, а потом, поговорим подробнее о деталях – есть наработки + надеюсь на мысли/идеи в комментариях.

Сформулируем проблему – не смотря на красивые лозунги, сейчас в российском клубном футболе 99% клубов живет обособленной жизнью от своих болельщиков, равно как и болельщики живут в своих мирах, оторванных от поддерживаемых футбольных клубов.

На практике это означает, что все контакты футбольных клубов с болельщиками, как правило, сводятся к 1) контакту на домашних матчах клуба (команда на поле, болельщики на трибунах) 2) раскрытию информации на сайтах клубов (клуб пишет, болельщики читают).

Загружаю...

С болельщиками ситуация еще сложнее

С болельщиками ситуация еще сложнее. В настоящее время в российской практике нет механизмов, использование которых позволяло бы болельщикам выражать единую согласованную позицию по отношению к клубу по различным вопросам (при этом еще и на регулярной основе), и, как следствие, влияя на процесс управления клубом.

Пример – текущий конфликт Фратрии с руководством «Спартака». Редкий на самом деле случай в российской практике, когда болельщики клуба выражают свою единую согласованную позицию. НО – от лица всех ли болельщиков выражена позиция? Очевидно что нет, что 100% голосов не будет ни у кого ни на одних выборах. Вместе с тем, вполне вероятно, что все-таки квалифицированное большинство болельщиков поддерживают требования к клубу. Но сколько все-таки болельщиков у клуба не знает ни сам клуб, ни сами болельщики. Все. Логический тупик – одни требуют, не зная сколько их, ответ других – болельщиков клуба миллионы, а вас – по пальцам перечесть. Цивилизованных прямых способов решения конфликта нет, остаются косвенные – бойкоты, заряды, протесты и прочие акции, которые мы все можем наблюдать.

В случае со «Спартаком» имеем, что есть клуб, а есть консолидированная масса болельщиков, которая заявляет, что они самая большая группа спартаковских болельщиков (при этом с ними никто и не спорит, кроме руководства клуба, наверное). Вместе с тем, даже в такой ситуации, в которой болельщики выступают единым фронтом, данных для решения уравнения не достаточно. А уравнение ведь надо решать, ну, если клуб конечно хочет развиваться, а не топтаться вокруг да около, что мы наблюдаем в последние годы.

А теперь рассмотрим остальные 95% (примерно так) российских клубов, которые в силу своей меньшей популярности чем «Спартак», еще не прошли тот эволюционный путь консолидации движения болельщиков. Мое мнение, что у большинства клубов отсутствует организация, которая могла бы заявить, что представляет мнение/позицию подавляющего большинства болельщиков клуба. Ну а если такая организация и есть, то см. ситуация «Спартак»-Фратрия, примерно те же проблемы, тот же тупик, но только в меньших масштабах конечно же.

Загружаю...

Все это ведет к тому, что у большинства клубов практически нулевой уровень лояльности болельщиков

К чему ведет такая ситуация? К тому, что у большинства клубов практически нулевой уровень лояльности болельщиков. Если у клуба нет славной истории и традиций (исключения – «Торпедо», «Динамо», «Спартак», ЦСКА, «Локомотив», «Зенит» и немногие другие клубы), то уровень интереса к клубу практически на 100% определяется его спортивными результатами. Играет клуб хорошо, люди идут на трибуны, поддерживают команду; играет команда плохо, вылетела команда лигой ниже – получите 100-200 зрителей на трибунах. Будет еще хуже – тогда команду распустят и уже оставшиеся 50 болельщиков напишут открытое письмо президенту России и на этом история команды закончится. Вот такой расклад. Немного мрачновато, может практика она и попозитивней, но только чуть-чуть. Сути это не меняет.

Как сделать так, чтобы обозначенный выше сценарий все-таки не являлся доминирующим? Правильно – необходимо повышение лояльности аудитории болельщиков за счет интеграции клуба и этих самых болельщиков, за счет создания новых ценностей для болельщиков, ценностей, получаемых за счет участия в жизни клуба.

И тут мы возвращаемся на исходную – все понимают, что футбол для болельщиков, что клубы и болельщики должны жить мирно и дружно, но никто не знает, что надо делать, или – знает, но не делает.

Как с этим бороться? Как двигать наш клубной футбол с мертвой точки?

Ни один клуб не дает четкого определения кто такой «болельщик» клуба

Загружаю...

Раз проблема не решается, тогда надо выявить причины проблемы, и работать над устранением причин.

Давайте пока выделим три базовых проблемы (может их и больше – давайте покумекаем):

Причина №1 – арифметическая - ни один клуб не знает точного количества своих болельщиков, равно как не знаю этого и болельщики и регуляторы.

Причина №2 – юридическая - ни один клуб не дает четкого определения кто такой «болельщик» клуба.

Причина №3 – психологическая – болельщики большинства клубов уже свыклись с ролью болельщиков-наблюдателей, как следствие – их пассивная жизненная позиция в отношении вопросов жизни клуба, своего участия в жизни клуба.

На этом пока ставлю на паузу, чтобы самому поразмыслить над сказанным %), ознакомиться с тем, что скажут по прочтению умные люди (про проблему, актуальность, причины, варианты спасения) и затем продолжить спасать наш футбол с новыми силами.

To be contibued

P.S. Кстати. Кто хочет пообщаться на данную тему – звоните +7-913-014-96-88. Отвечать в каментах всем не смогу. Телефон активируется с 18-го августа)

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Футбольный менеджер
Популярные комментарии
Manu
на самом деле, все можно сделать, было бы желание и понимание, что это необходимо. В европейских странах и США, болельщики - основной доход клуба. И они заботятся о них, знают очень много о них. У нас этого не понимают. Ведь для создания нормальной работы с болельщиками необходимы средства. А какой-нить финдир, далекий от маркетинга и футбола, посмотрит на цифры и получится примерно такой диалог: -А зачем? -Ну мы должны заботиться о болельщиках, создавать для них дополнительный Мне эта тема близка, пишу проект как раз по болельщикам, буду счастлив, если хотя бы что-то из этого
бессонов
Очень интересная тема. Сам об этом часто думаю. И вот что надумал. А, собственно, для чего это клубам надо? Смысл? Зачем ему нужны болельщики? Конечно, приятно, когда их на стадион 20 тысяч из 20 тысяч возможных. Но это знаете как: приятно, конечно, когда жена минет сделала, но можно и без него, если просто хорошо потрахались. Тоже и с болельщиками. Приятно, когда их биток на стадике, но если просто обыграли соперника - можно даже и без болельщиков. Я и уверен, что это именно так. Клубам болельщики не нужны. По-настоящем, как воздух рыбе - НЕ НУЖНЫ. Посмотрите на сайты клубов. Контент - через пень колоду. Посмотрите на работу пресс-атташе клуба, а ведь это самый главный показатель работы клуба. И пресс-атташе есть в каждом российском клубе. И если в премьер-лиге еще можно найти примеры нормальной работы, то в пердиве или во второй лиге - бесполезно. Потомчто клубу это НЕ НАДО. И теперь главный вопрос - а почему не надо-то? Да потому что ФК это не бизнес, а болельщики не актив. Вот и все. До тех пор пока владельцы клубов не будут смотреть на них как на бизнес, все то о чем вы говорите Дмитрий - несбыточно. И лично я считаю, что никогда владельцы не будут рассматривать свой клуб как бизнес. И всего лишь по одной причине - это не бизнес. Вот и все. Проще построить ТЦ и срубить бабок, чем валандаться с ФК. Нафига? Деньги надо делать легко и приятно, а не непонятно как.
Manu
Пардон. Итак, на самом деле, все можно сделать, было бы желание и понимание, что это необходимо. В европейских странах и США, болельщики - основной доход клуба. И они заботятся о них, знают очень много о них. У нас этого не понимают. Ведь для создания нормальной работы с болельщиками необходимы средства. А какой-нить финдир, далекий от маркетинга и футбола, посмотрит на цифры и получится примерно такой диалог: -А зачем? -Ну мы должны заботиться о болельщиках, создавать для них дополнительный сервис, дополниетльную ценность, чтобы они были с нами, формировать их лояльность. -А зачем? Они и так купят билеты, они дебилы, зачем носится за ними. -Ну потом они еще купят, т.к. чувствуют, что они нужны клубу, о них заботятся. -ну это потом, а сейчас они и так неплохо покупют билеты, атрибутику и т.д., поэтому не думаю, что есть смысл что-то создавать. Мне эта тема близка, пишу проект как раз по болельщикам, буду счастлив, если хотя бы что-то из этого удастся внедрить. Ну и надо быть хитрее при разговоре с финдиром, что-то устроить все равно можно;) 2 Marsianka можно поподробнее о Вашей профессиональной деятельности? лучше в мыло - wallace_00(at)mail.ru
Еще 11 комментариев
14 комментариев Написать комментарий