Штатные позиции в ФК. Требования ПФЛ
В процессе изучения вопроса создания клуба штудируем нормативную базу ПФЛ. Находим некоторые объяснения тому, почему у нас такой качественный футбольный менеджмент.
Нахожусь в процессе изучения документа «Обязательные требования к нелюбительским футбольным клубам ПФЛ», разработанного и утвержденного Профессиональной футбольной лигой.
Всплывают прелюбопытнейшие вещи.
Смотрим «Раздел II. Организационная структура, органы управления и штатные работники клуба».
Про органы управления еще куда не шло, но, к примеру, «обязаловка» создавать совет директоров уже зарождает определенное недоумение (найден ответ на вопрос зачем он в «Спартаке»).
Найден ответ на вопрос зачем совет директоров в «Спартаке»
Поражает следующая формулировка-требование: «в штатном расписании клуба в обязательном порядке должны быть предусмотрены должности юриста, пресс-атташе и помощника руководителя клуба по вопросам безопасности (офицер по безопасности)», также требуется руководство футбольной команды в лице начальника команды, спортивно-технического директора, главного тренера и тренеров, имеющих высшее специальное образование.
Я немного в шоке. Знаете, я полагал что у нас самая зарегулированная отрасль это банковский сектор. Оказывается - профессиональный футбол тоже загнан в достаточно жесткие рамки, особенно в части формирования организационной структуры (см. требования, приведенные выше).
Кто еще не понял, в чем нелепость, тому вопрос: вы где-нибудь видели в каких-либо нормативных документах, регулирующих деятельность компаний требования, чтобы у компании был обязательно, к примеру, пресс-секретарь? или юрист?
Внутренняя организационная структура это на 99% внутреннее дело акционеров и руководства команды. Это они должны решать, как им лучше организовать свою систему управления, чтобы эффективно работать и двигаться к поставленным целям. Нужен им, к примеру, пресс-секретарь для оперативной связи с внешним миром нанимают, хоть два, хоть департамент по PR. Вопрос в цене вопроса, отдаче и соответствии целям компании.
Другая ситуация пресс-секретарь (раз уж мы начали рассматривать этот пример) не нужен, но он есть. Многие из вас сталкиваются с подобными должностями/позициями в своих конторах. Не обязательно именно пресс-секретарь, возможно «старший сотрудник 8-го отдела» не суть как важно название. Обратимся к вашему опыту и практике хорошо этот человек работает? Конечно же, нет. У него и стимулов и страхов, что его выгонят, будет меньше, потому что должность есть, и «она должна быть занята».
Клубы часто обязаны нанимать ненужных специалистов
В общем обязательное наличие отдельных должностей в штате футбольных клубов это, конечно, мега-ход со стороны регуляторов, чтобы, как я понимаю, повысить культуру и уровень организации футбольного хозяйства.
Про должности понятно. Теперь еще интереснее про форму трудовых отношений.
Клубы-то, получается, обязаны нанимать в штат представителей перечисленных профессий. Опять же а почему бы руководству и акционерам клуба не самим решать, какую форму взаимоотношений с персоналом им выбрать. Есть мнение, что люди, работающие по договору подряда или на аутсорсинге, могут работать поэффективней некоторых нынешних представителей указанных профессий. Я уже не говорю, что человека, числящегося в штате организации, гораздо сложнее уволить, нежели разорвать деловые отношения с людьми или организациями, работающими, скажем, на аутсорсинге.
Итог - все эти навязанные штатные единицы со стороны ПФЛ ведут к:
1. ущемлению прав и полномочий собственников клубов в вопросах оперативного управления: собственники уже не так вольны в своем выборе что им надо, а что нет.
2. повышению экономической нагрузки на клуб рост фонда оплаты труда
3. повышение административной нагрузки на клуб раздувание штата клуба
4. как правило, снижение эффективности деятельности сотрудников на данных позициях: «Вам от меня не избавится, я вам нужен согласно п.2.1. требований ПФЛ».
Чуствую, еще много чего интересного откроется в процессе изучения нормативных документов. Буду держать в курсе.
P.S. Из всего вышесказанного вовсе не следует, что в нашем клубе не будет данных должностей. Но, к примеру, некоторые должности определенно хотелось бы назвать по-другому, а некоторые направления деятельности отдать на аутсорсинг.