«Как убивали Рабинера», «Скандальное эхо Рабинера» или «Рабинер, которого мы потеряли…»
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
«Как убивали Рабинера», «Скандальное эхо Рабинера» или «Рабинер, которого мы потеряли…»
Я не имею привычки плясать на костях, делать материал по горячим следам. Я не журналист и ничего общего с этой профессией не имею. Я не умею брать интервью, мой уровень английского оставляет желать лучшего. У меня напрочь отсутствует чувство корпоративной этики, мне чуждо понятие профессиональной солидарности. Я всего лишь обычный постоянный читатель (теперь уже не знаю…) издания «Спорт-Экспресс», рядовой потребитель печатной продукции и сетевой юзер, проводящий (проводивший…) значительное время за чтением интернет-версии газеты. Но вчера я прочитал на спорте.ру https://www.sports.ru/football/blogs/344379.html интервью Игоря Рабинера после увольнения из газеты. Можно на правах постоянного читателя «Спорт-Экспресса», потратившего уйму времени и денег на газету и на все (!) книги бывшего журналиста «СЭ» я просто выскажусь?
Любите журналистику в себе, а не себя в журналистике… Я молчу и не замечаю того, что отчеты о матчах, скажем условных команд из Нальчика и Владивостока, занимают целую страницу, а рассказ о суперклассико либо миланском дерби целый абзац… Причем данная тенденция пошла отнюдь не после смерти гениального Кучмия, а гораздо раньше. 8-9 страниц из 16 посвящается унылым отчетам о матчах Чемпионата России по футболу, пару страниц неизменно занимает реклама, а другие виды спорта, в которых Россия как раз-таки претендует на медали, завоевывает их тихо курят в сторонке… Цитата из интервью И.Р. спорт.ру и Афише: «Кучмий решил: если многие считают, что у нас футбола нет, мы его создадим. После этого отчеты о матчах из 30-строчных превратились в громадные. Помню, находясь в отпуске, я поехал в Сочи: «Жемчужина» играла то ли со «Спартаком», то ли с «Динамо». Я страниц восемь написал – и все пошло». Собственно, с этого момента и началась футбольная эксплуатация издания, нудные отчеты об играх «Томи» и «Крылышек» заполнили печатное пространство газеты.
Я молчу и не замечаю того, что вместо ожидающейся аналитики и обзора игры я встречаю информацию о том, как И.Р. пьет пиво с ирландцами, разъезжает по Польше и ужинает в какой-то забегаловке. Потом отправляется в гостиницу, чтобы на следующий день уехать в аэропорт Борисполь. Все правильно, в интервью И.Р. сказал, что он ежедневно отправляет 16 тысяч знаков текста, это, безусловно, показатель творческой активности. Но для чего? Для написания аццатой книги на тему «Как я съездил в Польшу?»
Я молчу и не замечаю того, что книги И.Р. по своей сути есть собрание статей и интервью, которые он сначала опубликовал в газете, а потом отдельными изданиями публиковал в виде книг. Фактически, двойная бухгалтерия – получи гонорар и за статью в газете, интервью с Хиддинком, Адвокатом (нужное подчеркнуть) и потом эти же статьи и интервью составляют содержание книг. Причем некоторые интервью кочуют из книги в книгу. То есть те же, по сути, тексты он продал по второму разу. Тираж неплохой, можно только восхищаться. Каждый зарабатывает, как может и умеет, в конечном итоге, мы все тоже на работу не за фантиками ходим. Однако зачем тогда негативно высказываться о газете, делать заявления о том, что она испытывает творческий кризис и медленно умирает? Так ведь И.Р. сам являлся ведущим журналистом издания, много пишет, постоянно за счет издания ездит в командировки, пьет пиво с ирландцами и летает самолетами из Борисполя. Он издал много книг, при этом постоянно использует интернет-ресурс кризисного «умирающего» «СЭ» для рекламы своих трудов. Но почему-то не признает своей вины в творческом кризисе издания… А не настал ли творческий кризис у самого И.Р., раз он свои же статьи помещает в свои же книги и издает отдельным тиражом.? За отдельный гонорар, разумеется:)
Я молчу и не замечаю того, что И.Р., талантливый журналист в общем-то, любит рассуждать о фундаментальности своих интервью, считая их судьбоносными в истории русского футбола. Возьмем, например, интервью с Хиддинком осенью 2006 (цитата: «Хиддинк встречается с корреспондентом СЭ и дает большое интервью, в котором предъявляет многочисленные претензии президенту РФС Виталию Мутко. В числе прочих – несоблюдение договоренностей относительно статуса помощника Хиддинка Александра Бородюка, излишние визиты в раздевалку национальной команды и неуважение к самому тренеру, проявленное после ничейного матча со сборной Израиля, когда Мутко произнес фразу: «А вы, Гус, не волшебник, как я думал»). По мнению И.Р., В.Л. Мутко тогда «прогнулся», и в российском футболе наступила эра иностранных тренеров. Ну а сам И.Р., естественно, поспособствовал этому процессу. Повторюсь, я не журналист, я читатель. И для меня есть два вида интервью, которые я дочитываю до конца. Первое – информационное – когда интервьюируемый дает комментарии, наполняет информационное пространство теми или иными фактами. Довольно распространённый тип интервью, достаточно взять любую пресс-конференцию. Основной источник информации – лицо, которому адресованы вопросы. Содержание материала зависит от его открытости и желания разговаривать, в любой момент он может сказать классическое «без комментариев», либо «игра была хорошей, но у нас не получилось», «не обсуждаю судейство» и т.д. Можно интервьюировать Игнашевича, а можно и Широкова. Будет разница? Конечно! Можно интервьюировать Бердыева, а можно и Карпина? Есть разница? Конечно! На первый план выходит открытость собеседника и желание общаться. Хиддинк в 2006 году дал бы аналогичное интервью и Дзичковскому, и Квятковскому, и Мартанову, и Просветову, и даже Уткину с Черданцевым. Он - профессиональный тренер, который не потерпит вмешательства в свою работу, четко расставит акценты и объяснит правила игры, по которым будет играть с федерацией. Что уж делать, таков менталитет иностранцев. И.Р., в свою очередь, представляет это интервью как бомбу, взорвавшую российский футбол, потому что именно он, И.Р., взял это интервью у Хиддинка и он, И.Р., заставил разоткровенничаться Гуса. Но Хиддинк всегда был таким: запрещал посторонним заходить в раздевалку, требовал нормальных отелей для своей команды, не допускал вмешательства извне, активно и открыто общался с прессой. И здесь не требовалось каких-либо талантов журналиста-интервьюера, достаточно просто знать иностранный язык и не задавать Гусу тупых вопросов про личную жизнь, остальное он расскажет САМ! Ну а второй тип интервью – личностное, в котором интервьюер делает фактически невозможное – раскрывает личность опрашиваемого, рисует его портрет посредством живых и ярких вопросов, а не сухими строчками текста. Многие из нас знали вратаря Алексея Ивашкина? Многие догадывались о насыщенной жизни Дмитрия Парфенова? Правильно, речь идет о рубрике «Разговор по пятницам» Юрия Голышака и Александра Кружкова. Их методика общения позволяет раскрыть собеседника, подчеркнуть его индивидуальность, собственно, это и есть мастерство интервьюера, благодаря которому газету хочется читать. Заметим, они не издают книги «Как я интервьюировал Парфенова» и т.д., не рассуждают о истинной роли своих интервью в журналистике, не пьют пиво с ирландскими болельщиками и не летают из Борисполя. В текстах, которые они предоставляют на суд читателей, этой информации попросту нет! Ты просто читаешь о спорте.
Я молчу и не замечаю того, что И.Р., находящийся в не самых приязненных отношениях с Василием Уткиным, которого он знать не хочет и руки не подаст, пришел излить душу именно на спортс.ру:)
Я молчу и не замечаю того, как пишется книга «Как меня убрали из «Спорт-Экспресса» или «Как я не стал главным редактором «Спорт-Экспресса». Второе название, на мой взгляд, является квинтэссенцией интервью спортс.ру И.Р. и отражает истинные причины конфликта Игоря Рабинера с господином Рубиным.
Я молчу и, начинаю все же замечать, что чем больше И.Р. в газете и на книжных полках, тем больше я люблю рубрику «Разговор по пятницам» с Юрией Голышаком и Александром Кружковым.
Все, ухожу. Спасибо, что выслушали. Пошел листать пятничный номер. Вроде с Александром Кожевниковым интервью было. Читаю.