Снова о ЕВРО. Поговорим о дизайне.

Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).

Интересоваться по-настоящему спортом я стал с крупных футбольных первенств мира и Европы 1998 и 2000 года соответственно. И они остались единственными для меня просмотренными не почти целиком, а частями.

О существовании Артемия Лебедева я узнал гораздо-гораздо позже, но уже с этих чемпионатов меня заинтересовали всякие графические штучки типа формы команд, рекламы вдоль поля, всякого рода эмблемки и… графическое оформление трансляций. Хорошо помню одну из своих мыслей непосредственно перед стартовым свистком матча Бельгия — Швеция, который был первым на ЕВРО-2000 (естественно, недословно): «Интересно: а как сейчас будут показывать счёт?»

Все эти дурацкие плашечки оставались в памяти годами. Я был просто влюблён в эту глупость: оформляя себе турнирную табличку для ЧМ-2002 как-то даже пытался повторить графику с французского ЧМ-98, а двоюродный брат сказал мне: «Ты ещё это помнишь, я уже и забыл». И вот теперь каждый крупный турнир для меня начинается с мыслей: «Ну, какая здесь будет графика?»

Загружаю...

В силу своего возраста я видел чемпионаты Европы только после того как в один новый год у числа от рождества Христова сменилось сразу четыре цифры. Но очень долго во мне теплилась мысль собрать все эти нарисованные в трансляциях титры в одну кучу, чтоб визуально увидеть так сказать эволюцию. Благо, на сегодняшний момент развитие всемирной паутины позволяет найти кучу нужного материала, хотя тут как и с нарезками голов: приходится скачивать тонны матчей для того чтобы вырезать из них мизер информации и отправить всё в корзину. Ну да чёрт с ним — винчестер всё стерпит, а уж интернет тем более.

Шестидесятые.

Пусть для себя я начал скачивать матчи с 2012 года по убывающей, но повествование, думаю, логично начать именно с начала, то есть с самого золотого 1960 года. И, к сожалению, в тот наш год графики в трансляции не обнаружилось. Да и выглядит запись матча СССР — Югославия (единственный, который обнаружился возможным для скачивания с того турнира) скорее как хроника, нежели как трансляция. Может оно так и было, не знаю.

В записях с первенства Европы в Испании через четыре года уже было не бог весть что. Переодически показывали текущий счёт встречи и время.

Загружаю...

Хоть я в плане телевизионных трансляций далеко не спец, но это, похоже, наложение картинки с реального табло на происходящее на поле. Бесхитростно, но выглядит интересно, и в некотором смысле даже стильно. Ещё через четыре года в 1968 году в Италии очевидно пользовались тем же самым методом, хотя обычно обходились обычным показом табло на стадионе.

Но это было бы слишком просто, а может даже и примитивно пусть это и 1968 год. Крутили и время. Кстати, стрелочка с картинки не статичная, а плавненько двигалась по кругу.

Загружаю...

А вот и собственно испанский вариант на итальянский манер: с электронным табло выглядит не так элегантно.

И появились авторы голов на экране, пусть и всего лишь как копия с табло.

Семидесятые.

Уж не знаю стоит ли считать, что в Германии в 1972 году произошёл какой-то качественный скачок в деле графики на телевидении, но новый подход очевиден. Выглядит это всё просто как обыкновенный hand-made. Очень выглядит.

И часики уже не движутся как в Испании 1964:

Загружаю...

Хотя меня, честно говоря, позабавило эта «Россия» вместо «СССР». Ну да ладно — не везде сплошные педанты и формалисты. Но даже эта незамысловатая графика иногда давала сбой: пол-матча чистенькая беленькая, а потом вдруг раз и чёрная.

А потом опять как надо. Ну да ладно — придираться к мелочам стоит может к сегодняшним профессионалам от зомбоящика — они за это деньги неплохие получают. А в это время вся эта графика выгляит как вольное творчество энтузиастов, хоть и вызванное некой необходимостью и есть у меня ощущение, что не всегда осознанной и понятой.

Но вот 1976 год в Югославии выделяется качественным усовершенствованием: электроника в действии.

Загружаю...

Но далеко от предшественников югославские трансляции всё равно не ушли. Например, начало тайма отмечалось такой вот заставочкой.

Восьмидесятые.

А вот с чемпионата в Италии в 1980 году появляются фишки к которым мы уже привыкли: фамилии игроков во время матча, отдельные плашечки для пенальти, да и в конце концов чисто компьютерное происхождение всей этой приблуды.

Загружаю...

Вот о чём я говорил — этого ещё ранее не было:

Но до сих пор графика кажется тяжеловесной, нерегулярной, как будто не к месту. Вот даже во время пенальти она объявилась всего пару-тройку раз — лучше надеяться на своё воображение.

Во Франции в 1984 году ещё не изжиты недостатки итальянской графики, но кое что ещё чуть-чуть приближает те титры из восьмидесятых к современным: она наконец не пляшет по экрану, а обретает своё законное место внизу экрана для счёта и фамилии футболиста (теперь и с игровым номером) и верхний левый угол для времени.

Загружаю...

ФРГ. 1988 год. Год последнего финала для нашей сборной. Тогда немецкие телевизионщики добавили то, от чего лично я тащился в детстве, да и чего скрывать — тащусь до сих пор — флажки! Всё ещё громоздко и неотёсано, но уже мило и симпатично. Есть какая-то прелесть в той наивности.

Но вот очередное новшество: показ жёлтых карточек, а не просто фамилии игрока. Обратите внимание, что карточка не одинока — она в руке судьи :)

Загружаю...

Девяностые.

Поистине золотой век для графики. Теперь она перестаёт быть чем-то инородным в трансляции: она логична, легка, своевременна и вездесущна, то есть такова, какой мы её привыкли в наши дни видеть. Она действительно информирует в самый нужный момент, а не просто отбывает красивый номер. Это со шведского чемпионата 1992, который памятен всем как победный для сборной Дании.

Последний раз являет себя миру карточка в руке судьи.

Загружаю...

Вот вам и подпись чем грозят это нариушение и эта карточка Андерсену (мне же показалось, что там была скорее симуляция со стороны голландца).

И пенальти плюсующиеся к счёту встречи. Позже от этой глупости откажутся.

По мне, сейчас в нашем посте мы достигаем апогея. 1996 год и Англия. Такого усердия в оформительстве не было не до этого, и не будет после. Англичане постарались так, что даже чуть не перешагнули границу абсурда. Хотя… девяностые вообще отличаются жуткими потугами дизайна освоить компьютерную технику.

Загружаю...

Ну, может быть я слегка драмматизирую, но когда информации на экран выводилось чуть больше…

…в глазах начинало слегка рябить. Ну да ладно — спишем на творческие поиски человечества себя в компьютере.

Кстати, стоит отметить, что девяностые отправили в прошлое традицию написания титров на национальных языках стран, принимающих чемпионат Европы — английский вытесняет этот лингвистический разнобой.

Двухтысячные. Современность.

Ну что тут сказать? Телевизионная графика такая как она есть сегодня.

Бельгия и Голландия. Год 2000-й. Что здесь хотелось бы отметить — переворачивающаяся плашечка времени-счёта. Не припомню такой больше нигде. Сначала время:

а потом переворачивается и вот он — счёт:

Загружаю...

Довольно забавное решение. А вот более привычные виды:

Обратим внимание как доработали британский вариант титров для серии пенальти — теперь без фамилий, зато «дешёво, надёжно и практично».

С особым изяществом, на мой взгляд, может даже на данный момент лучше за всё время реализовали титры в Португалии в 2004-м. С этого года оформление графики соответствует всему фирменному стилю чемпионата.

Загружаю...

После ЧМ-2002 в Японии и Корее приживается идея окрашивания мячиков-кружочков для пенальти.

Но лично мне не очень понравилась эта новация: делать всё в одну строчку — не так наглядно как могло бы быть (ЕВРО-2000, ЧМ-2002).

Ну а следующие два чемпионата ещё не успели стереться из памяти практически у всех. 2008 год для нас памятен кучей побед и на ЕВРО бронозой.

Загружаю...

Здесь слова излишни — посто надо насладиться.

А вот последний чемпионат оформили с выдумкой. Уж что-что, а ботаническая темя для футбольного чемпионата явно придёт в голову не каждому. Честно, первым впечатлением было: «Фу, что за детский сад: цветочки, листочки? Тьфу!» Но потом подпривыклось, да и выглядит это скорее просто прикольно и забавно, чем по-детски, да и вообще похвально, что дизайнеры решили проявить оригинальность.

Загружаю...

Что ещё нового было? После забитого мяча счёт показывался только с автором последнего гола, а не в компании всех прошлых.

Последние слова.

Вот и закончено наше путешествие во времени длинной в 52 года. За это время техника и телевидение в том числе сделали огромный шаг вперёд, что даже записи трансляций начала двухтысячных кажутся гостями из каменного века. Но прогресс неизбежен, а к хорошему привыкаешь бысто :)

Спасибо за внимание!

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Прохожий
Популярные комментарии
Alimaudgik
отличная статья! оч интересно и позновательно! :)
Красный Пингвин
Интересная статья, автору плюсик!
парэдокс
может чемпионаты мира по футболу ещё осилю. А дальше… как пойдёт, но если буду делать, то скорее всего на хоккей перескочу или Олимпиады.
Ответ на комментарий Vodoved
ух ты, круто! кончено лига чемпионов тоже классно сделана - и фирменный стиль стал использоваться в оформлении матча вроде раньше чем на турнирах УЕФА, ФИФА было бы интересно посмотреть разные оформления в лигах разных стран, но думаю эта задача неподъёмная:)
Еще 14 комментариев
17 комментариев Написать комментарий