Призывной возраст
Александр Радулов смотрит в сторону КХЛ. Фото: Fotobank/Getty Images/Jared Wickerham
К контракту Радулова с ЦСКА я отношусь буднично. Его обмен из «Салавата» за очень большие деньги – я не знаю, 200 ли это миллионов, но знаю, что много – уже подразумевал, что есть определенные предварительные договоренности с игроком.
Например, явно же неспроста подписали его старшего брата – Игоря Радулова. Это помимо того, что у Радулова был контракт с Уфой еще на год. То есть это не просто какие-то эфемерные права. Это игрок с контрактом. А учитывая ситуацию в НХЛ, где от него принципиально отказался «Нэшвилл», я, в общем, ничего иного, кроме возвращения в КХЛ, а значит – в ЦСКА, и не ждал. Вот это, наконец, случилось по факту – и прекрасно.
Если теперь не будут ходить на Радулова и на связанные с его приходом новые амбиции клуба, то хоккей в столице можно закрывать
Что это значит для ЦСКА? В команде, которая много лет была флагманом нашего хоккея, появилась звезда, которая сегодня такой же флагман в КХЛ. Сергей Федоров уже сказал, комментируя подписание контракта, что надеется на повышение посещаемости. Это, может быть, в первую очередь история про болельщиков. Вообще в Москве, и на ЦСКА в частности, зритель идет неохотно. Если теперь не будут ходить на Радулова и на связанные с его приходом новые амбиции клуба, то хоккей в столице можно закрывать. Хотя, конечно, и дворец новый нужен просто обязательно – а то ведь деньги на звезд вылетят в трубу.
А еще это значит, что новые хозяева клуба в лице «Роснефти» готовы тратиться на команду. До сих пор это было недостаточно очевидно – мало ли, в конце концов, им чуть ли не насильно команду вручили. Но если подписан долгосрочный контракт с Радуловым, а это очень большие деньги в любом случае – даже если на самом деле и не 10 млн долларов в год, а 7, например (что, по-моему, ближе к реальности), то это уже можно воспринимать как сигнал – деньги тратить готовы. Значит, период безвременья, скорее всего, позади. Начинается путь наверх.
Кстати, насчет 7 или 10 миллионов. Вот Сергей Михалев говорит, что Радулов сейчас самый дорогой хоккеист в мире. Слово «дорогой» слишком расплывчатое и подразумевает не только траты, но и отдачу. В этом смысле я точно могу сказать, что есть куда более дорогие игроки. Намного более дорогие. Потому что уж в отдаче, какой-никакой, от Радулова я уверен. А если Михалев имел в виду «высокооплачиваемый», то это очевидная неправда, легко погуглить, у кого сегодня контракт больше 10 миллионов.
Что значит этот контракт для Радулова? Он похоронил свои энхаэловские перспективы, что, на мой взгляд, равноценно перспективе войти в историю как мировая звезда. КХЛ еще долго предстоит просуществовать, прежде чем в этой лиге можно будет сделать такую карьеру. С другой стороны, его статус звезды локальной должен только укрепиться, потому что в ЦСКА пока игроков сопоставимого уровня нет. И не факт, что появятся. Радулов-то такой один.
В ЦСКА Радулов получает новый вызов в качестве лидера, вожака. В «Салавате» он таковым все-таки не был
Ну и все об этом, выбор сделан, НХЛ в сторону. В ЦСКА Радулов получает новый вызов в качестве лидера, вожака. В «Салавате» он таковым все-таки не был. Там эти функции держал в руках Виктор Козлов. Плюс в Уфе собирать команду-контендер начали еще до Радулова и, в общем-то, независимо от него.
В ЦСКА с него все начинается. Даже если в этом году других статусных приобретений не будет, они могут случиться в следующем. Тем более, у армейцев кардинально другая ситуация, чем была у «Салавата». Там команду надо было собирать, по сути, с нуля. А у ЦСКА одна из лучших школ в стране, и конкретно сейчас в составе собрано много талантливой молодежи, задвигать ее глупо и недальновидно.
Наверное, не в последнюю очередь приобретение Радулова – для этой молодежи, хоть и не уверен, что такое направление мысли и в самом деле присутствовало. Под эту молодежь назначен тренер Брагин. И как они сработаются с Радуловым – это тоже вопрос, но он пока обречен оставаться в воздухе. Тут, конечно, не может не быть сомнений, зная о его небезупречном поведении и неуправляемом характере. С другой стороны, ему уже 26, не мальчишка. Может быть, самое время взрослеть?