Сидни Кросби был нытиком, а стал примером мужества в хоккее
Один из самых драматичных моментов хоккея на Олимпиаде – травма капитана сборной Канады Сидни Кросби. В четвертьфинале чехи устроили за ним охоту. Как еще назвать три подряд атаки разных игроков в течение нескольких смен второго периода?
Сидни поднялся после удара Ондржея Палата и не ушел с площадки, когда в него влетел мощный Радко Гудас. Он выдержал, было, «сэндвич» из двух чешских хоккеистов, окруживших его у борта, и собирался продолжить игру, но почувствовал боль и покатил на скамейку. Беглого общения с врачами команды хватило, чтобы понять – возможно, все серьезно. Остаток матча канадец провел в раздевалке. Главный тренер «кленовых» Джон Купер после победы скажет, что это потеря Сида дала команде дополнительной мотивации дожать соперника. Никому не хотелось, чтобы поход за третьим олимпийским золотом завершился для Кросби именно так.
Что могло удивить тех, кто не видел Кросби со времен прошлых Олимпиад, так это его реакция на грубость соперников. Он ни разу не посмотрел на судей, не вскидывал руки, пытаясь привлечь к себе внимание, не жаловался после свистка.
Так было не всегда. В начале карьеры к Сидни крепко прилип ярлык главного нытика мирового хоккея, и избавиться от этой репутации не помогали ни победы в сборной, ни Кубок Стэнли, ни индивидуальные награды.
Кросби дебютировал в «Питтсбурге» осенью 2005-го. Тогда в НХЛ после локаута проходила революция во всем. В судействе, игре, имидже новых звезд. На смену огромным толкающимся дедам, которые побеждали во многом за счет физических данных, приходили юность, скорость, талант и совсем другая энергетика, которая помогала бы руководству лиги эффективнее продвигать хоккей. Сид был одним из тех, чье смазливое лицо не слезало с обложек. Разумеется, это было дополнительным раздражителем для его соперников – что это за 18-летний пацан, с именем которого должна ассоциироваться новая эра?
Если били даже Марио Лемье, почему нельзя бить какого-то Кросби?
И Кросби доставалось, и он не был к этому готов. Хрестоматийный пример – матч с «Филадельфией» из его первого сезона. Сломавший не одну челюсть соперникам Дериан Хэтчер несколько раз встречал новичка приемами из фильмов c Чаком Норрисом, пытаясь вывести его из равновесия, и заодно из игры. В какой-то момент Сид вспыхнул и послал защитника куда подальше. За пару мгновений до этого Хэтчер выбил ему два зуба. Отвечать по-овечкински – мощными силовыми и суровым взглядом – Кросби в силу своих габаритов не мог. Приходилось часто обращаться с жалобами к судьям, а такое в хоккейной среде совсем не поощряется. К тому же юный «пингвин» и сам не был святошей. Удары по чужим рукам, симуляции, трэшток – и это добавляло ему популярности среди коллег.
Кросби был первым в списке бомбардиров и выигрывал «Харт Трофи», но одновременно лидировал в голосовании «Самый большой ябеда НХЛ». В 2009-м галочки за него поставили 52% опрошенных лигой игроков. Даже король ударов исподтишка Крис Пронгер набрал только 8. Это ж надо так всех достать своим нытьем. Каждый приезд Кросби в Филадельфию сопровождался выставкой художественного творчества болельщиков «Флайерс», которые приносили на арену плакаты с обидными надписями. Его невзлюбили и в других городах. Его критиковали не только игроки, но и тренеры.
Дон Черри предупреждал в одном из эфиров Hockey Night in Canada: «Сид, если хочешь выжить в этой лиге, перестань ныть и нырять. Тебя бьют, потому что не уважают».
Джон Торторелла, который тогда работал в «Рейнджерс», тонко обыгрывал слова «нытик» (whiner) и «победитель» (winner), называя лидера «Питтсбурга» ноющей звездой. Не отставал и Крэйг Беруби, помощник главного тренера «Филадельфии». «Этот Кросби ноет днем и ночью напролет. Это смешно. Он ныряет, он сам бьет других по рукам, ему позволяется слишком многое», – говорил он перед плей-офф-2012.
«Кросби совсем не идеальный джентльмен. После 35-го сотрясения мозга он говорит, что больше не будет участвовать в стычках, а сам лезет. Сид не тот милый парень, который вежливо дает интервью с кепкой, натянутой на глаза. К черту это все – его тоже можно бить», – поддерживал их Майк Милбери. Он, правда, через день извинился, но интернет помнит все.
Или вот Брендан Дубински, еще один хейтер Кросби. Их команды часто встречались в плей-офф, и они успели составить мнение друг о друге. «Я не говорю, что Сид плохой игрок, совсем нет. Он точно лучше меня. Он точно один из лучших в истории. Но я бы предпочел Овечкина, а не Кросби. Сид постоянно ноет, а Ови просто закрывает рот и идет рубиться на льду», – писал он в своих социальных сетях.
Вряд ли в современной НХЛ есть хоть один звездный игрок, в адрес которого говорят такое.
Что помогло Кросби изменить свой характер и отношение к себе? Конечно, это опыт, возраст, титулы, ну и период без хоккея, связанный с серией сотрясений мозга. У Кросби было достаточно времени, чтобы обдумать поведение и сделать выводы. Но главным было другое – постоянная работа над собой. Она же сделала Сида таким доминирующим игроком на площадке. Он, как никто иной, знал о вспыльчивости и зашкаливающей эмоциональности, которая вредила ему и команде на протяжении первых лет карьеры. И он, как никто иной, хотел от этого избавиться.
«Больше всего мне помог Марио Лемье. Он учил меня, как сохранять спокойствие. Марио всегда был уравновешенным, не имело значения, какой счет на табло – хороший или плохой. Он всегда говорил одинаково и выглядел спокойно. Я более эмоционален, чем он, но Марио научил меня находить этот баланс», – рассказывал Кросби для The Athletic.
Некоторые детали Сид почерпнул для себя из общения с бывшим «морским котиком» Ти Си Камминсом, который сотрудничал с вратарями «Питтсбурга» в середине 2010-х. Он объяснял своим ученикам: «У любого есть план до тех пор, пока кто-то не двинул ему кулаком по лицу. И важно то, как быстро ты сможешь собраться и прийти в себя, как ты будешь себя после этого».
Изменения Кросби не произошли за один день, но их заметили даже те, кто часто его критиковал. «Сид стал заметно лучше справляться с негативом на льду. Его сложно вывести из себя. Я вспоминаю серию с «Бостоном», когда он гонялся за Здено Харой, орал на судей, получал удаления. Сейчас он другой. Сид будто бы научился извлекать пользу из того, какое внимание уделяют звездам на площадке», – говорил бывший хоккеист сборной США и эксперт NBC Джереми Реник.
В прошлогоднем голосовании игроков лиги Кросби стал первым в номинации «Самый совершенный игрок». А сегодня Сид может выиграть третье олимпийское золото в карьере. Если он все же будет здоров, то сыграет как Овечкин – закроет рот и будет рубиться на льду.
Фото: Gettyimages.ru/Bruce Bennett; East News/AP Photo/Tom Hanson, CP, AP Photo/Keith Srakocic, AP Photo/Carolyn Kaster