Освобождавший Грецию от турок герой получил пулю в живот. На месте его гибели арена «Олимпиакоса»
«Олимпиакос» сойдется с «Байером» там же, где и всегда принимает противников, – на стадионе «Георгиос Караискакис».
В русскоязычном пространстве «Олимпиакос» зачастую воспринимается как афинский клуб. На самом деле он из Пирея, хотя это никак не снижает градус противостояния с «Панатинаикосом» и АЕК.
Пирей – это аванпорт Афин. Расстояние от центра греческой столицы до пирейской береговой линии измеряется отдельными километрами, а не десятками километров. Если нет желания разбираться в нюансах, можно назвать Пирей портовой частью Афин, грубой ошибки в подобном восприятии нет.
Значение этой точки на карте огромно. Пирейский порт – крупнейший в Греции и один из самых крупных во всем Средиземноморье. Это место оставалось ключевым узлом в Аттике начиная с самой-самой древности.
Пирей буквально окружен водой, а его история всегда была неразрывно связана с Афинами. Портовый город расположен на небольшом полуострове, вдающемся в залив Сароникос. Порт со всех сторон окутывают бухты. Одна из них вытянулась и врезалась в сушу, чтобы обрамлять город с северо-запада. С юго-восточной стороны находятся удобные округлые по очертаниям гавани Зея и Мунихия (ныне Микролимано), обустроенные еще при Фемистокле и вмещавшие в античности многие десятки кораблей. С востока к полуострову, на котором стоит Пирей, примыкает большая бухта Фалирон.
«Георгиос Караискакис» находится как раз на северо-востоке Пирея – в районе Неон-Фалирон, к северу от бухты Микролимано, Стадиона мира и дружбы, на котором принимает соперников баскетбольный «Олимпиакос», и Афинской марины. С востока к аренам, на которых выступают «Олимпиакосы», тянется проспект Посейдонос – море тут даже в топонимии.
В спорте Афины и Пирей всегда были связаны теснейшим образом. Во время первой современной Олимпиады, проходившей в 1896 году, на месте «Караискакиса» находился велодром «Нео-Фалиро», принимавший трековые соревнования по велоспорту и часть теннисного турнира.
Уже перед Олимпиадой-2004 здесь возвели чисто футбольную арену, где на пути к золоту играли аргентинцы во главе с Карлосом Тевесом. В течение Игр на поле «Караискакиса» успели выйти Хавьер Маскерано, Габриэль Хайнце, Роберто Айяла, а также Андреа Пирло, Джорджо Кьеллини, Альберто Джилардино, Тим Кэйхилл, Люк Уилкшир и многие другие.
Греческая революция готовилась в Одессе
Название у стадиона не проходное. Георгиос Караискакис – это герой Греческой революции 1821 года. В случае с историей Греции под революцией понимается не просто смена власти, политического уклада. Нет, Греческая революция – это война за независимость от Османской империи, вооруженная борьба против турецкого владычества, продолжавшаяся до 1829, 1830 или 1832 года – в зависимости от того, какое событие рассматривать в качестве итогового успеха. История современной Греции как независимого государства началась именно тогда.
В культуре и историографии одним из важнейших моментов османской экспансии извечно считается падение Константинополя в 1453 году. После этого расположенный в Малой Азии мегаполис превратился в Стамбул. А немалые владения на территории современной Греции у османов были и до взятия Константинополя. Но вскоре после этого успеха, в середине XV века турки утвердились к западу от Малой Азии: оттяпали Афинское герцогство, взяли Фивы, Лесбос и большую часть Мореи. Началось продолжительное противостояние с Венецианской республикой. На территории нынешней Греции турки создавали османские провинции – эялеты. В частности, эялет Румелия занимал не только часть нынешней Греции, но и большие территории к северу от нее.
Все изменилось ко второй половине XVIII века. Наверное, сказались общеевропейские тенденции. В ряде стран континента уже произошли революции. Большое значение имела и эпоха Просвещения.
Неоэллинское Просвещение пыталось адаптировать и перенести идеи европейского Просвещения на национальную почву в тех частях Османской империи, где проживали греки.
В самом конце XVIII века была составлена так называемая Карта Ригаса, она же Хартия Ригаса («карта» и «хартия» – практически одно и то же слово в греческом). Грек Ригас Фереос, он же Ригас Велестинлис, подготовил описание территории Греции, побережья Малой Азии, балканских территорий к югу от Дуная. Работа также включала информацию о древних городах, мудрецах и правителях описываемых регионов, отсылки к греческой мифологии и истории. Карта-хартия была напечатана в Вене.
Ригас также подготовил революционный политический памфлет «Новое политическое управление народом Румелии, Малой Азии, средиземноморскими островами и валахами». Значительное влияние оказал сочиненный Ригасом патриотический гимн «Фуриос». По названию видно, что автор хотел разжечь в сердцах подвластных османам греков воинственную ярость.
Влияние турок на Балканском полуострове подтачивалось не только с помощью Запада. Созвучные флюиды исходили и с территории Российской империи. В Одессе подготовкой к революции 1821 года занялось тайное «Дружеское общество» – «Филики Этерия».
В 1820 году председателем этой организации стал российский военный, участник войн против Наполеона Александр Константинович Ипсиланти. Он принадлежал к известному роду греков-фанариотов.
Министром иностранных дел Российской империи в 1816-1822 годах был Иоанн Антоний Каподистрия, родившийся в Керкире, на Ионических островах. Это самый западный регион современной Греции.
Каподистрия посоветовал Ипсиланти стать председателем «Филики Этерия». В 1821 году Александр с группой соратников перешел через Прут и попытался поднять население дунайских княжеств на борьбу с турецким игом.
Затея провалилась. Ипсиланти не учел специфического отношения населения дунайских княжеств к фанариотам, а его личные качества и поступки были далеко не безупречны. Александра отличали тщеславие и высокомерие. Он верил в свое право стать коронованным правителем Греции, окружил себя двором в Яссах и раздавал титулы. Российский император Александр I вписываться за авантюрного Ипсиланти не стал. В начале лета 1821 года турки разбили отряды «Филики Этерия» у местечка Дрэгэшани.
Однако «Филики Этерия» заблаговременно подготовили и другие очаги. Деятельность общества пользовалась успехом на Ионических островах и на Пелопоннесе. В марте 1821 года османские сборщики налогов подверглись нападению в районе Калавриты. Греки стали грабить османские дома. Вскоре после этого османам пришлось запереться в крепости в Патрах. 24-25 марта восставшие водрузили крест на площади Святого Георгия в Патрах и принесли клятву ради революции. Впрочем, чуть позже начались проблемы с дисциплиной. Восставших больше интересовало разграбление османского имущества, чем осада крепости. Юсуф-паша в начале апреля вошел в Патры и восстановил порядок. Османы устроили ответные грабежи, пожгли и разрушили кварталы греков.
Но очаги революции продолжали разгораться. У Александра Ипсиланти был родной младший брат Димитриос Ипсилантис – Дмитрий Константинович Ипсиланти на русской службе. Они оба, к слову, родились в Стамбуле. Дмитрий тоже был российским военным. Но в 1821 году высадился в Морее и стал одним из лидеров в ходе греческой борьбы за независимость. Перед его силами капитулировала крепость Монемвасия. А вот в Неокастро и Триполице дело дошло до резни, во время которой были убиты тысячи османов, включая женщин и детей: не только турки, но и евреи. Хотя осадой Триполицы руководил Ипсиланти, неофициальным лидером считался Теодорос Колокотронис. Падение Триполицы, османского административного центра на Пелопоннесе, сделало его военным руководителем революции.
Герой греческой революции начинал в бандах и даже служил османскому правителю
«Филики Этерия» имели кое-какое присутствие в среде арматолов в Центральной Греции. Арматолами в период османского владычества называли представителей местного христианского населения, у которых было право на ношение оружия. По поручению османских властей арматолы поддерживали порядок на местах, преследовали преступников, боролись с отрядами повстанцев и разбойников, таких как клефты и гайдуки. Именно к среде арматолов относился Георгиос Караискакис, в честь которого назван стадион «Олимпиакоса».
Караискакиса закалило трудное детство, он рано остался без родителей, и вообще история его появления на свет с точностью не установлена. Известно, что с детских лет юноша сделался сварливым и склонным к сквернословию.
Уже в детстве Караискакис стал клефтом. Слово «клефтис» буквально означает «вор». Так называли участников вооруженных банд. Вскоре юный Караискакис угодил в руки Али-паши, отвечавшего за Янину. Грек попал в тюрьму, но благодаря этому обзавелся и кое-какими знаниями. Чуть позже Караискакис стал служить при дворе Али-паши и даже сопровождал его в походе. Говорят, однажды Али-паша спросил у Караискакиса, что бы тот хотел получить от жизни, что бы мог предложить взамен… Гордый грек ответил: «Если знаешь меня как достойного господства, то сделай меня господином; если знаешь как раба – сделай рабом; если же вообще ничего не видишь – брось меня в озеро».
Вскоре после начала революции Караискакис поучаствовал в захвате укрепленной башни. А затем сделался капитаном в горной деревне Аграфа. Однако он старался избегать выпадов в отношении турок и делал вид, будто подчиняется султанской власти, – видимо, для того, чтобы османы не отправили отряд на подавление.
Решающую роль для репутации Караискакиса как одного из вождей революции сыграло сражение у горного перевала к северо-западу от Агринио. Георгиос с восемью сотнями своих людей перекрыл хребет, не пропустил силы турко-албанцев и одолел их. По итогам сражения Караискакис лично расстрелял главу турко-албанцев.
Жизнь Георгиосу отравлял туберкулез, из-за которого пришлось покинуть Аграфу и отправиться к медикам на остров Итака. Врачи установили, что шансы на победу над болезнью и выживание малы. Они рекомендовали остаться на Итаке. Караискакис вернулся на материк.
Весной 1824-го Георгиос столкнулся с обвинением в измене из-за разногласий с Александросом Маврокордатосом, одним из влиятельных революционеров. Караискакиса даже объявляли «врагом родины». Ему пришлось скрываться в монастыре Прусос. Там и сейчас есть крипта Георгиоса Караискакиса. Летом 1824 года он бежал во временную столицу Греческой республики Нафплион – портовый город в восточной части Пелопоннеса. Там правительство признало все его звания и должности.
Караискакис участвовал в различных битвах и операциях, но грекам далеко не всегда сопутствовал успех. В апреле 1826 года после многомесячной осады под натиском османско-египетских войск пал город Мессолонги, долгое время служивший оплотом для восстания и удерживавшийся героически. Греки страдали от голода и эпидемий. Третья осада Мессолонгиона длилась почти год. Попытка прорыва обернулась катастрофой. Турки перебили большую часть греков. Знаменитый французский художник Эжен Делакруа посвятил оборонявшимся аллегорическую картину «Греция на руинах Мессолонгиона».
Караискакис, командовавший силами вне Мессолонги, не сумел помочь осажденным и предотвратить их разгром. Когда город пал, Караискакис находился в постели: слег из-за болезни. Он лишь подготовил хлеб и мясо и отправил наблюдателей к мосту, у которого могли появиться уцелевшие беженцы из Мессолонги. Но там никого не оказалось.
Летом 1826 года политик Василиос Будурис якобы обратился к Георгиосу с такими словами: «Ты не выполнил свой долг перед страной в полной мере, Караискакис. Да поможет тебе Бог сделать это впредь». Георгиос ответил: «Я не отрицаю этого. Когда захочу, я становлюсь ангелом. А когда захочу – дьяволом. Отныне я намерен стать ангелом».
В октябре 1826 года решения Караискакиса помогли греческим силам войти в Афины. Также он предпринял бросок в Беотию, Фтиотиду и Фокиду и перерезал снабжение турок. В феврале 1827-го Караискакис успешно занялся освобождением Центральной Греции.
Точку в греческой революции ставили Россия, Великобритания и Франция
В 1827 году состоялось национальное собрание в Тризине. Правителем Греции был избран Иоаннис Каподистрия – российский дипломат Иван Антонович, уроженец Керкиры, упоминавшийся в начале текста.
По итогам ассамблеи в Тризине к грекам прибыли английские военные. Томас Кокрейн получил назначение как командующий военно-морскими силами, а Ричард Черч – сухопутными. Они попытались пренебречь той тактикой, которую прежде использовали греки, и перейти к более организованной войне. Особенности рельефа и морфологии тоже не учитывались. Британцы хотели атаковать в лоб на равнине. Все это шло вразрез с приказами Караискакиса и вынуждало его самого постоянно вмешиваться, участвовать даже в мелких стычках. Теодорос Колокотронис просил Георгиоса поберечься от случайного выстрела – «спастись самому, чтобы спасти страну».
Страдавший уже от тяжелого лихорадочного состояния Караискакис получил смертельную рану в апреле 1827 года как раз в той местности, где ныне находится стадион «Олимпиакоса». Фатальным стало пулевое ранение в нижнюю часть живота.
Георгиос испустил дух 27 апреля – в день Святого Георгия. «Я умираю. Но вы должны быть стойкими и поддерживать отечество», – примерно такие слова он произнес незадолго до своего ухода.
Через несколько лет останки Караискакиса перенесли и захоронили в Пирее, на месте гибели. Там же появился и памятник.
Греческая революция, борьба греков за независимость – процесс, который был полон перипетий и протекал под влиянием огромного множества факторов, различных центров силы и действующих лиц.
В 1827 году российские, французские и британские силы одержали ключевую победу над турецко-египетским флотом в Наваринской бухте Ионического моря. Россия взяла верх над османами в войне 1828-29 годов. Две империи заключили Адрианопольский мирный договор. Турция, в частности, согласилась предоставить широкую автономию Греции.
Избранный правитель страны Иоаннис Каподистрия был вероломно застрелен его личными врагами осенью 1831 года. В 1832-м состоялась Лондонская международная конференция. Великобритания, Франция и Россия сошлись на учреждении Королевства Греция. Правителем стал Отто из баварский династии Виттельсбахов. Он также был потомком византийских родов – Комнинов и Ласкарисов.
Приняв титул греческого короля, Оттон I взял на себя опекунство над дочерями Георгиоса Караискакиса.
Фото: Gettyimages.ru/Claudio Villa, Dean Mouhtaropoulos