Карри доиграет карьеру в «Голден Стэйт» без шансов на пятый титул. Жаль, он заслуживает большего
Грустно.
В НБА грядет конец эпохи.
Она закончится, когда из лиги уйдут игроки, символизировавшие ее два последних десятилетия: Леброн Джеймс, Кевин Дюрэнт и Стефен Карри. Олимпиада-2024 подтвердила, что именно эти три человека ассоциируются с аббревиатурой НБА у болельщиков по всему миру.
Но по спортивным меркам им уже много лет, а, как говорят американцы, битву со временем еще никто не выиграл.
Вовремя завершить карьеру почти невозможно
В преклонного для НБА возрасте игрок сталкивается с тремя проблемами.
Во-первых, постоянные вопросы о завершении карьеры и надоедливо частые напоминания о возрасте. В ответ на это игрок вынужден хорохориться и убеждать всех вокруг, что не такой уж он и старый. «Уйду, когда баскетбол надоест», «еще чувствую голод», «подумаю после истечения контракта», «стараюсь думать о сегодняшнем дне» – вариантов сформулировать ответ «играю, пока играется» можно придумать много.
Это парадоксальная ситуация, поскольку автор подобного вопроса вряд ли хочет, чтобы отвечающий завершил карьеру. Наоборот, интерес связан с нежеланием прощаться. Хотя есть здесь и закулисный момент – лиге и клубам нужно понимать временные рамки, когда можно рассчитывать на живую легенду, чтобы планировать стратегию наперед. В том числе, и на жизнь после Леброна, Карри или Дюрэнта.
Вторая проблема – чисто бытового характера. Заслуженный игрок однажды понимает, что вокруг него много коллег на 10 или даже 20 лет младше. Леброн, например, играет так давно, что в НБА уже полно баскетболистов, которые родились после его дебюта в лиге. И с этой молодежью надо как-то взаимодействовать. Найдете ли вы точки соприкосновения и общий язык? Как идти дальше на фоне новостей о том, что бывшие конкуренты завершают карьеру или перестают быть актуальными? К примеру, много ли игроков НБА могут поностальгировать о том, каким был баскетбол до трехочковой эволюции, порожденной Стефом Карри?
В-третьих, у игрока и у болельщиков разное представление о том, что значит «завершить карьеру вовремя». Майкл Джордан делал это дважды как игрок «Чикаго», но в обоих случаях почувствовал, что ему еще есть что сказать. Многим фанатам неловко от того, что Джордан променял идеальную картинку второго ухода – после решающего броска в финале-1998 и второго хет-трика из чемпионств – на нелепые бултыхания в «Вашингтоне» в 2001–2003 годах. Просто сами игроки смотрят на ситуацию иначе. Может быть, принципиально по-максимуму заработать за карьеру. Или же нравится быть ветераном-ментором, даже если лучшие дни остались далеко позади.
В конце концов, ты хочешь играть в баскетбол на профессиональном уровне как можно дольше, поскольку ты любишь это дело, и ты к нему прикипел.
Смена поколений в «Голден Стэйт» провалилась
Чаще всего последние годы карьеры великого игрока превращаются в битву с самим собой. Кобе Брайант играл до тех пор, пока его тело не отказало. При этом концовка стала спорной, поскольку до своих последних игр в НБА Кобе получал огромную зарплату, хотя уже не мог держать должный уровень. Дирк Новицки играл так долго, что теперь хромает и жалуется на проблемы с бедрами из-за 1-2 лишних сезонов в НБА. Шак на финише карьеры в «Бостоне» выглядел как пародия на прошлого себя.
Тиму Данкану повезло. В свое время он сам помог максимально красиво уйти в закат своему предшественнику Дэвиду Робинсону – «Сперс» на плечах Данкана взяли титул в 2003-м, а Робинсон завоевал второй титул как ролевик и попрощался с баскетболом. Дюжину лет спустя Данкан в качестве баскетбольного старца получил преемника в лице Кавая Леонарда, взял пятый перстень и элегантно затух.
«В 2016-м он не стал чемпионом, но вносил вклад в игру хорошей команды. Он завершил карьеру в тот момент, когда сам посчитал правильным. Я хочу, чтобы у меня было так же. Хочу помогать сильному клубу. Я не говорю, что буду к тому моменту суперзвездой. Но я хочу иметь возможность быть полезным», – размышлял Кевин Дюрэнт насчет Данкана.
На такой же сценарий рассчитывали и в «Голден Стэйт». Задумка «Уорриорз» заключалась в том, чтобы объединить заслуженных ветеранов (Карри, Клэй Томпсон и Дрэймонд Грин) с голодной молодежью в лице Джеймса Уайзмена, Джордана Пула, Мозеса Муди и Джонатана Куминги. С одной стороны, «Голден Стэйт» завоевал титул в 2022-м. С другой стороны, на этом история успехов закончилась, а в 2026-м Карри оказался в редкой позиции – его эффективность по-прежнему высока в солидном возрасте, но при нынешнем окружении его впереди не ждет ничего хорошего.
В положении Карри ты действительно можешь уповать на сенсацию и победу лаки-панчем – все-таки в плей-офф опыт и сердце чемпиона порой творят чудеса. Но надежда на это была до травмы Джимми Батлера, который выбыл до конца сезона из-за повреждения связок колена. Как только Батлер упал на паркет с криками боли, то перспективы «Уорриорз» и Карри были перечеркнуты.
Главный тренер «Уорриорз» Стив Керр признает, что заключительные годы карьеры даже величайших игроков часто оказываются разочаровывающими.
«Спортсмены очень держатся за то, что их профессия приносит им удовольствие. И когда они занимаются своим любимым делом дольше, чем того хочется фанатам, то это выливается в неидеальную концовку карьеры. Идеальных финалов вообще не бывает.
Все хотят завершить карьеру после победного броска на последней секунде решающей игры финальной серии. Но это так не работает», – говорит Керр.
Сам Керр, к слову, завершил карьеру очень красиво. В сезоне-2002/03 он выступал за «Сперс» в возрасте 37 лет, его не хватало больше чем на 10 минут за игру. Но роль в чемпионском походе «Сан-Антонио» он все же сыграл, забив 4 из 4 трехочковых в решающей игре финала Западной конференции против «Далласа».
Но Керр никогда в жизни не был как игрок и вполовину так же значим, как Стеф Карри. А Карри-2026 играет, по ощущениям, на уровне 70-75% от своего пикового состояния. Иными словами, Карри еще слишком хорош, чтобы думать о пенсии.
Но у Керра был и ряд преимуществ. Да, он всю карьеру был ролевиком, но этот статус позволял ему перемещаться между командами. Стеф – лицо франшизы, и хочет провести всю карьеру в одной организации. Но соответствует ли это интересам самой организации?
Чемпионское окно «Уорриорз» окончательно закрылось с травмой Батлера
Для всех сторон это неприятная развилка, вызывающая жалость. Клэй тоже был знаковым игроком для «Уорриорз» – но не настолько эпохальным, как Карри. Когда Клэй окончательно пошел на спад, то «Голден Стэйт» не стал противиться его уходу. Дрэймонд утверждал, что перед дедлайном-2026 тоже был морально готов к смене обстановки. Но Карри – это глыба, которую попробуй сдвинь.
Руководство «Уорриорз» было бы правильно выбрать четкое направление, а не ждать, когда у Карри закончится топливо. В глазах болельщика команды НБА мыслят наперед, а любые активы используются по-максимуму. Куминга после долгого периода попыток стать серьезным игроком в «Уорриорз» отправился в «Атланту» за Кристапса Порзингиса.
Вряд ли Порзингису по силам превратить «Голден Стэйт» в команду, претендующую на чемпионство. И дело не только в общей травматичности латвийского бигмена, но и в диагностированной у него тахикардии, которая может активизироваться в любой момент. Куминга так долго мариновался на скамейке «Уорриорз», что перестал быть стоящим активом.
Ключевая история дедлайна-2026 – Яннис Адетокумбо остался игроком «Милуоки». Может быть, сага с его обменом продолжится летом. В «Бакс» не хотят расставаться с греком, Яннис подает публике смешанные сигналы насчет своих перспектив. Как бы там ни было, грядущий розыгрыш плей-офф в карьере Янниса никак не будет зафиксирован. Обидная ситуация, поскольку Яннис слишком значим для баскетбола, чтобы пропускать плей-офф. Такие игроки заслуживают бороться за победы в каждом сезоне, а не оставаться сторонними наблюдателями.
Леброн тоже рисковал оказаться в незавидном положении «хромой утки», которую жаждут выпроводить. Но потом случился обмен Луки Дончича, который мгновенно переформатировал представление о перспективах «Лейкерс». Теперь Леброн пожертвовал своей серией попаданий в сборную сезона и держит себя в тонусе с прицелом на плей-офф.
Дюрэнт разрешил свою судьбу максимально радикально – запросил обмен сам и добился перехода в конкретный клуб, который даст ему шанс побороться за нечто осязаемое в плей-офф. Но он с момента ухода из «Оклахомы» не пускает нигде корни, всегда оставаясь готовым переместиться на новое пастбище.
Получается, что статус легенды одной организации работает и против самого Карри, и против «Голден Стэйт». С точки зрения стороннего наблюдателя или эксперта, Карри не должен продолжать карьеру в клубе, который не борется за титул. И клуб, в теории, не должен быть заинтересован в том, чтобы продолжать сотрудничество с дорогостоящией увядающей легендой.
Но эти размышления не учитывают человеческий фактор.
Карри невозможно представить в роли рингчейсера
Понятие рингчейсерства или погони за чемпионскими титулами обычно более присуще игрокам, которые надеются завоевать свой первый титул, нежели тем, кто уже имеет в коллекции один и более перстней.
Переход в новый клуб на закате карьеры также обычно означает, что баскетболист должен быть готов смириться с сокращенной ролью в ротации. И здесь тоже есть развилка:
1. С возрастом поддерживать форму становится сложнее, а межсезонная подготовка превращается в мучение. Регулярный чемпионат – это марафон, но его ты проходишь за счет того фундамента, который заложил перед стартом сезона. Ты как будто поднимаешься по эскалатору в неправильном направлении… ради чего?
2. Джей Джей Редик усмехается, что в чисто бросковой стезе он по-прежнему может составить конкуренцию лучшим снайперам «Лейкерс». Его уход из баскетбола был связан не с тем, что он стал недостаточно эффективен в атаке. Как говорит сам Редик: «После каждого владения нужно еще бежать назад». У Люка Кеннарда или Далтона Кнехта есть ресурсы, чтобы стараться в защите после точно трехочкового в передовой зоне. Даже суперснайпер становится бесполезен для своей команды в плей-офф, если его будут выцеливать в обороне.
Карри отдает себе отчет в том, что однажды его дни в качестве суперзвезды и эффективнейшего снайпера, его дни как первой опции в атаке, подойдут к концу.
«Я могу представить ситуацию, когда я вхожу в игру со скамейки запасных. В этом деле главное не быть конусом в защите. Если ты при этом побеждаешь, то ты будешь получать удовлетворение от почти любой роли. Сейчас я по-прежнему могу вести клуб за собой. Но для меня баскетбол на этом не заканчивается», – отмечает Карри.
В случае с Карри непонятно, есть ли ему смысл менять клуб в надежде на дополнительный титул. Не слишком ли много мороки ради повторения пройденного? Так ли уже важно, пять ты раз становился чемпионом или четыре?
Стеф утверждает, что эти цифры невозможно не держать в голове.
«Это похоже на жадность. Мы все знаем, с кем ты встанешь в один ряд после пятого титула», – говорит Карри.
Карри имеет в виду Кобе и других легенд с пятью чемпионствами – Данкана и Мэджика Джонсона.
«Я не хочу гнаться за титулом где-то в другом месте. Мне нравится задача выправлять ситуацию с текущим коллективом. Мы пытаемся справиться с любыми проблемами вместе. Но это не затмевает желание побеждать», – заявляет Карри.
Может быть наследие Карри уже сформировано, а после травмы Батлера мы оказались в эпилоге. Жаль, если получится именно так. Это означает, что нас ждет еще несколько лет, когда Карри будет одновременно радовать фанатов своей игрой, но при этом расстраивать их тем, что его магия тратится впустую в плане командных результатов и достижений.
«Он дарит фанатам эстетическое удовольствие и очень много радости своей игрой. Может, в этом и есть ценность того, чем мы занимаемся?» – задается вопросом Керр.
Болельщикам может показаться, что Карри уже всего добился, что дополнительные сто, пятьсот или тысяча забитых трехочковых не придадут ему веса в историческом разрезе. Но игроки такого калибра видят ситуацию иначе. У самурая нет цели, есть только путь – даже если он длится дольше, чем хочется.
Фото: Gettyimages/Adam Glanzman, Harry How, Ezra Shaw, Kevin C. Cox, Sean M. Haffey