Лыжи – главный зимний спорт в России
Лыжи – наш национальный зимний спорт, самый доступный, прославленный и популярный. Это аксиома, которая не зависит от сиюминутных событий и результатов – так повелось издавна.
На Играх-2026 российские лыжи представляют лишь двое – Дарья Непряева и Савелий Коростелев. Возможно, они уедут из Италии без медалей, но их появление на Олимпиаде – все равный важный и оптимистичный сюжет, а 4-е место Коростелева – пока главная, хоть и мимолетная, олимпийская эмоция для России.
Да, грустно, что остальным лыжникам из сборной вход на Игры-2026 закрыт, но в заданных условиях и Коростелев, и Непряева – справедливый выбор амбассадоров для возвращения России в мировые лыжи.
Они не просто позитивные и рефлексирующие ребята, излучающие адекватность и дружелюбие, но и универсалы, которые точно входят в российские топ-3 последних лет и созрели для борьбы с элитой.
Шансы Коростелева и Непряевой на пьедестал на Олимпиаде-2026 все еще намного выше нуля – из всех спортсменов с нейтральным статусом именно в лыжах (и еще в фигурке) за 4 года вне мировых турниров получилось сохранить достойный уровень конкуренции для возвращения.
И это еще одно маленькое доказательство, почему лыжи – главный зимний спорт в России.
Вот остальные.
Самый славный вид – охапка медалей
С 1994 года наши лыжники завоевали 52 олимпийские медали – это почти треть (31,1%) от всех российских подиумов (167). По победам пропорция еще мощнее – лыжники принесли России 37% золотых медалей на зимних Играх.
Самые титулованные спортсмены страны в истории зимних Олимпиад – тоже лыжники. С советских времен рекорд по медалям держит Раиса Сметанина с 10 подиумами (4 золотых), в российские годы впереди всех Любовь Егорова и Александр Большунов, у которых по 9.
Но титулы – лишь вершина многоуровневой пирамиды. Они не появляются в вакууме, а становятся следствием системы.
В России нет спорта доступнее и популярнее для занятий зимой
Лыжные гонки – самый массовый зимний спорт в России.
В любой стране это важный фундамент для больших достижений – примеров перехода количество в качество хватает: Бразилия и футбол, Нидерланды и коньки, Китай и настольный теннис.
На начало 2025 года лыжными гонками в России, по данным Минспорта, занимались больше миллиона человек (1,1 млн).
Это 8-е место по массовости – больше только в футболе, плавании, волейболе, баскете, компьютерном спорте, легкой атлетике и фитнесе – и первое среди зимних видов. Меньше даже в хоккее (там около 700 тысяч), а например, в биатлоне и коньках около 50 тысяч.
И это правдивая динамика – лыжи максимально демократичны по соотношению цена/доступность, не требуют больших вложений, дорогого инвентаря, сложных навыков, инструкторов и специализированных арен.
Лыжи элитного уровня в России, как бы ни ворчал Губерниев, тоже популярны – на этапах всегда толпы участников. Случайный пример – в конце января на 15-километровую разделку в селе Выльгорт республики Коми приехали 137 лыжников и 98 лыжниц – высокая планка для зимнего спорта.
Да, лыжным гонкам часто не хватает медийности, трансляций и яркой картинки, но это беда большинства цикличных дисциплин, и не только в России – заниматься ими зачастую интереснее, чем смотреть.
Еще одно подтверждение активности – «Лыжня России», очередной старт которой запланирован на 14 февраля. Год назад по официальным данным в этом массовом забеге по всей стране участвовало около 150 тысяч человек – даже с учетом неизбежных чиновничьих накруток это океан из лыжников.
Из лыж ушел допинг, хотя раньше была беда
Допинг – главная ассоциация с российскими лыжами из прошлого.
Фамилии, которые на нем погорели в нулевые (хотя прежде считались гордостью нашего спорта) – Лазутина, Данилова, Егорова, Чепалова, Дементьев, Ширяев, Матвеева. И от того, что их ловили так массово и безжалостно, разочарование в лыжных гонках было особенно жестоким.
Сейчас среди четырех сотен российских спортсменов, отбывающих допинговую дисквалификацию, всего один лыжник – Андрей Парфенов с банальным мельдонием.
Последние допинговые инциденты с лыжниками из обоймы сборной России – залет Николая Панкратова с оборудованием для переливания крови на австрийско-швейцарской границе в 2010-м и царапины на пробах Юлии Ивановой, Анастасии Доценко и Юлии Чекалевой в Сочи-2014.
С тех пор лыжи действительно стали свободной от допинга территорией.
В сборной проблемы (как и везде в изоляции), но поколение Большунова еще в строю, а новое уже на подходе
Отстранение от мировых лыж не могло не остановить прогресс команды – сейчас очевидны проблемы сборной России в спринте, не хватает новых героев в мужских гонках, а уровень конкуренции в женских слишком далек от международных стандартов.
Но это предсказуемые сложности, с которым сталкивается любой спорт в изоляции. Кажется, лыжи имеют возможность пройти их с наименьшими последствиями просто потому, что исторически здесь высокая концентрация амбициозных и подготовленных спортсменов.
Все помнят, как в Пхенчхане-2018 сборная России выдала удивительно бодрое выступление, несмотря на отсутствие героев из предыдущего цикла – Александра Легкова, Максима Вылегжанина, Сергея Устюгова, Никиты Крюкова, Ильи Чероноусова.
На смену им пришли голодные до больших стартов Большунов, Спицов, Червоткин, Непряева-старшая, Белорукова – люди в возрасте немного за 20, который для консервативных лыж до сих пор считается молодым.
Пекин-2022 вывел их карьеры на пик, который обидно оборвало отстранение – за это время в России начало пробиваться новое поколение. Конечно, им еще далеко до Клэбо и Диггинс – без стартов рядом с мировыми звездами прогресс молодых медленнее и имеет отложенный эффект. Но в какой-то момент они обязательно ворвутся на Кубок мира – у поколения Большунова тоже получилось не сразу.
Оно, кстати, тоже в строю и хоть завтра готово рвануть на этапы. По-прежнему выступают Червоткин, Якимушкин, Мальцев, Спицов, Сорина и, конечно, сам Большунов – спортсмен, равного которому по таланту, наверное, еще долго не будет. Тем больнее чувствовать, что время этого поколения проходит вне масштабных дел, но конкуренцию и мотивацию на внутренних стартах спортсмены с именами все равно обеспечивают.
Сила российской сборной всегда держалась не только на скиллах звезд, но и на людях из первого эшелона, которые редко добывали глобальные победы, зато готовы зажечь в неожиданной гонке. Кажется, такая команда у нас по-прежнему существует.
Главное, что российские лыжи выжили в изоляции, а время, когда бы ни случилось возвращение, обязательно расставит все по местам.
Фото: East News/AP Photo/Kirsty Wiggleswort; РИА Новости/Юрий Кочетков, Сергей Гунеев, Владимир Песня