Нани едет в клуб загадочного медного магната. И увидит казахский «Энфилд»!
Рассказывает Азатхан Чекабаев.
«Актобе» – неожиданный ньюсмейкер зимнего окна-2026. Клуб вытащил с пенсии Нани, а еще интересовался Халком, Миралемом Пьяничем, Хамесом Родригесом и Джерданом Шакири.
Что это за команда? Откуда у нее деньги? И к чему все приведет?
«Актобе» – доминатор лиги 2000-х. Там уникальный стадион с активной фан-базой
Нани едет в крупнейший город на западе Казахстана с населением около 600 тысяч – четвертое место в стране после миллионников Алматы, Астаны и Шымкента.
Местный клуб появился почти 60 лет назад, но главных успехов добился уже в 2000-х. С 2005-го по 2015 годы «Актобе» ни разу не выпадал из топ-3, забрав пять чемпионств. Особенно хороша команда была в эпоху российского тренера Владимира Муханова (2006-2012) – три титула подряд, внутренние кубки, два финала Кубка Содружества и эффектный комбинационный футбол.
Тогда же «Актобе» пару раз останавливался в шаге от группы Лиги Европы: не справился с «Вердером» Месута Озила и Пера Мертезакера (0:2 и 3:6), упорно бился с АЗ (2:1 и 0:2).
Этот период сформировал в Актобе особенную для Казахстана фан-культуру: с регулярно забитыми трибунами, активными ультрас и перфомансами.
Вы только посмотрите – ну что за казахский «Энфилд».
Петь на местных красно-белых трибунах любят. В 2017-м вместе с актюбинской певицей Ерке Есмахан исполнили ее главный хит – «Қайда» (180 миллионов просмотров на ютубе). В оригинальной версии девушка ищет любимого в разных городах страны – и все никак не может найти. Фанаты же слегка изменили текст, чтобы ярче выделить Актобе на фоне Астаны, Алматы и Шымкента.
Возможно, скоро увидим подобный заряд уже в исполнении Нани.
Такой атмосфере помогла и уникальность стадиона имени Кобланды-батыра (полумифический народный герой XV века): арена 1975 года постройки, но при этом без беговых дорожек. Чисто футбольная в британском стиле – большая редкость для советской архитектурной традиции.
После 2015 года в «Актобе» начался спад: клуб погряз в долгах и скандалах, оказался на грани банкротства, а в 2019-м на сезон даже вылетел во второй дивизион. Возвращение в борьбу за медали началось в последние годы: серебро в 2022-м, бронза в 2023-м и 2024-м (тогда же выиграли Кубок).
Но период без побед не лишил Актобе статуса футбольной столицы. В прошлом сезоне на арену приходили в среднем 11 109 человек – при вместимости чуть больше 12 тысяч. В топ-10 самых посещаемых матчей сезона-2025 – шесть с участием «Актобе».
При том, что стадионы конкурентов заметно больше.
На играх «Актобе» в Астане и Алматы весомая часть на трибунах – красно-белые. В эти дни полиция работает в усиленном режиме, так как некоторые акции приезжих фанатов беспокоят местных жителей.
Вот, например, актюбинцы посетили алматинское метро.
Домашние перфомансы «13-го сектора» (именно так называется фан-движение клуба) радуют людей больше.
Хавбек «Астон Виллы» Амаду Онана приезжал в Актобе с молодежкой Бельгии – и остался впечатлен: «Невероятная атмосфера. Если честно, не ожидал такой мощной поддержки. Если бы я был из Казахстана, то гордился бы такими болельщиками. С такой поддержкой можно противостоять любой топовой команде».
Нани начнет сезон на поле актюбинской спортшколы. Или вообще в Астане
При всей любви актюбинцев к футболу одна из главных проблем клуба – готовность газона к сезону. Команда весной регулярно играет на синтетике школы олимпийского резерва.
После зимних холодов на поле основного стадиона, который по-прежнему принадлежит государству, играть нельзя. На этот раз все может быть еще хуже: Vesti.kz писали, что газон ОСДЮСШОР не прошел лицензирование, поэтому команда до конца апреля или начала мая может играть в Астане.
Шанс на одобрение привычного резервного поля еще есть. Но дебют экс-звезды «МЮ» в любом случае будет смазанным: либо на газоне сомнительного качества, либо в другом городе.
Владелец «Актобе» – новый медный магнат. Выкупил корпорацию у приближенного к Назарбаеву миллиардера
Нани в «Актобе», Виктор Мозес в «Кайсаре», Александр Меркель в «Женисе» – так в Казахстане началась приватизация клубов, которую затеял президент страны Касым-Жомарт Токаев.
С осени 2025 года государство продало пять клубов. Цель – передать в частные руки все команды Премьер-лиги.
«Актобе» за 364 миллиона тенге (720 тысяч долларов) приобрела строительная компания Qazaq Stroy Properties. И ее владелец Нурлан Артыкбаев – один из самых таинственных бизнесменов страны.
Деловое издание «Курсив» отмечает: «Личность Артыкбаева мало кому известна, в сети нет ни биографии бизнесмена, ни информации о его семье, образовании или детстве. В СМИ вместе с именем предпринимателя нередко возникает имя Надежды Артыкбаевой, но доподлинно установить родственную связь между ними не представляется возможным».
Артыкбаев привлек внимание лишь в последние годы, когда вдруг начал стремительно диверсифицировать бизнес. Летом 2024-го он создал компанию Telecom Systems Ltd (TSL), а уже к концу года выкупил 9,19% акций «Казахтелекома», став совладельцем крупнейшей телекоммуникационной компании страны. Параллельно бизнесмен запустил еще несколько предприятий в нефтегазовой и горнодобывающей сферах.
В ноябре 2025-го Артыкбаева принял президент Токаев. Если верить официальной информации, то обсуждали строительный бизнес. Но уже в том же месяце Bloomberg сообщил, что предприниматель хочет выкупить «Казахмыс» – одного из мировых гигантов по производству меди.
«Новые деньги вытесняют интересы, связанные с предыдущим президентом страны», – говорилось в сообщении агентства.
К концу декабря все подтвердилось – Артыкбаев закрыл сделку года. Детали не разглашались, но эксперты отрасли считают, что у бизнесмена во владении оказались активы на 2-3 миллиарда долларов. На этом фоне покупка «Актобе» – карманные расходы.
При этом впервые Артыкбаев попал в список казахстанского Forbes только весной 2025-го – тогда его состояние оценили в 228 млн долларов и поставили на 44-е место. Компания Qazaq Stroy ведет деятельность с 2003 года, но залетела в рейтинг крупнейших компаний страны лишь в 2024-м – и сразу на 14-ю строчку.
«Казахмыс» в этом списке занимает второе место, а его бывшие совладельцы Владимир Ким (состояние – 5,7 млрд долларов) и Эдуард Огай (761 млн) на второй и 14-й строчках в списке богатейших людей страны. Forbes ведет такой рейтинг 13 лет – и 9 лет из них его возглавлял приближенный к Нурсултану Назарбаеву бизнесмен Ким. Теперь издание отмечает, что в рейтинге 2026 года расклад изменится – список миллиардеров наверняка пополнит новый владелец медной корпорации.
Откуда у Артыкбаева деньги на покупку такого гиганта? Bloomberg сообщает, что финансирование в размере 1,2 млрд долларов предоставил швейцарский трейдер Mercuria Energy Group. Соглашение рассчитано на восемь лет, а средства даны на условиях предоплаты за продукцию. В первые четыре года Mercuria будет получать по 200 тысяч тонн медных катодов. В последующие годы – процент от объема производства.
Bloomberg связывает активность трейдера с глобальным переделом собственности в стране: активы переходят от элит «старого Казахстана» к новым владельцам. Mercuria выступает в этом транзите ключевым финансовым партнером.
Бизнес скупает клубы, но от госденег отказываться не спешит
Еще не факт, что Нани в «Актобе» и Мозес в «Кайсаре» – это полностью частная история. В декабре главный по спорту в Актюбинской области Мейрамбек Махамбетов объяснял: «Как и в других клубах, прошедших приватизацию, со стороны государства поддержка будет, но она в разы уменьшится. По итогам 2025-го бюджет «Актобе» был 3,5 млрд тенге (около 7 млн долларов), а на следующий год предусмотрели из бюджета финансирование в размере 1,9 млрд (3,8 млн долларов). И ежегодно мы будем снижать размер господдержки.
Сейчас делаем акцент на детский футбол. Если у нас в прошлом году бюджет детской академии был 260 миллионов, то на следующий год заложили 400 миллионов. Такая практика идет во всех приватизированных клубах, к примеру, «Кайрат» получает дополнительное финансирование от государства на детский футбол. Также мы делаем акцент на женскую команду и футзал».
Недавно издание Protenge обнаружило похожую историю, связанную с «Кайсаром». Кызылординская область организовала конкурс, чтобы выделить почти миллиард тенге (около 2 млн долларов) на содержание команды в сезоне-2026.
«Пожалуйста, заверьте нас, что победителем контракта на 995 млн тенге не станет новый владелец клуба», – обратилось к местным властям издание.
После такого внимания со стороны журналистов претендентов на бюджетный миллиард не нашлось. Но главный по спорту в области (и олимпийский чемпион по боксу) Бахтияр Артаев недавно рассуждал о целях «Кайсара» так, будто клуб по-прежнему на балансе государства: «В этом году наша цель не избежать вылета, а попытаться стать чемпионами. Есть намерение привезти в Кызылорду еврокубки».
«Актобе» хочет подвинуть «Кайрат». У «Астаны» кризис из-за оптимизации бюджета
Новое руководство «Актобе» обещает не только вкладываться в дорогостоящих ветеранов, но и построить базу с академией, а также инвестировать в скаутскую работу.
«Шаги развития клуба расписаны до 2030 года, – утверждает президент актюбинцев Арман Оспанов. – Это не декларации – все планы подкреплены необходимыми ресурсами. Точную цифру бюджета назову позже – команда еще не сформирована. Когда состав будет окончательно определен, станут понятны и конкретные цифры. Пока могу сказать одно: бюджет не будет меньше, чем в прошлом году».
В прошлом сезоне актюбинцы с одним из крупнейших бюджетов в лиге финишировали лишь пятыми и остались без Лиги конференций. Теперь задача – попасть в тройку и выиграть Кубок, а в дальнейшем регулярно биться за чемпионство и проходить в основной этап еврокубков.
Правда, нынешняя комплектация нацелена скорее на краткосрочные цели: 39-летний Нани, 33-летний защитник из «Бохума» Иван Ордец, 32-летний вратарь Александр Заруцкий, который помогал «Кайрату» пробиваться в ЛЧ. Из потенциальных лидеров прибыл 28-летний шведский вингер Айдын Желькович – у него по семь голов в трех последних сезонах в Швеции.
Пока выглядит не слишком угрожающе для «Кайрата», который после исторического сезона в ЛЧ нацелен на третий титул подряд.
У «Астаны» дела заметно хуже – владеющий клубом квазигосударственный фонд «Самрук-Казына» охладел к проекту, который пытаются передать в частные руки. Поиск инвесторов затрудняет то, что клуб уже накопил долги. Задержки по зарплатам тянутся с прошлого сезона, а этой зимой команда растеряла немало лидеров и даже первые сборы провела в холодной Астане.
Ветер перемен.
Нани и Мозес в Казахстане – это глупость
Путь «Кайрата» в ЛЧ: банкротство, вылет, арест владельца и грандиозная академия
Фото: ФК Актобе; instagram.com/alexey_sisenbin; vk.com/13СЕКТОР Актобе; akorda.kz; instagram.com/fcaktobe_official