Главный тренерский опыт в карьере Александра Бубнова
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
Александра Бубнова на русскоязычном футбольном пространстве знают, наверное, все. В прошлом году он вернулся в большую игру («Кось, не дулкуй», «Блохин был хитлован» и «Батлаков не слабее Гюлела»), но его лучшие годы в качестве аналитика, несомненно, прошли на стыке нулевых и десятых годов, когда Викторыч выжигал напалмом всё вокруг, не признавая в российском футболе вообще ни одного авторитета. Во все возможные анналы вошли его реплики, фразы, скандалы и чудовищный маньяческий смех.
Люди старшего поколения помнят Бубнова как хорошего, цепкого и неуступчивого защитника, трёхкратного чемпиона СССР в составе московских «Динамо» и «Спартака» и игрока сборной страны. А чем же Александр Викторович занимался в период между игровой карьерой и карьерой аналитика? А он тренировал. Недолго так, и не совсем удачно, но тем не менее такой опыт в его жизни был.
В феврале 1997 года Бубнов оказался в Беларуси и возглавил мозырский МПКЦ (нынешняя «Славия»). Сам Александр Викторович позже рассказал, как его занесло в белорусское Полесье:
– Мой хороший знакомый Леонид Гарай был тогда начальником команды-чемпиона страны МКПЦ «Славия» из Мозыря. Он и пригласил. Даже не так – попросил помочь. Я чисто по-человечески пошёл ему навстречу. Правда, он всё время оговаривался: «Ты только не переживай, если что-то пойдёт не так, это не твой уровень». Я тогда голову ломал – с чего бы это? Скоро понял – Гарай меня исподволь к мозырским будням готовил. Если бы я с самого начала знал, куда иду, большой вопрос, пошёл бы.
Насколько же забавным соревнованием был чемпионат Беларуси в 90-х, что в команду, только что выигравшую национальный чемпионат позвали Бубнова. Хотя тогда он ещё не был известен как правдоруб и эксцентрик. Большинство любителей футбола ещё помнило его как игрока. Да, у Бубнова практически не было тренерской практики, но этот недостаток он мог компенсировать колоссальным житейским опытом. Вдвойне странным было это назначение на фоне отставки предыдущего наставника мозырян Анатолия Юревича – тренера, сумевшую прервать многолетнее доминирование в стране минского «Динамо» и создавшего симпатичную, самобытную команду. Как принято считать, Юревич не сошёлся характерами (а он мог) с руководителями клуба. Вдобавок, МПКЦ провалился на Кубке Содружества 1997 года (три поражения с разницей забитых и пропущенных мячей 3:10).
После чемпионского сезона в МПКЦ начались проблемы с игроками: сначала команду покинули будущие легенды белорусского футбола Максим Ромащенко и Александр Кульчий, а оставшиеся устроили бойкот, требуя выплат премиальных за победу в чемпионате. Проблему с бунтарями Бубнов решил в свойственной ему прямолинейной манере: просто выгнал их из команды. В числе изгоев оказался лучший бомбардир команды в прошедшем сезоне Сергей Яромко. Из оставшихся игроков наиболее известны широкому кругу вратарь Владимир Гаев, капитан команды Олег Сысоев, полузащитник Юрий Малеев и будущий игрок «Зенита» Борис Горовой, а самым известным новичком стал Евгений Ловчев-младший – сын Евгения Ловчева-старшего.
На первых порах в МПКЦ у Бубнова даже что-то получалось: до 10 тура команда шла без поражений, попутно вынося «Шахтер» (4-0), минское «Торпедо» (6-1) и легендарный слонимский «Коммунальник» (3-0). Но в июне в Мозырь приехал многолетний участник белорусской «небесной лиги» «Динамо-93» и случилось 1:5, которое, правда, ни на что не повлияло, потому что за следующие три месяца в чемпионате мозыряне проиграют только дважды.
3 июля 1997 года в Мозырь приехало минское «Динамо» Анатолия Байдачного, и это была эпичная схватка. В одном из эпизодов защитник минчан Сергей Яскович жёстко подкатился под игрока МПКЦ, и Бубнов, размахивая руками выскочил на поле, при этом грозил «привезти из Москвы бандитов», чтобы те разобрались с командой Байдачного и лично закопали Ясковича. Просто штрих к портрету: матч судил рефери ФИФА Сергей Шмолик. Как говорится, если на вашей вечеринке нет таких людей, то можете меня не звать на неё.
В июле для МПКЦ началась Лига Чемпионов. Да, было время, когда Бубнов принимал в ней участие как главный тренер. В первом раунде не без труда удалось сломить сопротивление молдавского «Конструктула» (1-1 и 3-2). Во втором же раунде попался соперник помощнее: греческий «Олимпиакос». В Афинах мозыряне ожидаемо получили по полной — 0:5. В ответном матче на стадионе «Юность» интрига возродилась на третьей минуте, когда МПКЦ забил первый гол. От рёва 4300 болельщиков затряслись все близлежащие мозырские гряды и холмы... К сожалению, хозяева не смогли развить успех, и матч закончился со счётом 2-2. За «Олимпиакос» в том матче играли будущие чемпионы Европы Дабизас и Яннокопулос. Просто информация к сведению.
Потом были игры с тбилисским «Динамо» Давида Кипиани в Кубке УЕФА, «достойный вылет» (1:2 по сумме матчей) и памятное интервью белорусскому ТВ, в котором он разнёс своих подопечных за излишний мандраж перед именем соперника.
В чемпионате дела шли также с очень переменным успехом: поражение 0:5 от «Торпедо» сменяла победа 4:0 над «Неманом». Говорят, за шесть туров до конца руководители МПКЦ поставили задачу Бубнову проиграть все оставшиеся игры, так как с деньгами в клубе было совсем худо, и выплата премиальных за место призовой «тройке» грозила серьёзными проблемами. Александр Викторович, как человек честный, задачу выполнять не стал и просто уехал из Беларуси в отпуск. Концовку сезона МПКЦ явно завалил, проиграв семь раз в последних девяти турах. Итог: шестое место в чемпионате. Иными словами, это «дуйока». Даже балл не за что накинуть.
Неоднозначное выступление клуба стало отражением неоднозначности самого Бубнова: и как тренера, и как человека. Он, как мы помним, не пошёл навстречу игрокам в начале сезона, затем разругался с фанатами, угрожая натравить на них собаку с милицией. С руководством клуба у Викторыча отношения тоже не сложились (а с кем они у него складывались, кроме жены?). Неуёмный дух максималиста уже тогда присутствовал у Александра Викторовича, кажется, с рождения, а у начальства МПКЦ был немного иной взгляд на развитие клуба. Тем не менее, Бубнов остался на посту главного тренера.
В начале 1998 года держателем контрольного пакета мозырского клуба стал «Славнефтепродукт». Поэтому МПКЦ превратился в «Славию». Потому что «Славнефтепродукт».
Видимо, за счёт своих старых футбольных связей, Бубнову удалось затащить в Мозырь сбитого, как казалось тогда, лётчика Дмитрия Карсакова, а также Георгия Кондратьева (этот лётчик уже давно катапультировался и висел на дереве вместе с парашютом). Также состав команды пополнили Фёдор Лукашенко (будущая легенда «Гомеля») и Игорь Слесарчук (белорусский россиянин из Латвии). Для 1998 года очень даже неплохое усиление, и надо признать, что почти все новички приживутся в клубе, а в 2000 году станут чемпионами Беларуси. Но сейчас не об этом.
Нестабильные выступления из прошлого сезона плавно перекочевали в новый: за три первые игры чемпионата «Славия» выиграла (1-0 у «Белшины»), сыграла вничью (с «Гомелем» 1-1) и проиграла (злому гению Бубнова «Динамо-93» 0-4). В тот момент стало совершенно ясно: чуда не произошло, следовательно, команду будет штормить так же, как в 1997-м. Последний шанс исправить ситуацию Бубнову был предоставлен в матче 1/4 финала Кубка с минским «Динамо».
Когда несколькими абзацами выше я говорил о приобретениях клуба в межсезонье, только дилетанты и непрофессионалы не обратили внимание на тот факт, что среди новичков не было ни одного защитника. Более того, зимой команду покинул Олег Сысоев, перешедший в «Гомель» (кто помнит, как на «Центральном» болельщики скандировали «Олеееег Сысоев», ставьте «плюс»).
Перед игрой с «Динамо» у «Славии» оставалось лишь четыре живых и здоровых оборонца. Выход из этой непростой ситуации Бубнов нашёл достаточно оригинальный: он решил выпустить на поле себя. Сам. Для этого даже специально был отозван трансферный сертификат из клуба и «Ред Стар» из Парижа, за который Бубнов провёл свой последний матч на профессиональном уровне, то есть восемь лет назад.
Видимо, Александр Викторович был очень уверен в себе и одновременно сомневался в уровне белорусского клубного футбола. Но надо отдать ему должное: сыграл он в той игре достаточно уверенно и серьёзных ошибок не допускал.
События в матче развивались следующим образом: «Динамо» забило на 77-й минуте, а «Славия» спаслась через 11 минут (пригодился Кондратьев). Далее ещё полчаса без голов и серия пенальти. Всё это время Бубнов находился на поле, даже не думая себя заменять. Ведь нужно было своей игрой исправлять ошибки в комплектовании состава, которые допустил...главный тренер.
При счёте 3-3 в серии наш герой решил попробовать себя в качестве пенальтиста, хотя до этого на постоянной основе никогда им не был. Рассчитывал, как сказал бы Влад Батурин, развести мяч и вратаря по разным углам. Не получилось. Голкипер «Динамо» Сацункевич удар взял, а нападающий «Динамо» Осипович забил: 4-3, и в полуфинал прошли минчане. К сожалению, не смог найти в этих ваших интернетах видео того матча или хотя бы серии пенальти. Если кто найдёт, поделитесь ссылочкой в комментариях.
На этом история отношений Бубнова и «Славии» закончилась. Игра команды вызывала много вопросов, результаты ухудшались, а терпеть эксцентричного всезнающего специалиста у руководства клуба уже не было никаких сил.
В конце своего повествования приведу отрывок из интервью, в котором Бубнов даёт оценку своей работе в «Славии»:
– Ловчев считает: раз вы сами никого тренировали, нельзя говорить, что игроки никакие.
– Ха-ха-ха-ха. Я чемпионов Белоруссии тренировал! И сыграл в Мозыре 2:2 с командой Кипиани, Каладзе. А в Тбилиси в отборочных играх Лиги чемпионов они 1:0 еле-еле у нас выиграли. Мы с «Олимпиакосом» в этой Мозыре играли, они ее на карте найти не могли, там аэропорта нет! А мы 2:2 сыграли. И там у них 0:0 играли! В этой деревне! Да его сын у меня играл в Мозыре, его лучшим легионером признали, блин. И он говорит, что я никого не тренировал! А кого он тренировал в большом футболе?
Шоб вы знали.
Телеграм-канал «В одно касаньице» – забавные истории и приколы из мира белорусского футбола!