«Гретцки останется величайшим, сколько бы ни забил Овечкин». Бретт Халл жжет в своем подкасте
Собственный подкаст для бывших хоккеистов в 2026-м такая же норма, как профиль в социальных сетях. Член Зала хоккейной славы, №5 в списке лучших снайперов в истории НХЛ Бретт Халл не отстал от тренда и завел свое шоу – Ice Guardians Podcast. Вместе с бывшими партнерами по «Сент-Луису» и другими игроками он смотрит хоккей и вспоминает истории из своей карьеры.
А за 19 лет в НХЛ их накопилось очень много, и здесь – лишь малая часть.
*****
Летом 2001-го Халл в погоне за Кубком Стэнли перешел в «Детройт», где со временем стал играть в одном звене с новичком НХЛ Павлом Дацюком. С его передачи он забил 700-й гол в лиге, с его же паса забросил последнюю, 741-ю шайбу.
«Дацюк – самый талантливый из всех, с кем я играл. С точки зрения мастерства быть лучше него было невозможно. Со временем Павел стал тем, кем он является сейчас, то есть членом Зал славы... Но... Я ему постоянно говорил: «Павел, мы можем забивать в каждой смене. В каждой! Необязательно по 10 раз обыгрывать защитников в углу площадки. В какой-то момент они догадаются позволить тебе наступить на свою же клюшку, упасть, а потом убегут в атаку. Обыграй их один раз, отдай мне пас в круг вбрасывания, и так мы будем забивать в каждой смене».
На тренировках Павел отрабатывал выходы один на один на Доминике Гашеке и выбешивал, возможно, лучшего вратаря в истории. А еще он и Челиос тренировали отбор шайбы. В какой-то момент Крис хватал его клюшку, ломал ее, забирал шайбу и кричал: А-а-а!
И Павел смотрел на него такой: «Что? Что ты делать?»
Дацюк никогда не уставал. Он тренировал ноги прыжками на тумбу, которая была высотой в полтора метра, не меньше. Таким же был Йере Лехтинен, с которым я играл в «Далласе». Я смотрел на них и удивлялся. Я с дивана-то с трудом слезал, а они делали такое!
А Сергей Федоров! Он же внезапно стал защитником! Скотти Боумэн так устал, что Федоров не забивает и решил отправить его в защиту. А Сергей думал, что ему дают больше времени, так как он хорошо играл. И как он играл! Говорили, что Федоров получил бы «Норрис Трофи», если оставался бы в защите весь сезон. Это невероятно, насколько талантлив был Сергей. И Федоров даже близко не был Дацюком по таланту, но отмечу, что он лучше использовал свои данные.
А еще они были очень приятными парнями. Сергей был самым приятным. Он иногда подходил ко мне с Челиосом и говорил: «Может, пойдем поиграем в F-1 у меня дома? А мы такие: «Может по бургеру и пару пива?» «Не-не, я домой», – отвечал Сергей. У него дома был гоночный симулятор, и он в него играл.
*****
Одним из гостей подкаста Халла был Уэндел Кларк, экс-капитан «Торонто». Вместе с Бреттом они поговорили о погоне Александра Овечкина за Уэйном Гретцки.
Халл: Меня часто спрашивают: «Смог бы Гретцки забивать так много в сегодняшней НХЛ?» Вы серьезно, народ? Овечкин до сих пор догонял бы его.
Кларк: Уэйн – единственный из всех великих игроков, кто никогда особенно не лез на ворота, а потом набирал 4 очка за матч. Кросби, Овечкин и даже Макдэвид оказываются вблизи пятака. А Уэйн менял игру тем, что создавал голы для других.
Халл: Гретцки играл не в хоккей, он пытался перехитрить соперников. Он мог увезти всех на один край площадки, а потом резко изменить направление атаки, и игра перемещалась на другой фланг, где никого не было. Все ждали от него передачу в одну сторону, а он все делал иначе. Просто невероятно. Уэйн рассказывал, что мог подобрать шайбу у своих ворот, посмотреть вперед, а затем катиться к другим воротам и отдавать передачи в слепую, даже не смотря по сторонам. Понимание игры у него было потрясающим.
Кларк: Кто-то спросил его: «Почему ты отдал шайбу вот сюда на Курри». А он ответил: «Рядом со мной было 9 человек. Кого-то не хватало. Значит, Курри должен был быть открытым. Раз он не в поле моего зрения, значит он там». Я во время игры досчитать до 9 не мог нормально, а Уэйн думал так.
А еще история с Кубка Канады-1987. Он попросил у меня клюшку на разминке. Мы оба использовали Titan, и это все, что объединяло наши клюшки. Он забил три, а потом вернул ее мне. Но его клюшки... Это была жесть.
Халл: Я как-то сказал Уэйну: «Прикинь как бы ты играл, если бы у тебя была нормальная клюшка. Не этот брусок «два по четыре», которым ты играл, а такая, с нормальным флексом». И он умудрялся ей забивать. Невероятно. Поэтому его и называют величайшим. И он останется им, сколько бы голов ни забил Овечкин. 2500 очков и 1600 пасов он точно не отдаст. У Уэйна больше ассистов, чем очков у любого другого игрока. Невероятно!
*****
Самый обсуждаемый момент в карьере Халла – его гол в финале Кубка Стэнли с «Баффало». Конек нападающего оказался в площади ворот, но шайбу засчитали.
Халл: Да, моя нога была в площади ворот, но все было по правилам. НХЛ изменила это правило по ходу сезона, потому что нападающие могли убегать 1 в 0, проезжать через площадь ворот, и их голы отменяли. И судьи говорили им: «Ну так ты же заехал за линию, значит гол нельзя засчитывать». Ну бред же! И вот правило стало другим. Если ты владел шайбой, то можно было заезжать в площадь ворот, но это то же все очень на тоненького. Лига изменила правило, но никому толком об этом не рассказала. Разве что генеральным менеджерам, наверное.
Это же в нашей крови. Нам с детства говорили тренеры: «Лезь на ворот, закрой обзор вратарю, забери отскок».
В сегодняшних правилах мне не нравится эта геометрическая фигура, как бы они там ее не называли, за воротами (речь о трапеции – прим. автора). Позвольте вратарям снова играть с шайбой. Клянусь, это спасет жизни защитникам, потому что когда-нибудь там, за воротами, точно кого-нибудь убьют. Эти парни сейчас такие быстрые и большие, и плохое точно случится. Пусть вратари играют клюшкой, это изменит всю динамику игры. И пора убрать эти огромные наплечники у полевых игроков.
Кларк: Соглашусь. Таким образом игроки будут больше уважать друг друга, потому что начнут беречь себя. Если снимаешь снаряжение, как в регби, где вообще нет защиты, ты учишься правильно вступать в контакт. Теперь ты знаешь: если ошибешься, получишь травму. Так ты понимаешь, где и как безопасно действовать. В хоккее было бы то же самое, но страховые компании никогда это не одобрят.
Когда убираешь защиту, игроки начинают понимать, что что-то может навредить. Когда я начинал в 80-х, помню, что на льду было с десяток игроков без шлемов: Брэд Марш, Крэйг МакТавиш.... Если я сталкивался с Брэдом Маршем, и он был без шлема, я следил, чтобы с ним все было в порядке. Я проводил силовой прием, но видел, что у него открытая голова. А если у соперника был шлем – я специально бил его посильнее. Это меняло мою игру, но при этом я уважал его – ведь он мог пострадать.
Сегодня дети защищены щитками, у них маски, защита для шеи – их почти невозможно травмировать. Из-за этого теряется уважение к другим: ты же чувствуешь себя непобедимым. И самые агрессивные игры происходят не в НХЛ, а в возрасте до 14 лет – когда подростки только входят в пубертатный период, ощущают себя непобедимыми и делают силовые приемы, не жалея ничего».
*****
«Мы с Майком Кинэном, мягко говоря, не были друзьями. На одной тренировке в зале я подозвал его к себе. Он сделал такое лицо, типа: «Ну что тебе еще?» На стене в зале висел стенд с фотографиями тех игроков, у которых были лучшие показатели на сборах. Я ткнул пальцем в стенд и спросил: «А кто, ешкин кот, это вообще такие?»
Да и какая разница, если они вообще не умеют играть в хоккей. Может, они хорошо бегают и поднимают больше всех железа в зале, но кто-то из них сделает подкидку в большинстве или что-нибудь вроде этого?
Мой отец, Бобби Халл, всегда говорил: «Следи на крутыми игроками». Он меня ничему не учил, а просто говорил – смотри на Андерса Хедберга и повторяй за ним. Если тебе хватает мозгов смотреть за классными игроками, ты многому научишься. Конечно, если хватит мозгов учиться.
Главный урок который я взял у отца – игра 2 на 1. Ты получил шайбу, отдал шайбу, пробежал вперед, получил шайбу, отдал шайбу. Так ты обыграешь всех. И такой же игра будет через 100 лет. 2 на 1. Так играет Сидни Кросби. А лучшая команда в истории спорта? «Чикаго Буллс» с Джорданом и треугольным нападением. Я не был фанатом, но Фил Джексон все доказал.
*****
За свою карьеру Халл забил только 11 голов в пустые ворота – для сравнения у Овечкина их 70. А в сезоне-1990/91 Бретт забросил 86 шайб (все – вратарям), а одном из последних матчей чемпионата не стал бросать по пустым воротам, отдав голевую передачу.
«Какой же я был тупой, что не забивал в пустые ворота.
Конечно мне надо было бросать. У меня было столько матчей с двумя голами в первом периоде, когда я говорил себе: «Ок, хватит». У меня была теория – нужно оставаться незаметным, как бы невидимым на льду, чтобы не разозлить парней вроде Криса Челиоса. Он потом гонялся бы за мной по всей площадке. Защитники и так охотились за мной, и не хотелось злить их еще больше. Свою порцию грязных ударов я все равно получил, такой был хоккей. Кроссчеки, удары по рукам. Но важно было не показать, что тебе больно.
Сейчас вообще в хоккее нет многого из того, что было у нас. Драк, например. Легкий шлепок по клюшке – сразу удаление. В мое время обычно вообще охотились не за клюшкой, а за твоими руками и били по ним.
Защитники пытались увести меня подальше от ворот, чтобы я не мог бросать, но что делал я? Сам старался увести их еще дальше, чтобы у Брендана Шенехана было больше свободного места. И он этим пользовался – забивал. Мне вообще было все равно, кто забивал. Ну как все равно… Если это продолжалось не слишком долго. А потом я начинал кричать: «Дайте мне пас, дайте мне пас!»
Фото: Gettyimages.ru/Elsa, Harry How, Focus On Sport, Rocky W. Widner