Сафин и Федерер бились на Australian Open до моего рождения. Я посмотрела этот матч
Я родилась в 2005-м. И очень хорошо помню первый теннисный матч, который увидела по телевизору. Женский финал Олимпиады-2012 в Лондоне еще не успел закончиться, а я уже плакала навзрыд – разгромный проигрыш легендарной Марии Шараповой семилетняя я восприняла как личную трагедию. Аргументы взрослых о том, что матчи Уильямс-Шарапова исторически заканчиваются именно так, категорически не принимались.
А для многих теннис начался как раз в год моего рождения, когда в полуфинале Australian Open-2005 встретились Марат Сафин и Роджер Федерер.
В коллективной памяти тех, кто застал 2005-й не в коляске, – это до сих пор самый мощный матч у россиян на ТБШ. Конечно, в недавнем прошлом были эпические зарубы Даниила Медведева, но они не дотягивают либо из-за результата (проигранные Рафаэлю Надалю финалы US Open-2019 и Australian Open-2022), либо из-за калибра соперников (как, например, камбэк с 0:2 по сетам против Александра Зверева в 1/2 финала Australian Open).
А тут Марат Сафин спустя 4,5 часа, тай-брейк, шесть упущенных матчболов и пятый сет из 16 геймов все-таки одолел Роджера Федерера – на тот момент еще не величайшего в истории, но с отрывом сильнейшего в мире.
Исторический контекст подогревался личным: они играли в день 25-летия Марата, в команду Сафина только вошел бывший тренер Роджера, и, вообще, это матч-реванш за проигранный Федереру в трех сетах финал AO-2004.
Все компоненты эталонной битвы.
***
Для меня Марат Сафин – скорее герой мемов и коротких видео. Красиво стареющая рок-звезда, которая помогает Андрею Рублеву познавать дзен.
Роджер Федерер – абстрактная легенда, которая часто сидит на VIP-трибуне крупных турниров и по-королевски машет в камеру.
Федерер – старший из Большой тройки, поэтому его величие я успела оценить меньше всего. А Сафина, который завершил карьеру, когда мне было четыре, вообще не застала.
Так что для меня это был во всех смыслах свежий матч.
Что удивило:
1. На примере этого полуфинала видно, как сильно изменилась структура больших матчей. Полуфинал турнира «Большого шлема» в 2005-м длился почти 4,5 часа, причем ни один сет не был проходным – три закончились со счетом 7:5 или 7:6, а пятый по старым правилам был без тай-брейка (играли до преимущества в два гейма) и растянулся до счета 9:7.
Сегодняшние топ-матчи часто решаются сериями: один спад концентрации – и все, сет уходит со счетом 6:2 или 6:3. Даже в пятисетовых триллерах структура совсем другая: резкий провал, скачок темпа, где-нибудь между ними медицинский тайм-аут, затем все по новой. Поэтому финал «Ролан Гаррос»-2025 между Алькарасом и Синнером так выделился – он был олдскульным, постоянно равным.
2. Другая физика и розыгрыши. Федерер и Сафин играли почти пять часов без ощущения, что кто-то просто пытается перетерпеть. При этом они оба не выглядели людьми, которые проводили по 10 часов в тренажерке.
3. Розыгрыши длинные, по 10-15 ударов – но это не современное качалово, когда игроки долго пытаются развить позицию. Оба часто и сразу же рисковали.
4. Выход к сетке и резаные были куда более значимой частью тактики. Особенно для Федерера, который использовал резак как инструмент давления. В современном теннисе эти элементы как будто стали вторичными – да, их используют, но почти никто не строит через них игру.
5. Удары были более плоскими. Сафин в этом матче играл на скорость и глубину, а не на высоту отскока. Сейчас игра топов вроде Алькараса или Синнера строится вокруг мощного топспина.
Получается, что сейчас матчи на высоких стадиях ТБШ, даже очень качественные, чаще решаются за счет физического превосходства и темпа. Игроки мощнее, быстрее, стабильнее, а матчи – линейные, похожие на готовый алгоритм с минимизацией риска. Поплыть на матч-пойнтах, а потом снова вернуться и перевернуть счет за счет одного рискованного удара уже не получится.
Мне кажется, эту мысль хорошо иллюстрирует даже трансляция матча. Во время игры сильно не хватало всплывающей графики с продвинутыми метриками, вроде длины ралли, процента выигранных очков у сетки, RPM или тепловой карты. 20 лет назад не было инструментов измерения всего, поэтому, видимо, и спортсмены, и зрители к игре относились свободнее.
***
Интересно было осознать, что можно быть такими разными во всем – от стиля игры до внешнего вида, – но при этом держать один уровень до последнего.
Сафин все время шел на огромные риски – обострял с приема, бил навылет даже с неудобных позиций, постоянно шел к сетке. И даже его риторические выкрики «Марат, где первая?» как будто помогали – в пятом сете первая подача наконец-то заработала.
Федерер же играл через контроль и вариативность, держал высокий процент первой подачи, регулярно втягивал Марата в длинные розыгрыши. Хладнокровие швейцарец терял только дважды за весь матч – в концовке тай-брейка, после которого Федерер взгрустнул и вызвал физио на корт, и на 7:7 в пятом сете.
Это не типовой матч для той эпохи, но он настолько яркий и запоминающийся, что ассоциируется со всей эпохой.
Как будто в 2005-м можно было выбирать, кем быть: Маратом Сафиным и после каждого неудачного розыгрыша показывать пацанскую распальцовку или Роджером Федерером и примерно раз в четыре гейма менять футболку на чистую. А сейчас так уже не получится, отсюда, мне кажется, и мифологизация полуфинала AO-2005.
Похожие финалы и полуфиналы мы вряд ли еще увидим, потому что теннис естественным образом эволюционировал настолько, что рок-звезды до таких высоких стадий уже не доходят, доходят только федереры.
Сегодня розыгрыши чаще выигрываются в первые 3-5 ударов, доля очков с задней линии выросла, вариативность направлений снизилась, а успех все чаще зависит не от набора уникальных приемов, а от качества воспроизведения надежных алгоритмов – подача в заранее выбранные зоны, давление первым ударом и завершение через открытый корт. Что-то похожее было, например, в финале US Open-2025, который разыгрывали между собой два лучших игрока планеты. Теннис в исполнении моих ровесников стал не лучше, не хуже, но другим – более продуманным и унифицированным.
Поэтому в 2026-м мы смотрим на типовые розыгрыши, одинаковую форму от Nike, а в боксе топов вместо трех блондинок теперь сидят 10 мужчин в кепках и что-то записывают в блокноты.
Фото: East News/AP Photo/Tony Feder