Алекс Музио — ученик Блума покоривший Бельгию
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
Коротко о Музио
Ключевой фигурой, внедрившей дата-драйвен метод в «Рояль Юнион Сен-Жиллуа» (Union SG), является Алекс Музио, председатель правления и ныне контрольный владелец клуба. Музио 41-летний британец, давний друг и бизнес-партнёр Тони Блума. Он начинал карьеру в компании Starlizard и многие годы работал над теми самыми моделями спортивного анализа, которые использует «Брайтон». Это редкий случай, когда клубом реально руководит дата-аналитик. Когда Тони решил инвестировать в бельгийский клуб весной 2018 года, именно Алекс Музио возглавил проект: он главный идеолог аналитической трансформации клуба, человек, который привнёс принципы модели и адаптировал их под реалии местного футбола.
Алекс Музио с одной стороны ученик Блума, с другой — самостоятельный лидер. Его личная философия наложила значительный отпечаток: он известен как человек готовый учиться и доверять команде. Он всегда отмечает заслуги спортивного директора, тренеров, игроков, не акцентируя внимание общественности на себе. Он даже заложил свой дом, чтобы выкупить часть акций у Блума и продолжить проект, веря в его успех, был готов рискнуть своим состоянием ради продолжения стратегии.
Результаты впечатляют: клуб, который 48 лет провёл вне высшего дивизиона, за несколько сезонов не только вышел в высшую лигу Бельгии, но и мгновенно ворвался в лидеры. В 2021 году «Юнион» сенсационно финишировал первым по итогам регулярного чемпионата (в итоге став вице-чемпионом после плей-офф), а в 2022/23 вновь боролся за титул и дебютировал в еврокубках, дойдя до 1/4 финала Лиги Европы. Кульминацией стал сезон 2024/25, когда после победы в кубке, уже на следующий сезон клуб завоевал первое чемпионство за 90 лет. Осенью 2025 года «Юнион» дебютировал на групповом этапе Лиги чемпионов и это с бюджетом кратно уступающим местным грандам.
Помимо Музио, следует отметить огромный вклад спортивного директора «Юниона» Криса О’Лохлина. Это ещё один представитель новой волны менеджеров: бывший игрок и тренер, имеющий также аналитический склад ума. Крис отвечает за селекцию и взаимодействие с тренерским штабом. Под его руководством работает небольшая команда скаутов и аналитиков. О’Лохлин также курирует спортивную науку в клубе.
Повседневно клубом заправляет связка Музио-О’Лохлин. Что важно, в этот исполнительный костяк органично включаются и главные тренеры. С момента прихода новых владельцев «Юнион» сменил уже нескольких наставников, однако каждый из них был выбран под схожую философию. Взаимодействие аналитиков и тренерского штаба происходит постоянно. Также при покупке игроков мнение тренера является важным, О’Лохлин и Музио стараются брать футболистов, которых тренер готов использовать. В целом, лидерами перемен в «Юнионе» стали люди нетипичные для бельгийского футбола: аналитики и менеджеры с мышлением инвесторов, а не бывшие звёзды или традиционные функционеры.
Структура селекционного и аналитического процесса
Основой всего является аналитическая платформа Jamestown Analytics, которую Тони Блум принёс с собой и предоставил «Юниону» на эксклюзивной основе в Бельгии. С 2018 года клуб пользуется этой системой данных, адаптированной под футбольные реалии. На практике процесс выглядит так:
Jamestown ежедневно генерирует списки игроков по заданным критериям (позиция, возраст, лига, игровые параметры), сортируя их по рейтингу. Алекс Музио отмечает, что с помощью этой системы клуб может оценить сколько игрок стоит в футбольном смысле, то есть получить объективное число, отражающее уровень игрока. Например, если клуб ищет нападающего, они могут снять данные по сотням форвардов со всего мира, и модель укажет, чьи показатели предполагают наибольший успех в конкретной лиге. Причём система учитывает и прогноз: может ли игрок прибавить в будущем, или его текущий уровень близок к пределу.
Из предложений алгоритма спортивный отдел отбирает тех, кто подходит стилю команды и находится в пределах бюджета, составляет из них лонг-листы. Далее идут традиционные методы: просмотры матчей (вживую или по видео), сбор информации о характере игрока, его мотивации. Если игрок иностранный, анализируют, как он может адаптироваться к Европе. Иногда клуб привлекает к оценке и коллег из «Брайтона», отношения позволяют обмениваться скаутскими данными.
После комплексной оценки список целей обсуждается на трансферном совете клуба (Музио, О’Лохлин, главный тренер). Здесь учитываются и финансовые факторы — клуб определяет максимальную цену, по которой готов купить конкретного игрока. Клуб действует очень расчетливо, приобретают лучших по цене/качество среди схожих по классу. Нередко это значит подписать игрока бесплатно (по окончании контракта) или за символическую сумму из низшей лиги. Переговоры ведёт обычно Филипп Борманс (CEO) или сам Музио, и клуб старается убеждать игроков не столько деньгами, сколько проектом развития и перспективой перепродажи в АПЛ. Многие соглашаются, предпочитая «Юнион» их конкурентам по лиге именно из-за более понятных перспектив.
Алекс Музио фактически утверждает сделки, но он прислушивается к своему спортивному директору и тренеру. Тони Блум, по словам Музио, не вмешивается: «Он доверяет и не лезет. У него нет такого эго, ему важнее результат». Тем не менее, Блум косвенно влияет через свою аналитическую платформу и общую философию. Иногда, по слухам, он может посоветовать обратить внимание на конкретного игрока, если его алгоритм нашел особенного игрока, который на данный момент не подходит «Брайтону».
Используемые платформы и данные
Основной инструмент «Юнион» всё тот же Jamestown Analytics, соглашение о его использовании было частью инвестиций Блума в клуб. Алгоритм рассчитывает комплексный рейтинг игрока (не раскрывается, как именно). По словам источников, он включает технические показатели, эффективность действий и влияние на результат.
Особая сила Jamestown — это предиктивная аналитика. Алекс Музио подчёркивает: «Большинство поставщиков данных продают всем одно и то же и по сути говорят, что было раньше. Jamestown может и это, и сказать, что, по их мнению, будет дальше». Например, они могут предсказать, сколько голов будет забивать нападающий при переходе из второй бельгийской лиги в первую, исходя из его статистики и массы скрытых параметров (силы его ударов, качества партнёров и т.п.).
Музио отмечает: «Если у тебя есть эти данные, а больше ни у кого, это огромное преимущество». В мире, помимо «Брайтона» и «Юниона», Jamestown используют только считанные клубы (например, английский «Гримсби Таун», итальянская «Комо», испанский «Кастельон», шотландский «Хартс» тоже связанные или сотрудничающие с группой Блума). То есть это элитный «закрытый клуб» команд с уникальным аналитическим продуктом.
Помимо игровых метрик, в «Юниона» внимательно относятся к нагрузкам и здоровью игроков, тут тоже помогают данные. Например, О’Лохлин внедрил систему мониторинга тренировок: все игроки носят датчики, информация поступает аналитикам. Анализ позволил скорректировать программы подготовки так, что число мышечных травм существенно снизилось. За 4 года ни одной серьёзной травмы, по словам Музио. Это тоже часть дата-драйвен подхода: оптимизация тренировочного процесса через цифры.
Конечно, «Юнион» использует и обычные инструменты: видео, общедоступные скаутские базы, агентские сети. Но первым фильтром является аналитическая платформа. Первые пару лет были сомнения: сработает ли она вне ставок? Сам Музио признаётся:
«Когда купили клуб, не было гарантии, что это сработает. У «Брайтона» в 2018 году ещё не было такой репутации селекционного гения, были и промахи. Мы пошли на это с верой и логикой»
В первые два года клуб оставался во втором дивизионе и терпел убытки больше, чем планировалось, но Блум не отступил. Я помню, как говорил Тони, сколько денег нужно на третий сезон, и ждал, что он скажет: «Да ну к чёрту». Но Тони был удивительно спокоен и продолжал верить. Эта вера окупилась: к 2021 году «Юнион» вышел в элиту и сразу взлетел на вершину.
В сезоне 2023/24 «Юнион» впервые играл параллельно на три фронта (лига, кубок, Европа). Нагрузка на состав выросла, но и здесь помог анализ: клуб точечно усилил скамейку заранее, опять же полагаясь на данные по распределению нагрузки. А ещё придумал интересную систему бонусов для мотивации игроков: не платят премии за каждый матч, как многие, а равные премии за каждое заработанное очко в лиге, с удвоением, если команда выигрывает два матча подряд. То есть выиграли два матча кряду, получают двойной бонус, если же не выиграли, то бонусы обнуляются до новой серии. Музио говорит:
«Я поначалу сомневался, но провёл расчёты и оказалось, это сильно коррелирует с выходом из дивизиона. Если не повышаешься, то почти ничего не платишь, а если повышаешься, то платишь много. И знаете, это сработало потрясающе: игроки сами загорелись — «надо победить, чтобы получить двойные». Даже на следующий матч, когда серия прервалась, говорят: «Надо выиграть, чтобы на следующей неделе снова были двойные»
Эта инновация — тоже плод математического мышления: посчитали и поняли как стимулировать победные серии, внедрили.
Принципы трансферной стратегии
Руководители «Юнион» подчёркивают, что их успех это не везение, а четкий расчет. Клуб сознательно строился по образцу «Брайтона», применяя экономические принципы moneyball: найти недооценённый актив, вложить разумно средства, улучшить и продать дороже. В условиях, когда в лиге доминируют богатые «Брюгге», «Антверпен» и «Андерлехт», «Юнион» сделал ставку на оптимизацию всего. Каждый трансфер это результат анализа, каждый контракт тщательно просчитан (зарплаты в клубе одни из самых низких в лиге, но включают бонусы за результаты).
Подобно «Брайтону», бельгийский клуб массово скупает игроков, которых другие не рассматривали всерьёз. Главный профиль это игроки 18-25 лет из низших дивизионов или небольших клубов, которым нужна платформа для раскрытия таланта. Например, Дэннис Ундав (немецкий нападающий), игравший в третьей лиге Германии за «Меппен». «Юнион» взял его бесплатно летом 2020 и он отплатил: стал лучшим бомбардиром команды, забив 26 голов в сезоне 2021/22, что помогло команде занять 1-е место по итогам регулярного чемпионата. Ундав затем был продан в «Брайтон» за €7 млн (как раз пример синергии двух клубов).
Также клуб активно смотрит на Африку и Азию, где конкуренция за таланты ниже. Пример Исмаэль Кандус (датско-марокканский защитник, пришёл из второго дивизиона Дании), Кадер Кехлер (туннисец, из юношеских команд Франции) и другие. Даже внутри Бельгии «Юнион» предпочитает брать не раскрученных игроков, а тех, кого упустили гранды. Подобно «Брайтону», «Юнион» — продающий клуб. Как только игрок достигает уровня, достаточного, чтобы заинтересоваться более богатые, его продают за максимум возможного. За последние годы клуб заработал крупные суммы на ряде трансферов: Виктор Бонифэйс продан в «Байер» в 4 раза дороже (€5-6 → €22,6 млн) проведя в клубе всего год. Франхо Иванович в «Бенфику» (€4 → €22,8 млн). Ноа Садики в «Сандерленд» (€900к → €17 млн). Мохамед Амура в «Вольфсбург» (€4 → €17,8 млн) и т.д… Если еще в 2023 году клуб располагал годовым бюджетом на уровне лидеров российской ФНЛ (порядка €20 млн на сезон), то благодаря успешным трансферам постепенно наращивает свой бюджет до уровня Рубина или Ростова. Клуб самостоятельно заработал €80 млн. чистой прибыли на трансферах за 3 сезона покрывая свои расходы на содержание команды.
«Юнион» также уделяет внимание и качествам, труднее измеримым цифрами — способности игрока вписаться в коллектив, обучаемости, характеру победителя. Клуб сознательно набирает голодных до успеха игроков, зачастую тех, кто был отвергнут большими клубами, так как у таких сильная мотивация доказать свой класс. Командный дух стал визиткой «Юниона», данные тут тоже помогают. Например, оценивается психологическая устойчивость (через показатели типа инициативы после пропущенного гола и т.п.). Уже упомянутая система бонусов сделала так, что все игроки заинтересованы в успехе команды, а не только в личных целях (премии у всех одинаковые, звезд нет). Дата-драйвен модель «Юниона» не стоит на месте. Клуб пробует новое, экспериментирует.
«Юнион» — клуб пока с небольшим бюджетом, поэтому собственный штат аналитиков у них небольшой. Однако благодаря связям с Блумом клуб как бы арендует мощнейшую аналитическую инфраструктуру. Алекс Музио говорит об этом так:
«Каждый клуб применяет эти данные по-своему, но по сути каждый может умножить свой бюджет благодаря этим данным. Насколько именно, это зависит уже от вас самих...»
«Очень, очень трудно, обладая такими данными, не превзойти свой бюджет...»
«Юнион» бьёт выше своей весовой категории именно потому, что данные позволили им действовать как клубу с куда большими ресурсами.
Таким образом, в случае «Юниона» важна не сумма, которую они тратят на аналитику, а коэффициент ROI (окупаемости). Нужно просто признать: маленькому клубу, чтобы соревноваться с большими, нужен особый подход. Для них это ставка на аналитику. Использование данных позволило клубу сформулировать дерзкую цель — стать чемпионом Бельгии и регулярно играть в Европе, чего они и добились к 2025 году. При входе Блума многие считали это утопией (клуб десятилетиями болтался во второй лиге). Теперь клуб стремится закрепиться на вершине. Здесь данные снова в деле: нужно искать новые способы превышать ожидания. Местная пресса писала о «Юнионе» после чемпионства 2025:
«Они вернули сказку в бельгийский футбол, но это сказка, написанная алгоритмом»
Симбиоз Блума и Музио создал уникальную управленческую культуру: с одной стороны, строгий расчет и дисциплина, с другой вера в людей и терпение. Например, когда «Юнион» не вышел в высшую лигу с первой попытки (заняли 3-е место в 2019), владельцы не устраивали чистку, а проанализировали, где недоработали. Сделали вывод — нужно усилить нападение, появилась пара Ванзейр-Ундав, и в 2020/21 команда уверенно победила в лиге. Тот же подход и на высшем уровне: поражения принимаются не на эмоциях, а с разбором. После драматичной концовки сезона 2022/23, когда «Юнион» упустил титул на последних минутах финального тура, владельцы не паниковали, они понимали, что команда перевыполнила программу минимум, и продолжили курс. Этот шаг привёл к титулу уже через год.
«Когда мы только пришли, у многих была мысль: “Ну, удачи им, чудес не бывает”. Но мы не рассчитывали на чудо — у нас был план, основанный на лучших данных, что я видел. Теперь все видят результат этого плана»
— вспоминает Алекс Музио.