«Баджо был велик уже в момент дебюта — еще до того, как стал гением». Воспоминания Клаудио Джентиле

Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).

Прощание в Пьяченце

Завершив свой первый сезон в «Фиорентине» разочаровывающим девятым местом, далеким даже от зоны Кубка УЕФА, мы начинаем заново — с Альдо Агроппи на тренерской скамейке вместо Валькареджи. Внутри команды много желания реванша, и без Сократеса и Печчи вроде бы должно вернуться единство в раздевалке. На деле, однако, меняется немного. Пассарелла остается единственным иностранцем среди новичков — Мальдеры, Берти, Баттистини и Йорио — в команде, которой трудно удерживаться на вершине.

Возможно, из-за моего туринского прошлого Агроппи, как заклятый соперник «Ювентуса», меня недолюбливает. Чувства, как пела Мина, невозможно создать искусственно. Очевидно, он по-прежнему воспринимает меня как противника в черно-белой майке, переживая старые времена в цветах «Торо» и бессознательно ища реванша. Возможно, поэтому он оставляет меня на скамейке, а я тем временем размышляю о переходе — тем более что получаю предложения от «Болоньи» и «Наполи».

Загружаю...

Агроппи это знает, и именно в Комо, где я живу, в начале октября выпускает меня на поле на последние четыре минуты — вместо Каробби. Из-за этого шага я уже не могу сменить команду, потому что переходы в рамках одной категории запрещены, если ты уже выходил на поле в другой форме. Я в ярости, но ничего не говорю, тем более что, несмотря на сложные отношения с Агроппи, мне очень хорошо во Флоренции.

Я живу на холме, в Фьезоле, часто хожу ужинать с Галли, Пино и Контратто — в те траттории, где подают лучшие флорентийские стейки. В свободные дни мы с женой садимся в машину и едем в Сиену или Пистойю, открывая для себя, насколько прекрасна Тоскана. Болельщики относятся ко мне с теплом, никто не упрекает меня за ювентинское прошлое — в том числе потому, что на поле я никогда не отступаю. Правый или левый защитник, а при необходимости и стоппер, когда нет Пино, или даже либеро вместо Пассареллы — в майке с номером 6, которую я надевал только на чемпионате мира в Испании, — мне нравится быть джокером, наблюдая вблизи за возвращением на поле моего друга Антоньони после очередной тяжелой травмы.

Итоговое четвёртое место позволяет нам квалифицироваться в Кубок УЕФА на следующий сезон, но и на этот раз, как и в мой первый год во Флоренции, европейское приключение заканчивается слишком рано — вылетом по пенальти от португальской «Боавишты». Эудженио Берселлини, после эстафеты Де Систи — Валькареджи — Агроппи, становится моим четвёртым тренером в «Фиорентине»: большой труженик, человек жёсткий, серьёзный и увлечённый, уже выигравший скудетто с «Интером», куда тем временем перебрался Пассарелла.

Эудженио Берселлини

Его место легионера занимает другой аргентинец, Рамон Диас — великий нападающий и золотой парень, которого все любят, в отличие от Пассареллы. А ещё есть ещё более великий Роберто Баджо, которого я вижу дебютирующим в Серии А во втором туре против «Сампдории» во Флоренции, где мы выигрываем 2:0 благодаря дублю Диаса.

Загружаю...

Но даже первые вспышки чемпионского таланта Роберто оказываются недостаточными, чтобы встряхнуть команду. И так, после того как я шесть раз становился чемпионом Италии с «Ювентусом», мне приходится присутствовать на праздновании скудетто Марадоны, потому что «Наполи» набирает решающее очко именно в матче против нас, завершившемся 1:1 на «Сан-Паоло».

Мы финишируем лишь девятыми, и спустя три года я не могу сказать, что мой итоговый результат в «Фиорентине» был вдохновляющим. В городе и с болельщиками мне было очень хорошо, но, честно говоря, когда я пришёл, ожидал большего — думал, что буду бороться за что-то действительно важное. Терпение. Я ухожу с чистой совестью, навсегда прощаясь с Серией А в последнем туре 1987 года — победой 1:0 над «Аталантой» во Флоренции.

В тот же день, по сути, завершает карьеру и Платини, который на два года моложе меня, и потому, после четырнадцати чемпионатов в Серии А и одного в Серии B, я могу быть доволен. Я чувствую усталость и, почти в тридцать четыре года, понимаю, что пришло время уходить — прежде чем другие скажут мне это. Физически я ещё в порядке, но усталость — ментальная: в какой-то момент ты просто больше не выносишь сборов, поездок, матчей и тренировок.

По этим причинам я отказываюсь от предложений «Авеллино» и «Болоньи», которые дают мне возможность продолжать играть. Я даже не обсуждаю деньги, потому что уже решил уйти навсегда. Я закрываю эту главу и думаю больше не возвращаться в футбольный мир — ни как тренер, ни как руководитель. Того, что я сделал, мне достаточно, и это меня удовлетворяет. Я считаю себя счастливчиком, потому что даже не знаю, что такое травма разрыва с футболом и тем более — депрессия.

Загружаю...

Я возвращаюсь жить в Комо, в мой новый дом на озере, и полностью посвящаю себя работе на текстильной красильне в Кадораго — предприятии с двадцатью пятью сотрудниками, совладельцем которого я являюсь вместе с моим другом Чезаре. Это занятие мне нравится и увлекает, но однажды, в ноябре, я неожиданно получаю телефонный звонок от Титты Роты, тренера «Пьяченцы» из Серии B, которого я даже не знаю. Он просит о встрече, и я приглашаю его к себе домой. Он приходит вместе с генеральным менеджером Куартини, секретарём Рубини и консультантом по трансферам Бролисом.

— Клаудио, — говорит он мне, — я знаю, что ты решил завязать, но окажи мне одну услугу. Приезжай в Пьяченцу и поговори с нашим президентом Гарилли. У нас молодая команда, и в обороне ей нужна направляющая фигура с твоим опытом и харизмой. Для меня ты был бы идеален в роли либеро.

Рота захватывает меня своим энтузиазмом, и я уступаю:

— Спасибо, мистер. Обещаю приехать и поговорить с президентом, но ничего не гарантирую.

Когда я приезжаю в Пьяченцу, сразу понимаю, что Гарилли — один из тех президентов старой школы, настоящий синьор.

Леонардо Гарилли

— Дорогой Джентиле, мы не можем предложить вам многого, но знайте, что здесь вы желанный гость. Для нас было бы честью иметь чемпиона мира вроде вас.

— Хорошо, президент, вы меня убедили, но я могу помочь вам только до июня, не дольше. И потом у меня есть к вам одна просьба…

— Говорите.

— Президент, прошу вас, не заставляйте меня жить здесь, потому что я хочу быть со своей семьёй. Поэтому я готов каждый день ездить на машине туда и обратно — из Комо в «Пьяченцу» — на тренировки.

— Хорошо,≠≠ я вас понимаю. Ваша профессиональность не вызывает сомнений, для меня проблем нет.

И так, по принципу «никогда не говори “никогда”», я начинаю маятником мотаться по автостраде из Комо в «Пьяченцу», готовясь снова выйти на поле — опять в Серии B, как в начале моей карьеры в «Варезе». Я вовсе не чувствую себя пониженным в классе; напротив, в Брешии, за несколько дней до Рождества, я дебютирую с полным энтузиазмом в роли либеро, на которой уже играл несколько матчей в «Фиорентине» при Агроппи и Берселлини. Честно говоря, это не самый удачный дебют, потому что мы проигрываем 0:3, но для того, чтобы меня сломить, нужно нечто большее.

Загружаю...

Ещё до того как Рота начнёт подбадривать меня, это делаю я сам, заряжая своих новых партнёров: Коласанте, Томасони, Вентури, Симонетту, Сериоли и капитана Мадонну. Меня попросили стать «наседкой» для молодёжи — многие из них пришли из Серии C, — и я делаю это с удовольствием, тем более что они меня слушают, и для меня это большое удовлетворение. Не отдавая себе в этом отчёта, я начинаю быть тренером прямо на поле, предвосхищая свою будущую карьеру. Я кричу, обнимаю партнёров, играю двадцать матчей либеро и после того дебюта, от которого захватывало дух, вношу свой вклад в команду.

Мы спасаемся заранее, без страданий до последнего тура, финишируем тринадцатыми, и впервые в своей истории «Пьяченца» остаётся в Серии B два сезона подряд. Это хороший опыт — без стресса больших вызовов, но, хотя на поле мне всё ещё весело, я понимаю, что пришло время действительно остановиться. Президент Гарилли просит меня продолжить, но я больше не меняю своего решения. Я не устал играть — физически я чувствую себя хорошо, — но, как это уже было в моём последнем году во «Фиорентине», сборы начинают тяготить меня слишком сильно.

И потом я хочу быть ближе к своим детям, которых я всегда видел слишком мало. Андреа уже девять лет, Кристине — семь, и я понимаю, что неправильно продолжать пренебрегать ими в их первые школьные годы. Футбол — не всё, и моей семье нужна нормальная жизнь. В какой-то момент нужно иметь мужество сказать: хватит. И тогда, летом 1988 года, я сразу же, не раздумывая ни секунды, отказываюсь от предложения Майфреди, который хотел видеть меня в «Болонье», только что вышедшей в Серию A.

Загружаю...

Даже сама идея стать тренером не убеждает меня до конца, но друзья подталкивают меня записаться на «суперкурс» в Коверчано, и так — просто чтобы окончательно не порвать с миром, который дал мне так много, — я получаю тренерскую лицензию. Но для меня и на этом всё заканчивается.

«Пьяченца» 1987-88

Мне вполне достаточно иногда по вечерам сыграть пару матчей с друзьями, чтобы поддерживать форму, потому что днём я полностью сосредоточен на своей новой деятельности, которая занимает меня целиком: я являюсь генеральным директором текстильной компании, дела у которой идут хорошо. Поэтому я остаюсь удивлён, когда президент «Лекко» Париде Карибони предлагает мне роль спортивного директора, чтобы перезапустить команду, выступающую в Серии C2.

На этот раз я решаю согласиться, потому что эта работа оставляет мне время следить за компанией, да и Лекко находится рядом. Вместо Титты Роты тренером только что стал Савольди — бывший центрфорвард, которого я много раз опекал в Серии A.

Беппе ищет усиления, и чтобы его порадовать, я подписываю Пасино, Губеллини и Самбо — игроков, которые сводят болельщиков с ума. В 1993 году мы финишируем пятыми, и были все предпосылки, чтобы замахнуться на повышение в классе в следующем сезоне. Но всё рушится, потому что президент, оказавшийся замешанным в скандале «Чистые руки», внезапно вынужден уйти, оставив клуб без средств. В этот момент оставаться становится невозможно, и я, к большому сожалению, тоже ухожу.

Я думаю, что мой опыт в «Лекко» был лишь паузой, но, по всей видимости, футбол — это моя судьба: когда я не ищу мяч, мяч сам приходит ко мне. И всегда неожиданно — как тогда, когда со мной связалась «Пьяченца», и как тогда, когда это был уже «Лекко», который позвал меня. А раз нет двух без трёх — вот и третье, ещё более престижное искушение, которому практически невозможно сказать «нет». Мой старый друг Тарделли, который тренирует молодёжные сборные U-20 и U-21, однажды звонит мне и говорит:

Загружаю...

— Клаудио, не хотел бы ты прийти и помочь мне?

Как мне сказать «нет» Марко? Но одно дело — дружба, другое — профессия. У меня есть компания, которая хорошо работает, у меня есть работа, которая мне нравится, и я хочу всё как следует обдумать, прежде чем менять жизнь, потому что если я решу всерьёз стать тренером, я не могу усидеть на двух стульях. Инстинктивно я уже принял решение, но последние сомнения исчезают, когда мне звонит президент Федерации футбола Италии Лучано Ниццола — настоящий синьор, один из немногих руководителей, которым действительно можно доверять среди всех, кого я встречал.

— Клаудио, я говорил с Тарделли. Если ты чувствуешь в себе силы, можешь начать путь в наших структурах. Пока что помогай ему в сборной U-20, а дальше посмотрим.

Марко Тарделли

Решено.

Я продаю свою долю в текстильной компании и, чтобы следовать за тренировочным процессом сборной U-20, возвращаюсь в Коверчано, вспоминая далёкие прекрасные времена вызовов Беардзота. Мне нравится моя новая лазурная форма, мне нравится работать с молодёжью, и мне нравится быть помощником Марко, который — косвенно — одним летним днём открывает передо мной ещё одну дверь, первую дверь моей второй карьеры.

Перевод и адаптация – Алексей Логинов

Продолжение следует.

Этот текст — часть большого проекта об Италии и кальчо.

🟢 Открытые каналы

Telegram — ежедневные заметки и реакции

Дзен — архив и статьи в свободном доступе

🔒 Премиум «Моя Италия»

Загружаю...

Лонг-риды о кальчо

История, тактика, судьбы, культура

Более 70 текстов — и библиотека постоянно растет

🎁 Промокод 2026 – скидка 80% на первый месяц подписки в Telegram

Подписаться можно здесь →

Для тех, кому удобен формат Дзена,

на премиум-подписку можно перейти здесь →

Всем, кто любит Италию, я говорю GRAZIE!

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Моя Италия
Популярные комментарии
Batistutafan
Отличный блог! Феноменальная работа Автора! Часто забываю посмотреть новинки, но если начал читать, то не оторваться. Эх, Кальчо 90-х и первой половины нулевых....
VL_68
Помню громкий переход тех лет - Хвостика в Юве. На первом фото - Даниэле Массаро, впоследствии форвард Милана. Спасибо за статью!
2 комментария Написать комментарий