В выборе тренера «Спартака» нет логики
Мнение Андрея Савина.
Как бы вы описали идеальный механизм поиска тренера? Выделю два критерия.
1. Соответствие уровню клуба.
2. Сходство во взглядах на игровой стиль и будущую перестройку.
Идеальная картина, которую крайне редко встретишь в РПЛ. Одна из причин – тренеров просто меньше, чем футболистов, поэтому выбрать нужного сложнее. На внутреннем рынке свободных вариантов, соответствующих «Спартаку», нет. А за рубежом немногие готовы ехать в Россию. Представьте: вы поставили нужные фильтры при поиске тренера в футбольном менеджере, а в результате получили: вариантов не найдено.
Поэтому приходится верить в чудесное попадание, заваливая деньгами сбитых летчиков, тренеров с именем, но без опыта, или привозя ноунеймов из лиг среднего или низкого уровня. И успешные примеры есть. Например, после внезапного ухода Марко Николича ЦСКА угадал с Фабио Челестини, который пришел из «Базеля». Результаты не ухудшились, а футбол стал ярче. Но плавным и этот транзит не назовешь: Николич и Челестини – разные тренеры, поэтому команде пришлось пройти очередную тактическую перестройку.
В случае «Спартака» самое интересное, что клуб будто бы даже и не стремился к системному поиску тренера. Вот цитата гендиректора «Спартака» Сергея Некрасова:
«У нас есть критерии относительно того, кто должен руководить такой великой командой. Это три страницы текста, с ходу все вам сейчас не назову. Работа по поиску тренера велась задолго до моего прихода. Российские специалисты тоже есть в списке. Этот список менялся».
Хм. А кто входил в этот список? Конечно, публично его не раскрывали, но вот те, кого хотя бы раз упоминали в контексте «Спартака» этой осенью (можно предположить, что многочисленность инсайдов как раз связана с длиной списка): Владимир Ивич, Луис Гарсия, Станислав Черчесов, Андрей Талалаев, Альберт Риера, Марцел Личка, Тиаго Мотта, Филипп Клеман, Владимир Федотов, Леонид Слуцкий, Хави, Раффаэле Палладино, Хуан Карседо.
Первый вопрос: как они оказались рядом друг с другом? Даже с учетом всех ограничений состав чересчур разношерстный.
Непонятно, как на одном листе умещаются жертвующий яркостью ради организации Ивич и Личка, ставящий задорный футбол без обороны. Балагур Слуцкий и Федотов, который редко уживается с иностранцами. Стремящийся к доминированию Риера и осторожный Гарсия. Мотта, предлагающий игрокам плавающие позиции, и Черчесов с его по-солдатски четким футболом.
Сравнивать навыки кандидатов вообще не имеет смысла – люди из разных миров с разными карьерами и убеждениями.
Из этого следует, что топ-менеджмент, кажется, не знает, какой футбол хочет видеть, и совершенно не думает о том, чтобы оставить и развить успешные наработки Станковича: например, прессинг с персоналками по всему полю и попытками задушить соперника у чужих ворот. Логично предположить, что «Спартаку» бы подошел тренер, тоже использующий этот инструмент.
В списке кандидатов такие были: Мотта и Палладино – приверженцы гасперинизма, Талалаев – российский адепт персонального давления. Но рядом с ними Хави, тяготеющий к зонному давлению. Да, это нюансы, но ведь дело не в них: «Спартак» набивает список кандидатами с разным стилем без оглядки на состав, ресурсы и наши реалии.
При этом системности и стопроцентных попаданий не было и раньше: Паоло Ваноли настраивал строгий и оборонительный стиль, Гильермо Абаскаль был тактическим хамелеоном, Станкович не предложил ничего, кроме харизмы.
«Спартак» тянул с отставкой Станковича, чтобы с умом выбрать сменщика, но в итоге надеется на Хуана Карседо, который в качестве главного работал только в Сегунде и на Кипре.
Возможно, стилистические различия второстепенны для «Спартака». А главное – умение за счет ресурса добиваться результата. При Станковиче «Спартак» потратил 80 миллионов евро на трансферы, только «Зенит» за это время потратил больше (110 миллионов). При этом в таблице пропустил вперед не только петербуржцев, но и «Краснодар», «Локомотив», ЦСКА и «Балтику», у которых гораздо меньше возможностей.
Карседо на кипрском уровне лучше использовал ресурс. «Пафос» по стоимости состава в полтора раза (оценки Transfermarkt) превосходил главного конкурента «Арис» и брал трофеи: Кубок в сезоне-2023/24 и чемпионат в 2025-м.
Но гарантий, что тренер повторит успех в «Спартаке», нет. Во-первых, в РПЛ финансовая разница между топ-клубами не так заметна. Во-вторых, даже с самым дорогим составом доминирование Карседо не очевидно: мощные 2,21 очка за игру в регулярном чемпионате (в этом сезоне вообще 2,43), зато в чемпионском раунде, куда выходят сильнейшие клубы, гораздо скромнее – 1,6. В-третьих, не факт, что характер Карседо подходит «Спартаку». Например, в «ПСЖ» футболистов раздражала его вспыльчивость и жесткость. Эмоциональность никуда не делась и на Кипре. А ведь в «Спартаке» испанец столкнется с невиданным для себя давлением – его было невозможно прочувствовать в роли помощника, пусть даже в топ-клубах уровня «Арсенала» и «ПСЖ».
Подумал ли об этом менеджмент «Спартака», который под звезд, требующих трепетного отношения, рассматривал тренеров с авторитарным стилем? И главное: насколько он уверен в своем выборе? Или просто верим в чудесное попадание?
Фото: Shatokhina Natalia, Emma Wallskog/Global Look Press; Gettyimages.ru/George Wood