Почему Рафинья мимо наград и сборных года? Запускаем рубрику – Вопрос Лукомскому
Привет! Это старт новой рубрики на Спортсе’’ – Вопрос Лукомскому. Здесь мы будем сдавать вопросы, висящие в воздухе. АПЛ стала скучнее из-за одержимости стандартами? Футбол откатился – и теперь вратарям снова важно отбивать мячи, а не пасовать ногами?
Вадим будет компактно (хотя вы его знаете!) отвечать. От привычных развернутых текстов это отличается сжатостью и упором на личные оценки.
Важно зафиксировать – попытка разобраться в мотивах игнора не означает согласие с ним. Для меня неоспоримый факт: Рафинья точно заслуживал большего. Даже его победа в индивидуальных наградах не выглядела бы несправедливой. Для меня он не единственный достойный кандидат, но входит в пул тех, кто сделал все, что требуется в плане игрового уровня – дальше решает контекст конкретного года, PR, командные достижения.
В общем, я сильно не согласен с игнором Рафы, но вижу следующие возможные причины.
1-й фактор – резкость взлета. Еще летом 2024-го Рафинья был близок к уходу из «Барсы» (остался, так как сорвался переход Нико Уильямса). Бразилец не котировался даже в качестве лидера клуба, не говоря уже о мировом признании. Потом последовал феноменальный сезон.
В идеальном мире значение имеет только уровень игры в конкретный промежуток времени, а не точка входа. Но все же бороться за индивидуальные награды при таком резком прыжке в элиту практически невозможно.
В 21-м веке до победы Усмана Дембеле было только два случая, когда игрок брал «Золотой мяч», не входя хотя бы в список номинантов годом ранее.
Майкл Оуэн выиграл в 2001-м без упоминания в 2000-м, но до этого он уже был четвертым в 1998-м, то есть входил в нужный пул имен. Павел Недвед не был в списке претендентов 2002-м, но выиграл в 2003-м. Правда до этого 4 года подряд уже попадал в список.
Даже эти исключения не чистые в том плане, что скорее затронули уже готовых звезд, которые совершали резкий камбэк на мировой уровень, а не футболистов, которые вообще не фигурировали среди обычных подозреваемых при вручении призов.
Прежде лучшая попытка победить «с нуля» – Вирджил ван Дейк в 2019-м. Второе место с 7 баллами отставания от Лео Месси (679 против 686). И даже у него за спиной было больше козырей, чем у Рафиньи. Не год, а полтора на однозначном топ-уровне. Плюс рекордный трансфер, который добавил ему медийности.
Сейчас победил Дембеле, который тоже шел против тенденций: первая номинация – и сразу победа. У него набралось больше козырей, чем у Рафиньи, но в целом из такого положения сложнее бороться за награды.
Пятое место Рафиньи на «ЗМ» низко относительно его уровня, но не вопиюще в контексте механики, которая дает фору знакомым именам. Это не только подтверждается эмпирически, но и просто логично. Часть голосующих потребляют футбол – скажем корректно – точечно. По главному претенденту, как правило, у всех четкое мнение, а вот остальные баллы раздаются по инерции – у новых претендентов меньше шансов на такие голоса.
2-й фактор – партнеры отъедают внимание. У «Барселоны» минимум три претендента со стабильным и топовым сезоном – Педри, Ламин Ямаль и Рафинья. И это в клубе, который не выиграл главный трофей. Перебор, чтобы всех оценить по достоинству.
Педри еще сильнее пострадал из-за этого эффекта. Клуб скорее продвигал Ямаля на «Золотой мяч» – необязательно из-за предвзятости. Возможно, потому что просто нужно было выбрать, а PR-отдел посчитал шансы его заявки самыми высокими.
3-й фактор – манера игры. Два факта, которые помогут лучше понять нынешнюю версию Рафиньи:
● Сезон-2024/25 стал для него худшим по обводкам и попыткам дриблинга после переезда в топ-лиги.
● В то же время этот сезон с отрывом лучший по результативности. И, например, по действиям внутри штрафной.
Бразилец в системе Ханси Флика наиболее близок к функционалу, который в «Баварии» был у Томаса Мюллера. Он трактует эпизоды, ищет пространство, выстраивает телепатию со всеми в атаке, склеивает схему в нужные моменты. И делает это чертовски здорово.
Перевоплощение Рафиньи – еще один повод для восторга. Он – просто умница. Каюсь, сам не верил, что он способен так действовать. До 2024-го считал его качественным, но намного более ограниченным игроком. Конкурируя только за место на правом фланге, он казался именно таким, а потом совсем по-новому раскрылся на других позициях. Команда выиграла от трансформации, однозначно увеличилась эффективность, но изменения ударили по яркости.
А еще Рафа – мастер прессинга и частый его заводила. Это ценят тренеры, но в индивидуальных наградах даже сейчас такие вещи учитывают в самую последнюю очередь (в лучшем случае).
4-й фактор – некомпетентность голосующих. В сообществе реддита про кино недавно выбирали твит года. Победил такой:
Как же это похоже на проблемы, которые мы ежегодно обсуждаем после вручений призов. Для адекватности итогов такой фильтр – первая необходимость. Хотя отдельный вопрос, как проконтролировать. Возможно, можно сузить список претендентов до 7 или максимум 10, но этих игроков и их уровень в конкретный сезон голосующие должны знать досконально.
Среди всех наград главное олицетворение ужасов – символическая сборная ФИФА:
Коул Палмер на правом фланге, а Ямаль – в атаке. Джуд Беллингем – в составе. Стыд даже со всеми скидками на символичность и субъективность.
Фото: Gettyimages.ru/David Ramos, George Wood