«Битва полов» Соболенко и Кириоса – неуважение к истории тенниса и женскому спорту
«Битва полов» между Ариной Соболенко и Ником Кириосом – это не то, что нужно было теннису в 2025-м. Не то, что поможет женскому туру, который и так не в лучшем положении относительно мужского. И это даже не то, на что настраивала гремящая реклама матча, обещавшая ожесточенную битву. И у меня есть аргументы.
***
Оригинальная «Битва полов» состоялась в сентябре 1973-го в Хьюстоне и была матчем, в котором Билли Джин Кинг на глазах 30 тысяч людей на стадионе и еще 90 миллионов в эфире сотворила историю, обыграв Бобби Риггса со счетом 6:4, 6:3, 6:3. Та «Битва полов» стала фундаментом, на который смогли опереться следующие поколения женщин. WTA к тому времени существовала всего несколько месяцев и было совсем неясно, как сложится ее будущее. Тот матч повернул историю тенниса, и именно поэтому мы помним и говорим о нем спустя полвека, несмотря на то, что со спортивной точки зрения победа Кинг над 55-летним Риггсом – не то чтобы выдающееся событие.
«Битва полов»-2 старалась во всем копировать старшую сестру. Пиар-кампанию тоже выстроили на вызовах друг другу через медиа (но с поправкой «мы друзья») – интервью с Пирсом Морганом, «Ночное шоу» с Джимми Фэллоном, подкаст Александра Соколовского, «Чай с Бубликом», где герои в лучших традициях кичились: «Я надеру ему задницу» – «Нет, я точно выиграю – «Нет, я». Даже в самом матче нашлись отсылки вроде эффектного выхода участников (правда, Соболенко под Eye of a Tiger все равно не смогла бы перебить трон Клеопатры Билли Джин Кинг). Но в новом матче не хватало кое-какого важного момента.
«Единственное сходство этой «Битвы полов» в том, что парень сыграет с девушкой. И все. Больше совпадений нет. Наш матч был посвящен социальным изменениям, потому что был 1973 год. А этот – нет. Это не то же самое.
Тот матч, который играла я, был очень политическим и жестким с точки зрения того, что за ним стояло. Я знала, что я должна выиграть ради социальных изменений. У меня было много причин победить», – говорила Кинг перед матчем Соболенко и Кириоса.
«Битва полов» – это не любая встреча мужчины и женщины. Тот же Бобби Риггс до Билли Джин Кинг уже играл с Маргарет Корт (и победил). Но никто не закрепил за тем матчем никакого названия. А за хьюстонским матчем – да. И это важно.
Название – это не просто набор букв, но и череда ассоциаций, память, наследие. «Битва полов» идентифицирует одну конкретную встречу. Мы запомнили ее так, потому что она правда имела вес. И называя что-то «Битвой полов» снова, ты отсылаешь людей к первоисточнику. За очевидными плюсами большой узнаваемости всегда тянется еще большая тень ответственности.
Я абсолютно уверена, что не можем ставить в один ряд матч между двумя друзьями (как они сами себя называют) и клиентами одного менеджерского агентства, которые вышли покидать мяч, и матч, который возник из желания доказать, что женский спорт – тоже спорт.
Наверное, на восприятие повлияли и «улучшенные» правила. Неравный корт мало того, что смотрелся комично, так еще и, по ощущениям, мешал самим игрокам. На подаче Соболенко отходила от задней линии, чтобы попасть в квадрат, а Кириос не мог привыкнуть к новым масштабам. Отмененная вторая подача тоже не играла на руку белоруске. Но за этим стояло главное – с новыми правилами матч становился все более ненастоящим и более далеким от прародителя. Потому выглядел неудачной копией, связанная лишь названием.
К тому же, результат матча – это не win-win, как обещала Соболенко. Это конкретное lose-lose, потому что поражение от 671-й ракетки мира, который за три последних сезона выиграл в одиночке один матч, никому на руку не сыграет. И у женского тенниса, который после победы Джин Кинг год за годом пытается отвоевать статус такого же достойного спорта, как и мужской теннис, появился еще и аргумент против самого себя.
Билли Джин Кинг говорила о «Битве полов»: «В тот вечер теннис наконец перестал быть забавой загородных клубов и стал настоящим спортом. Это кульминация всей моей спортивной жизни. Теннис всегда был развлечением богатых белых мужчин, и я всегда боролась за то, чтобы это изменить». Станет ли матч с Кириосом такой же кульминацией в карьере Соболенко? Стал бы он, даже если бы она выиграла? Здесь нет второго варианта ответа.
Матч между Соболенко и Кириосом не был ужасным. Это стандартный выставочный матч, где зрители веселятся, а теннисисты ненапряжно играют, смеются и танцуют. Но «Битвой полов» он не был – и порочить наследие тенниса, отбирая историческое название, странно и неуважительно.
Если бы я была Билли Джин Кинг, сегодня мне было бы очень грустно.
Фото: East News/AP Photo, Christopher Pike/Pool Photo via AP, Amr Alfiky/Pool Photo via AP; Gettyimages.ru/Amr Alfiky – Pool