Сборная России по Американскому Футболу сыграла впервые за 4 года - что дальше?
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
В начале декабря сборная России провела учебно-тренировочные сборы в Астане, которые завершились товарищеской игрой против сборной Казахстана.
Это был первый матч для национальной команды за 4 года.
Сборная России уверенно выиграла со счётом 42:0.
Сегодня в гостях:
Игорь Чернолуцкий - Президент Федерации Американского Футбола России
-Сборная России не собиралась с 2021 года, а тут под конец 2025 года сразу два мероприятия.
К чему мы готовимся? Означает ли это, что у нас наметился прогресс в отношениях с международной федерацией?
Да, вы правы, прогресс есть. Нам удалось установить прямой контакт с руководством международной федерации и согласовать дорожную карту для возвращения России к международным соревнованиям. Это, безусловно, непростой путь, но мы последовательно движемся по нему. Уже сделаны первые шаги: мы внесли все членские взносы и получили официальный подтверждающий сертификат.
Ключевые вопросы обсуждали напрямую с президентом международной федерации - Пьером Троше и управляющим директором - Энди Фуллером. Особо хочу отметить вклад наших коллег, сыгравших важную роль в установлении этого контакта: спортивного директора Сергея Кружалина и старшего тренера мужской сборной России Ильи Кравцова.
Наша команда (Федерации - прим. автора) приняла стратегическое решение, что мы воспользуемся международной паузой и будем заниматься строительством института сборной, чтобы сборная России в любой момент была готова принять вызов. Если в 2027 году нас позовут на соревнования, скажем, чемпионат Европы, то мы уже не будем бегать как на пожаре, искать деньги, договариваться кто поедет и так далее. В общем и целом сейчас это инвестиция в будущее, работа на перспективу.
-Юниорская сборная России в октябре провела сборы в Сочи, а главная национальная команда совсем недавно вернулась из Казахстана, где добыла победу пусть в тренировочной, но всё же международной игре.
Кто профинансировал эти мероприятия: как обычно, сами игроки, родители юниоров и неравнодушные к футболу меценаты?
Нет, в этот раз финансирование было системным. Практически все, за очень небольшим исключением, расходы взяло на себя Министерство спорта и сама Федерация. Разумеется, мы можем находить частные деньги под конкретные мероприятия, но для устойчивого развития Федерации принципиально важно уметь работать с государством.
Еще в апреле мы провели встречу с руководством Минспорта, на которой представили стратегический доклад о развитии Федерации, обозначили ключевые точки роста и подробно обосновали потребность в финансировании. После этого мы последовательно шли по утвержденному плану и к концу года смогли реализовать намеченное.
Так, поездка в Казахстан была организована в рамках запланированных учебно-тренировочных мероприятий с тестовым матчем. Все расходы на проезд, проживание и обеспечение команды были полностью покрыты за счёт средств Министерства спорта и Федерации. Аналогичная схема сработала и для юниорского сбора в Сочи.
Помимо прочего - это наглядный результат работы нашего Попечительского совета, который сейчас существует не на бумаге, как было раньше, а как реальный инструмент поддержки нашего спорта.
-Вы давно в футболе, можете вспомнить, когда в последний раз подобные сборы проводились за счёт государства?
Наверное в 2021 году. Но та ситуация была не совсем типичной. Сборная тогда строилась вокруг базового клуба, и, возможно, всё проводилось за счёт “Спартанцев”. Но скорее всего это была какая-то “гибридная” модель финансирования.
Если же говорить о сборах, организованных Федерацией и профинансированных Минспорта, как сейчас, - такого сходу не могу припомнить.
-Получение госфинансирования открывает перед нами большие возможности, вместе с тем это и большая ответственность. И, вероятно, большая нагрузка на аппарат ФАФР.
Можете приоткрыть завесу и рассказать благодаря чему проведение этих мероприятий стало возможным в 2025 году?
Вы правы, ответственность возросла многократно.
Прежде всего хотелось бы отметить тех, кто выполнил основную обеспечивающую работу, не видимую со стороны: Виктор Борисович Скапишев, Людмила Михайловна Амеличева и Марина Александровна Венжега - без их слаженных усилий поведение сборов было бы невозможно. Также хочу искренне поблагодарить руководство ЦСП. Там нам очень помогли. Пошли на встречу во всём.
Вопрос ваш хороший, но мне сложно на него ответить компактно, потому что за этим стоит не какой-то один секретный лайфхак, а простая будничная работа. Просто стали работать: работать с документами, работать с ЦСП, работать с людьми внутри Федерации. Важно было объединить не тех кто болтает, а тех, кто реально делает. И делает не то что ему хочется или выгодно, а то что нужно для результата. Собрали команду, создали комитеты, назначили в них ответственных людей, прописали последовательный план работы и приступили к его реализации. Вот и весь секрет, ничего сложного.
-Были ли какие-то сложности в организации? Есть у вас байка, как кто-то ночевал у дверей министерства или вроде того? Или всё прошло идеально гладко?
Конечно, всё это было. Ночевать не ночевали, но ходили как на работу - это точно. Особенно последние две недели. Если честно, я не верю в истории, где все проходит идеально гладко. Идеально гладко - это не про реальную работу. Но мы потихоньку учимся.
-На сборах со спортсменами работали довольно обширные тренерские штабы.
У нас возник вопрос: есть ли какие-то критерии при назначении, или тренером может стать любой? Состав позиционных тренеров и координаторов утверждается Федерацией?
Тренером в сборной может стать любой кандидат, подходящий под определенные требования, такие как: наличие необходимой квалификации, тренерского образования, опыта успешной работы, понимание современных тенденций футбола.
Мы сознательно предоставили возможность старшим тренерам формировать свой тренерский штаб, как им нравится, как им комфортно. В данный момент мы следим за всем происходящим, разбираемся во всём, и, конечно же, даём этому оценку. Это часть нашей общей стратегии по построению системы сборных команд.
-Какие цели ставила Федерация перед спортивным руководством сборных команд на эти сборы и удовлетворена ли тем, как они выполнены?
Что касается юниоров, главное для нас было просто начать ими заниматься, уделять им время. Тут не ставилось каких-то сложных спортивных задач, потому что с 2015 года в юниорской сборной ничего не происходило. Для взрослой сборной - да по сути, то же самое: запустить механизм, начать работать, наладить взаимодействие. В общем и целом - просто работа. Это сейчас, а в будущем, по мере роста Федерации, будут возрастать и наши требования.
Отвечая на вопрос, поставленные цели достигнуты, и мы этим удовлетворены.
-На ваш взгляд, с кем ещё могла бы провести спарринг сборная России до того, как нам покажут зеленый свет от ИФАФ, ведётся ли работа по поиску спарринг-партнёров?
Всех карт сейчас раскрыть не могу. Конечно, работа ведётся, и в скором времени всё станет ясно.
-Игрок получает вызов в сборную.
Как в идеале должна выглядеть эта процедура?
Мы видели радостные посты игроков в соцсетях и слышали недоумение руководителей федераций, которые узнавали о вызове их спортсменов от них самих, а не от Федерации.
Спасибо, что указываете на недостатки. Да, в самом начале возникла ситуация, когда коммуникация прошла не по всем необходимым каналам, но мы быстро исправились и лично всё объяснили. Это просто от неопытности.
Как эта процедура должна выглядеть в идеале? Прозрачно и официально. Главный тренер на официальном бланке направляет список кандидатов региональной федерации. Региональная федерация связывается с клубом и далее занимается помощью в командировании спортсмена в точку, где проходит мероприятие, например, прохождение УМО. Это можно делать за счёт средств регионального министерства. Процедура довольно простая. Опять подчеркну, учимся понемногу.
-Поговорим о составе. В списке сборной России на сборы в Казахстан мы не увидели фамилий многих известных игроков: Чернолуцкий, Шамсиев, Писарев, Агалаков, Галиев, Лизогуб, Чайкин, Демидов и многих других. Сейчас не будем вдаваться в спортивные аспекты, оставим для интервью с тренером, но не могли бы вы немного успокоить читателей и сказать, что мы имеем шанс увидеть кого-то из них в последующем?
Например, Игоря Чернолуцкого.
Да, это вполне возможно, но решение принимает старший тренер и тренерский совет. Положение о тренерском совете у нас есть, о критериях отбора тоже. Все согласно документам, поэтому кандидатам нужно просто соответствовать, а тренерский штаб должен иметь необходимость в том или ином игроке. Могу ответить так: на сборах в Астане мы увидели большое количество перспективных атлетов. В дальнейшем оценим, как они выдерживают конкуренцию. Эта конкуренция будет усиливаться.
-А что можете сказать по поводу Игоря Чернолуцкого в сборной?
Надеюсь, что смогу быть полезен сборной России, когда полностью восстановлюсь от травмы.
-Желаем скорейшего восстановления.
Спасибо!
-Не можем не спросить, как обстоят дела со сборными в олимпийской разновидности американского футбола - флаг-футболе.
Есть ли какие-то планы по организации сборов?
Конечно. Мы должны готовиться к Олимпиаде. На грядущий год у нас также запланировано несколько мероприятий женской и мужской сборной в дисциплине флаг-футбол. Какие-то из них пройдут на базах ЦСП в Крыму или Новороссийске. И несколько за пределами страны тоже готовим полным ходом.
-Расскажите что ещё интересного готовите на 2026-й календарный год?
Впереди у нас ещё важная работа по согласованию и подготовке документов. Мы со спокойной душой сможем рассказать, что задумали, когда всё будет подписано. Следите за новостями на официальных страницах Федерации.
-Что такое УМО и почему ему уделялось столько внимания на заседаниях Исполкома?
Предполагаем, что не все наши читатели понимают, для чего оно проводится.
Углублённое медицинское обследование - это не формальность, а одно из самых важных требований ЦСП, гарантирующее готовность спортсмена к нагрузкам на высоком уровне. Я считаю, что цель вызова в сборную - достойное представление страны на международной арене, а не получение медицинских услуг. Сборник должен быть здоров как космонавт, а не оперироваться уже через месяц после того как прошел это самое УМО.
Вызов в национальную команду - высокая честь для любого спортсмена, но, как вы раньше сказали, это ещё и ответственность. Необходимо помнить, что то же самое обследование проводится за счёт средств государства. На каждого кандидата выделяется порядка 30 тысяч. Неявка на УМО ставит под угрозу выполнение госзадания, а у ЦСП появляются вопросы к Федерации. Призываю всех спортсменов и тренеров относиться к этому процессу с максимальной ответственностью.
-И напоследок, почему с Казахстаном играли в форме Моторов, что случилось со старой формой сборной России: предыдущее руководство Федерации забыло постирать?
Форма Моторов - это временное и практичное решение на сборы в Астане. Спасибо Марату Фоатовичу Хакимову и Дмитрию Валерьевичу Жукову, что пришли к нам на выручку. А у сборной России форма скоро будет новая. Надеюсь, она понравится болельщикам своим дизайном, а спортсменам - удобством и качеством.
Ставьте лайки, подписывайтесь на нас и следите за дальнейшими историями наших героев