Мохаммед Салах, погоня за славой AFCON и почему Египет относится к нему как к особому случаю
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
На Кубке африканских наций (AFCON) существует неписаное правило, согласно которому накануне первой игры турнира команды тренер и капитан садятся бок о бок и, высказав несколько вступительных замечаний, отвечают на вопросы прессы.
Однако в последние несколько лет Египет подходил к этому иначе. На турнире 2024 года португальского тренера Руй Виторию сопровождал Мохамед Эль-Шенави, самый возрастной игрок команды.
В какой-то степени это соответствовало традиции, потому что в Египте капитана всегда выбирали по количеству матчей за сборную, а не по таланту или даже влиянию.
Мохамед Салах официально стал капитаном сборной Египта в 2021 году, впервые он сыграл эту роль двумя годами ранее, и это само по себе было прорывом в прошлое, потому что следующим на очереди был Ахмед Фатхи, 35-летний правый защитник, который в 2007 году трижды сыграл за «Шеффилд Юнайтед».
Бывший защитник «Вест Бромвич Альбион» Ахмед Хегази также был впереди в иерархии, но Салах был выбран потому, что он стал самым известным футболистом в истории страны.
Салаху быстро были предоставлены полномочия самостоятельно принимать решения в отношении определенных обязанностей, и это означало, что он не появлялся перед прессой в Абиджане до финальной игры группового этапа, поскольку Египту для прохода дальше нужен был результат.
За исключением того, что Салах не играл из-за травмы, и это делало динамику в зале очень необычной. На тот момент уже было решено, что он вернется в Англию, чтобы ускорить свое выздоровление, но это стало ясно только несколько часов спустя, когда Юрген Клопп рассказал, что именно произошло после победы «Ливерпуля» над «Борнмутом».
Для Салаха ситуация стала запутанной, потому что создавалось впечатление, что все решает «Ливерпуль». Одним из самых яростных критиков Салаха был его нынешний тренер по национальной сборной Египта Хоссам Хассан, в то время известный ученый, который предположил, что Салаху не следует возвращаться в Кот-д'Ивуар, даже если он чудесным образом восстановит свою физическую форму до конца турнира. «Здесь у нас есть люди, которые сделают эту работу», — сказал он.
Теперь Хасану приходится работать с Салахом, он придерживается более дипломатичной линии. Человеком, сидевшим рядом с ним в Агадире перед первым матчем Чемпионата Египта 2025 года с Зимбабве, был не Салах, а Трезеге, бывший вингер «Астон Виллы», хотя, казалось, это не было проблемой.
В Египте Салах в основном получает то, что хочет, говорит, когда ему заблагорассудится, мир вращается вокруг него, и все это принимают. Вероятно, это объясняет, почему он думает, что может время от времени топать ногами в «Ливерпуле», и это объясняет, почему Хассан в чуть более подобострастном настроении — по крайней мере, публично — объявил в воскресенье, что «Салах будет одним из лучших игроков AFCON и останется иконой и одним из лучших игроков в мире»...
Что еще почитать: Что будет дальше с Салахом и «Ливерпулем»
Египет пытался обыграть Зимбабве, страну, которая после квалификации в AFCON заняла последнее место в своей отборочной группе к чемпионату мира, состоящей из шести команд, с некоторым отрывом. Дважды проиграв Лесото, они все же отняли очки у Нигерии и Южной Африки, и это послужило для Египта слабым предупреждением о том, что все может оказаться не так просто.
Салах вышел в стартовом составе впервые с тех пор, как в конце ноября «Ливерпуль» дома был унижен ПСВ со счетом 1:4. С тех пор он был временно отцеплен из состава своим клубом за то, что предположил, что его «бросили под удар», когда его не выбрали в основе в трех матчах после этого поражения, во время вспышки гнева, во время которой он также заявил, что у него больше нет отношений с главным тренером Арне Слотом.
Его игра и игра сборной Египта были похожи на их дебютный матч на этом турнире почти два года назад. За первые 10 минут Салах дважды навесил в штрафную, после чего его партнеры по команде должны были забивать, и Египет продемонстрировал привлекательный футбол, но затем случился гол Зимбабве.
Что еще почитать: Как Мохаммед Салах использует средства массовой информации
В отличие от двухлетней давности, вся игра проходила не через Салаха. Если у него присутствует здравый смысл, он, возможно, поймет, что игроки могут быть более эффективны при меньшем количестве касаний, даже если они звезды. Помогает то, что сейчас вокруг него больше квалифицированных игроков, а Омару Мармушу из «Манчестер Сити» можно доверять, он умеет обращаться с мячом и добиваться успеха. Египет сравнял счет и именно Мармуш забил этот гол.
Начинало казаться, что это будет не самое удачное начало для Египта, который в своей следующей игре встретится с Южной Африкой, победившей Анголу ранее в тот же день. Египет не то чтобы обыгрывал Зимбабве, играя с ними вничью, но их терпение было вознаграждено, когда в компенсированное время мяч попал к Салаху. С этого момента он напомнил всем о том, кто он такой.
По словам Хассана, победа на AFCON — это то, чего Салах «должен» достичь. Следующим летом ему исполнится 34 года, в этом возрасте Лионель Месси выиграл свой первый международный турнир с Аргентиной — Кубок Америки. Отсутствие успеха на международной арене на том этапе его карьеры не уменьшило его величия, но Месси знал, что без такого признания это повлияет на то, каким его запомнят.
Год спустя Месси выиграл чемпионат мира — то, что Салах вряд ли сможет повторить, и это оказывает большее давление на его выступления в ближайшие недели, особенно теперь, когда турнир будет проводиться каждые четыре года, а не каждые два, начиная с 2028 года, после откровений президента CAF Патриса Мотсепе на выходных. Учитывая сомнения в том, смогут ли Танзания, Кения и Уганда принять у себя в 2027 году чемпионат мира из-за предстоящих выборов в двух из этих стран, возможно, у Салаха будет только один шанс добиться того, чего ожидает от него Египет, после Марокко.
В Египте о нем судят по достижениям группы игроков, которые выступали непосредственно перед ним, команды, которая выиграла три титула чемпиона Африки подряд в период с 2006 по 2010 год, но так и не прошла квалификацию на чемпионат мира, чего Салах добился дважды. Эта команда распадалась, когда Салах начинал карьеру, которая была связана с периодом беспрецедентной турбулентности в Египте.
Запад по-прежнему склонен смотреть на Египет сквозь призму великолепия пирамид и романтики Нила. Однако после его профессионального дебюта в «Арабских подрядчиках» произошли события, которые имели огромные последствия для страны во всех отношениях, не в последнюю очередь для развития футбола и атмосферы вокруг него.
В 2011 году произошла революция и рухнул авторитарный режим, просуществовавший 30 лет, который раздувал футбол, чтобы скрыть свои собственные недостатки, в результате чего общественность со временем стала более цинично относиться к предназначению этого вида спорта.
Чуть более года спустя на стадионе в Порт-Саиде произошла катастрофа, в результате которой погибли 74 зрителя, что привело к приостановке проведения чемпионата, а болельщикам было запрещено посещать стадионы на неопределенный срок.
На этом фоне, возможно, понятно, что Египет не смог пройти квалификацию на AFCON три раза подряд.
С 2014 года Египтом руководит другой авторитарный лидер, поэтому Салаху приходится действовать осторожно. То, что он избегает неприятностей, несмотря на свое огромное влияние, показывает, что у него есть некий фильтр. Однако государство знает, что такое же влияние распространяется и за пределы Египта, в отличие от футбольного героя страны Мухамеда Абутрики, который почти десять лет прожил в изгнании в Катаре из-за своих политических убеждений.
Его имя никогда не имело значения за пределами Северной Африки или Ближнего Востока, но Салаха нужно беречь, потому что он так хорошо играет в двух мирах, и он первый футболист из этой страны, который сделал это. Иногда я задаюсь вопросом, действительно ли «Ливерпуль» (болельщики, менеджер, игроки — клуб в целом) понимает, с чем имеет дело, потому что нет никаких оснований для сравнения.
Кенни Далглиш и Стивен Джеррард, как правило, считаются величайшими игроками «Ливерпуля». Оба они что-то значат для «Ливерпуля» как организации и города, но они никогда не представляли имидж страны. В отличие от Салаха, они не представляют регион, который простирается на два континента. Они не представляют религию. Даже Месси и Криштиану Роналду не могут этого утверждать. Если у Салаха есть чувство непохожести на других, и это затрудняет общение с ним, то это потому, что никогда не было никого похожего на него.
Автор: Саймон Хьюз (источник)
Приглашаю в свой телеграм-канал — переводы статей о футболе и порой просто новости и еще много всего интересного!