У «Лилля» есть король. И зовут его Оливье Летанг

Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).

Данная цитата принадлежит одному из руководителей клуба. Личность Оливье Летанга имеет огромное значение для «Лилля». Ярый борец за развитие французского футбола вызывает ненависть у президентов других команд, что не мешает ему, при этом, быть главой коллегии руководителей клубов Лиги 1. Пытаться победить его в переговорах бесполезно, а оспорить внутренние управленческие решения — опасно. Летанга не критикуют публично и открыто, он пользуется поддержкой Нассера, но не входит в привычное число «лизоблюдов». L’Equipe, например, приводит такое сравнение: «Иногда он также воображает, что он самый острый нож в ящике, в то время как многие другие давно уже не были заточены».

Оливье — гроза судей: постоянная критика в адрес арбитров, порой, заканчивается дисквалификацией, а штурм комнаты VAR не вызовет удивление опытного болельщика. Летанг не так часто находит общий язык с главными тренерами, тем интереснее было наблюдать за работой Фонсеки. Паулу и Оливье — два вулкана, вспыхивающих по любому поводу. Это проявлялось в личных отношениях и реакции на внешние события футбола. Фонсека критиковал трансферную компанию, выбегал к журналистам со скриншотом с наспех начерченными офсайдными линиями, чтобы доказать неправомерность гола соперника. Летанг невероятным образом сочетает в себе гениальные навыки управления: он спас клуб от смерти, о чем напоминает буквально всегда. Его ненавидят, но обожают.

Загружаю...

В феврале 2020 года клан Пино уволил Оливье с поста президента футбольного клуба «Ренн» после нескольких лет совместной работы. Все были сыты по горло его всепроникающим влиянием на каждый аспект жизни команды. Летанг был в конфликте с главным тренером — Жюльеном Стефаном, подобные напряженности в его отношениях со специалистами сопровождают его постоянно. Редко кто в интервью говорит о периоде работы с Оливье, как о хорошем и плодотворном. Стоит отметить, что Летанг, так или иначе, заслужил уважение в среде французского футбола, несмотря на небогатую игровую карьеру. Нынешний президент «Лилля» отбегал суммарно 9 лет в составе «Ле-Мана» и «Реймса» и не поднимался выше второго дивизиона. У него есть тренерская лицензия, но успеха добился именно в управлении.

Отчасти стоит благодарить Кристофа Шену — бывшего президента упомянутого выше «Реймса». Он пригласил Летанга на одну из руководящих должностей и на протяжении всего времени административного восхождения полузащитника всячески помогал и защищал его благодаря обширным связям. По мере роста статуса во французском футболе Оливье стал сам подтягивать Кристофа на руководящие должности в команды. Так, Шену вошел в совет директоров «Ренна» в 2018 году спустя 2 месяца после назначения своего протеже, аналогичная ситуация произошла позднее и в Лилле. Когда журналисты в очередной раз хотят разузнать чуть больше о жизни Оливье Летанга, он посылает их к Кристофу и оставляют реплику вроде этой: «Мы не живем в мире мишек-пушистиков, и нельзя подняться с 109-го места на 26-е в рейтинге УЕФА, не будучи очень, очень требовательным».

Загружаю...

Летанг любит говорить о собственных достижениях и имеет на это полное право. Когда клуб за долги Жерара Лопеса перешел к Merlyn Partners, холдинг тут же назначил Оливье на пост президента. За 5 лет Летанг вывел «Лилль» из комы и сделал прибыльным активом. Северный клуб может похвастаться стабильным финансовым положением в дни, когда французский футбол переживает сильнейший экономический упадок. 18 июля 2024 года — Лени Йоро, будучи одним из самых перспективных защитников планеты, ставит подпись в контракте с «Манчестер Юнайтед». Именно в этот день «Лилль» освободился от 400 миллионов долга, которые успел нажить Жерар Лопес.

Оливье Летанг вытянул с английского клуба 62,5 миллиона евро — блестящая работа. Йоро мечтал о переходе в «Реал», как и любой мальчишка, открывший для себя футбол выступлениями Криштиану Роналду в сливочной форме. Испанский гранд предлагал 20 миллионов, так как контракт Лени истекал следующим летом. Молодой француз загорелся идеей перехода, но в дело вмешался Оливье Летанг. Президент не мог позволить, чтобы один из главных активов ушел за копейки, ведь он планировал парой продаж избавиться от долгового бремени. Удачно подключился «МЮ», готовый заплатить любые деньги. Оставалось убедить окружение и самого игрока в необходимости отъезда в Англию. Долгие разговоры, помощь со стороны Рио Фердинанда и француз, в угоду клубу, присоединяется к «красным дьяволам». Грандиозная победа Летанга — еще одна в его послужном списке, которая явно выделяет фигуру президента на фоне наивного дурачка Жерара Лопеса. 21 июня 2024 года — в Сенате встретились управленцы французских клубов — прекрасная возможность для Оливье пройтись по предшественнику:

Загружаю...

«Прежде всего, когда мы говорим об ответственности: когда я с партнерами пришли в клуб, клуб был мертв. Я повторюсь, экономически клуб был мертв. Это может кого-то шокировать, что я говорю об этом публично, но я очень удивлен, что снова даем футбольный клуб в управление (речь о «Бордо») человеку, который до сих пор не заявлен как налоговый резидент Франции и который уже потопил несколько клубов за границей. И когда мы видим ситуацию с этим клубом сегодня и с государственными деньгами, которые мы даем ему — я, как гражданин Франции, оцениваю это очень скептически».

Самоутверждаться за счет Жерара Лопеса — ход беспроигрышный, но если отойти от популистских речей и посмотреть на отношения с сотрудниками команды, которой он так грамотно руководит, то можно запросто найти кое-что интересное. Бруно Женезьо — легенда тренерского цеха Франции: был главным в «Лионе» с Умтити, Ляказеттом и другими, пошумел с «Ренном» и подарил сказку «Лиллю» — беспроигрышную серию, равную 21 матчу. Бруно абсолютно спокоен и мудр, но даже ему приходится ощущать тяжелую руку руководства. Накануне матча Лиги чемпионов против «Реала» один из пресс-атташе клуба предупредил тренера, что Тома Менье будет сопровождать его на пресс-конференции. Женезьо сразу же выразил свое несогласие: «Если Тома не будет играть завтра, что я ему скажу?»

Изначально пресс-атташе выбрал Джонатана Дэвида, чтобы сопровождать тренера, так как канадец в любом случае вышел бы с первых минут. Но в «Лилле» Оливье Летанг хочет знать все, включая самые незначительные вещи. Недовольный выбором Дэвида по непонятной причине, президент настоял на присутствии Менье. Женезьо в конце концов узнал, что приказ исходит от босса — ничего не поделаешь. Через несколько дней Оливье Летанг, недовольный тем, что его тренер узнал о маленьких секретах, вызвал пресс-атташе, чтобы устроить ему незабываемую беседу. Через неделю, после нового эпизода внутренней напряженности и чрезмерной рабочей нагрузки, сотрудник ушел на больничный на 5 недель, чтобы успокоиться. Когда я говорил, что оспаривать внутренние решения опасно, то имел ввиду именно подобные случаи.

Загружаю...

Вопросы укрепления состава — наиболее частая причина конфликтов. Летанг считает каждый цент и стремиться обойтись минимальными затратами. В жажде сэкономить президент игнорирует просьбы главных тренеров, что приводит к разногласиям. Паулу Фонсека, как я говорил ранее, известен своим страстным подходом к делу: если его что-то волнует, то об этом узнает каждый. Самое интересное произошло летом 2023 года: «Лилль» попал в еврокубки, очевидным виделось укрепление ротации. Оливье Летанг, несмотря на все просьбы Фонсеки, так и не привел дублера Джонатана Дэвида. Португальский специалист позднее публично заявлял, что состав абсолютно неконкурентоспособный и не имеет шансов в равной борьбе с другими командами. Сезон спас Юсуф Язиджи и вспышка Дэвида весной. Во многом, по этой причине Паулу Фонсека отказался продлевать контракт и покинул клуб. В Лилле ему не могли предложить того участия в трансферной политике, к которому стремился португалец. Ему нужны были возможности.

Бруно Женезьо получил чуть больше свободы, благодаря ослаблению долгового бремени, что все равно не помогло избежать разногласий. Тренер хотел большей денежной поддержки и участия в вопросе комплектации состава. Летанг говорил, что кровные тратить никто не будет, так как от долгов избавились только вчера — нужна финансовая подушка. К тому же, это не вписывалось в политику владельцев клуба. Услышав «приятные новости», Женезьо задумался об уходе, но, к счастью, мужчины все быстро обсудили: Бруно доработает контракт. Философия Летанга чем-то схожа с Криштиану Роналду — только победа. Президента волнует только успех, все побочное — неважно. В клубе единолично признают — он гений, но чтобы сработаться с Летангом нужно иметь сильный характер, иначе придется постоянно жаловаться и страдать. Оливье легко может выйти из себя по любому поводу, его гнев всегда искренний и настоящий. На этот случай есть история одного бокового судьи, реальность которой Летанг абсолютно отрицает. Верить или нет — решайте сами.

Загружаю...

«Однажды я судил матч Насьоналя 3 (5-й дивизион Франции) на поле имени Эдена Азара на базе «Лилля». Я был боковым судьей. Во время матча один парень не переставал кричать: «Эй, судья, ты никудышный!»; «Ой, помощник, ты не можешь сказать главному, чтобы он научился судить?» Это не прекращалось. Я думал: «Этот парень действительно надоедливый!» В перерыве я бросил взгляд. Там была небольшая группа из пяти человек. Я всех их хорошо знал, кроме одного, единственного, чьего голоса я изначально не узнал. Кто это был? Оливье Летанг. Я не мог в это поверить».

Вы спросите: «А что такого?» Ничего криминального, Оливье давний воин против судейства во Франции. То ворвется в комнату к видеоассистентам, то в кубковом матче спустится на поле и начнет орать на резервного арбитра и теребить его за руку. Президент может и подкараулить несчастного судьишку в подтрибунке и запугивать его звонками Чеферину. Оливье противник системы VAR и считает, что в рамках Лиги 1 ее используют абсолютно бездарно при немалых затратах.

Скупость Оливье Летанга частенько высмеивают болельщики

Довольно забавными вышли взаимодействия с бывшим вещателем Лиги 1, компанией DAZN. Летанг периодически подшучивает над работниками телевидения за неподобающий внешний облик, так Зумана Камара удостоился внимания за черную водолазку, надетую под того же цвета бомбер. Президент докладывал о нарушителях французским руководителям британской платформы. Журналистское любопытство и жажда добыть самые жгучие и острые реплики известна всем. Оливье Летанг умудрился надоесть даже им:

Загружаю...

«Летанг — это президент, который постоянно приглашал себя на наши послематчевые съемки. За пять минут до конца матча пресс-атташе «Лилля» звонил нам и говорил: «Президент хотел бы прийти, ему есть что сказать». Проблема в том, что ему всегда было что сказать! Однажды мы сказали «нет», на что он сильно обиделся».

Летанг метко отбивался от допросов на счет подобных ситуаций. Свое внимание к внешнему виду комментаторов и работников телевидения он объясняет стремлением обеспечить высокое качество итогового продукта. Ведь, если я покупаю подписку, то должен увидеть правильно одетого человека. Свою излишнюю навязчивость он отрицал, подчеркнул, что выступал только в самые важные и ключевые моменты и не так часто, как многие успели подумать.

Говоря об Оливье Летанге, глупо и безответственно не упомянуть его управленческий гений. Описывать только странности поведения — неправильно и неуважительно. Если открыть Transfermarkt, то в топ-15 самых дорогих продаж клуба 7 сделаны во время правления Летанга, а именно: Лени Йоро в «Манчестер Юнайтед» за 62,5 млн евро, Люка Шевалье в «ПСЖ» за 40, Амаду Онана в «Эвертон» за 39,87, Свен Ботман в «Ньюкасл» за 37, Бафоде Диаките в «Борнмут» за 35, Карлос Балеба в «Брайтон» за 27, Бубакари Сумаре в «Лестер» за 20. Некоторые возразят, что часть игроков была куплена при других владельцах, но навык продаж играет ключевую роль. Оливье не раз признавался, что он — предприниматель, поэтому всегда будет пытаться извлечь максимальную выгоду. На примере Жерара Лопеса все проясняется: при нем в «Лилль» пришел Виктор Осимен за 22,4 миллиона евро, тогда еще просто талантливый форвард из чемпионата Бельгии. Успехи на просторах французских полей привлекли «Наполи», куда нигериец уехал практически за 80 млн евро. Отличная инвестиция, грамотная работа, но чуть глубже скрывается крупный провал. Необходимо окунуться в детали сделки: клубы провели некоторую манипуляцию. «Наполи» не хотел переплачивать за трансфер, но Жерару Лопесу требовалось завысить стоимость перехода.

Загружаю...

Сошлись на простой формуле: «Наполи» платит 80 млн за Осимена, а «доги» отдают 20 за Орестиса Корнезиса, Луиджи Лигуори, Клаудио Манци, Чиро Палмьери. Самое интересное, что, в последствии, Лигуори, Манци и Палмьери даже не побывали в Лилле — буквально мертвые души, прозябающие сейчас под половицами итальянского футбола. Их общая стоимость на пике не превышала и 1 миллиона, но несмотря на это, за Палмьери заплатили 7, за остальных по 4. Суть схемы проста: Лопес — простодушный бизнесменчик, которого представители «Шарлеруа» размотали на 15% процентов с перепродажи Осимена. Чем дороже продаст «Лилль», тем больше денег сможет выручить после комиссионной дойки + на бумаге для красоты цифр продемонстрирует «реинвестицию» доходов. В случае с «Наполи» все так же просто: схема позволяет влезть в рамки финансового фэйр-плей, подчистить отчетность и уменьшить финансовые потери. Схема привлекла органы правопорядка, но обе стороны не понесли наказания. Считаем чистую прибыль, которую принес Осимен: от 80 миллионов отнимаем 15% для «Шарлеруа»; 20 за «мертвые души»; 22,4 за сам переход в «Лилль» и 5 миллионов комиссии агентской конторе, проводившей сделку. Получаем цифру 20,6 миллионов евро — не так много, как могло показаться изначально + держим в голове, что Лопес не прописал никакого процента с перепродажи, поэтому от 75 миллионов «Галатасарая» «Лилль» ничего не получил.

Загружаю...

А Летанг, в свою очередь, активно вкладывается в академию и зарабатывает на воспитанниках: Йоро, Шевалье, Балеба. На очереди Буадди, который может возглавить список самых дорогих продаж в истории клуба. Если заглянуть в финансовую отчетность по итогам сезона 23/24 (за прошлый еще недоступна), то можно обнаружить, что «Лилль» ушел с прибылью в размере 17 352 651 евро, в предыдущем «доги» были в плюсе на 30,34 миллиона евро. Доходы без учета трансферов увеличились на 19% до 83 млн евро. Северный клуб — один из немногих заканчивает сезон в плюсе. Финансовый кризис во французском футболе заставляет другие команды экстренно распродавать состав, но «Лилль» на их фоне абсолютно спокоен и устойчив. «Доги» постоянно работают над сокращением фонда заработной платы: конкретно по состоянию на 30 июня 2024 он составлял 68,1 млн евро, по сравнению с 70,4 млн годом ранее. Чтобы оценить финансовые успехи клуба, в более свежей отчетности нет смысла. Важно держать в голове, что «Лилль» на одной Лиге Чемпионов заработал 80 млн + несколько достаточно выгодных продаж, совершенных летом.

Клуб, при всей экономии, стабильно держится в группе лидеров в чемпионате и не тратит баснословные суммы на комплектацию состава. Затраты при Merlyn Partners — нынешних владельцах: 17 миллионов евро в 2021 году; 25,5 миллионов в 2022; 32 миллиона в 2023; 26,6 миллионов в 2024; 29 миллионов в 2025. Если говорить о планах Оливье на клуб, то все максимально прозаично: команда будет придерживаться того же вектора, той же политики подбора состава: смесь молодости и опыта. Роль академии будет только расти. По словам Летанга, в планах иметь 6-7 выпускников в плотном костяке команды. Оливье отмечает, что выпускники довольно рано уезжают в аренды и знакомятся с нижними уровнями французских лиг. Это позволяет им закалиться профессиональным спортом до наступления 20 лет. Летанг не скрывает, что является ненасытным в вопросе молодых футболистов: ему нужно больше и лучше. В заключении, цитата самого президента:

Загружаю...

«Мы бьем рекорды по доходам уже четыре года. Нам удалось построить контроль над структурой наших расходов, чтобы добиться здоровой экономической ситуации. Но еще многое предстоит сделать.

Мы хотим регулярно выступать на европейской сцене, выигрывать титулы. Нам необходимо продолжать развитие, делать клуб сильнее, здоровее, чтобы «Лилль» хорошо себя чувствовал в последующие 80 лет.

Я наследник тех, кто был тут раньше, и однажды мне придется покинуть это место. Моя главная задача — оставить клуб в очень хорошем состоянии для того, кто сменит меня. «Лилль» — великая команда: она была здесь до меня и будет здесь после. Каждый должен об этом позаботиться».

Оливье Летанг — лучший президент в 21 веке, его тетаническая работа заслуживает уважения. Несмотря на все странности, он имеет большой авторитет и по праву считается многими лучшим управленцем во французском футболе. Он — главный актив и главная звезда проекта. Он. Никто больше.

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Nord Talents
Популярные комментарии
sudoku
Работа все же титаническая, а не тетаническая.
1 комментарий Написать комментарий