«Барсе» больше не нужны рычаги? Считаем деньги от обновленного «Камп Ноу»
Аудит от Игоря Сергеева.
«Барса» вернулась на «Камп Ноу» – декорации снова соответствуют ее футболу. Но речь не только про эстетику. Даже от ограниченной заполняемости (чуть более 45 тысяч из-за того, что реконструкция продолжается) клуб ждет огромный финансовый буст.
Как сейчас у «Барсы» с деньгами?
Свежий финансовый отчет «Барсы» – один из самых противоречивых за последние годы. С одной стороны, клуб демонстрирует почти миллиардную выручку и рост по всем ключевым направлениям, с другой – растут расходы и долги.
Общая выручка «Барсы» за год увеличилась до 994 млн евро (+100 млн). Больше только у «Реала» (1,217 млрд евро), ниже идут: «Бавария» (978,3 млн), «ПСЖ» (837 млн), «Сити» (790,5 млн) и «МЮ» (758 млн).
А ведь «Барса» пропустила клубный чемпионат мира, призовые от которого сильно помогли бизнес-конкурентам.
Нынешняя выручка ниже, чем в сезонах-2021/22 и 2022/23, но их нужно выносить за скобки. Миллиардные выручки вызваны рычагами Лапорты (например, продажей четверти ТВ-доходов на 25 лет вперед за 667,5 млн евро).
Что же обеспечило такой рост?
● Спонсорские доходы достигли 259 млн евро (+ 47 млн), благодаря новому техническому контракту с Nike на рекордные 127 млн евро и другим стратегическим соглашениям (у клуба уже более 40 партнеров из 21 страны мира). Титульное партнерство «Барсы» со шведским аудио-стримингом Spotify также входит в мировой топ – уже в этом сезоне годовую стоимость контракта увеличили до 75 млн евро (было 57,5 млн). Еще 20 млн ежегодно – за брендинг домашней арены (Spotify Camp Nou).
● Выручка «Барсы» от продажи мерчаза год подскочили сразу на 55% – до тоже рекордных 170 млн евро. Это меньше, чем у «Реала» (около 200 млн евро), но больше, чем у «Баварии» (150,5 млн евро).
Рост обусловлен расширением международной электронной коммерции, которая теперь работает в более чем 170 странах. То есть товары клуба можно купить из многих точек мира, Россия в их число не входит.
● Стадионные доходы увеличились до общих 175 млн евро (+49 млн). Хотя играли на городском «Олимпийском стадионе».
Билетная выручка достигла 91,7 млн евро (+30 млн), из которых 70,7 млн – продажа базовых билетов, 21 млн – ВИП-места.
Средняя посещаемость выросла с 40 754 до 45 962, из которых 56% – члены клуба и владельцы абонементов, 27% – туристы. «Барса» открывала продажи заранее и корректировала цены в зависимости от спроса. Некоторые билеты на популярные матчи вроде класико продавали по 1400 евро. Майская игра с «Реалом» собрала рекордную матчдэй-выручку (13,85 млн евро), на 68% превысив предыдущую планку, поставленную в сезоне–2022/23 еще на «Камп Ноу».
Иными словами, с доходами все отлично, но есть проблема – огромные траты.
Расходы выросли до 964 млн (+ 98 млн). Но и это не рекорд.
● Зарплатная ведомость – все еще самая большая статья расходов «Барсы». Годовые выплаты игрокам и тренерам выросли до 434 млн евро (+30,3 млн) – в основном из-за соревновательных бонусов за победы в Ла Лиге, Кубке Испании и Суперкубке Испании, а также продления контрактов с несколькими ключевыми игроками (Ламином Ямалем, Рафиньей, Педри, Гави, Рональдом Араухо и Пау Кубарси).
● Административные расходы (менеджмент, бухгалтерия, юристы) увеличились гораздо больше – до 282 млн евро (+67 млн). Это во многом связано с расширением маркетинга.
При этом клуб завершил финансовый год с операционной прибылью в 2 млн евро.
Соотношение спортивных расходов к операционным доходам «Барсы» в прошлом сезоне снизилось до 59 % (было 68 %).
«Клуб не болен, – оптимистичен главный казначей «Барсы» Ферран Оливе. – Но мы должны сохранять крайнюю бдительность, чтобы не повторять ошибок прошлого. Расходы на спорт должны оставаться под контролем».
Напомним, в июле УЕФА оштрафовал «Барсу» на 15 млн евро за нарушение финансовых правил в сезоне-2022/23, при рецидиве в течение двух лет штраф может увеличиться до 60 млн.
Ла Лига все равно понизила потолок спортивных расходов «Барсы». Что опять не так?
Лимит расходов на состав (Límite de Coste de Plantilla Deportiva) действует в Ла Лиге с 2013 года. Это испанский вариант финансового фэйр-плей – основной элемент экономического контроля для платежеспособности клубов и справедливого соревнования (подробно мы объясняли тут).
В сентябре Ла Лига снизила потолок «Барсы» сразу на четверть – с 463,64 млн до 351,28 млн евро. Для сравнения: лимит «Реала» 761,22 млн.
«Барсе» аукнулся один из старых рычагов – продажа 49 % в 2022-м компании по производству аудиовизуального контента Barca Studios. После объединения всех медийных и цифровых брендов под одной структурой Barca Produccions (и проведения нескольких аудитов) актив обесценился с 401,2 млн до итоговых 178 млн евро (из которых клубу принадлежит лишь 95 млн). Все это привело к непредвиденным расходам «Барсы» в 64 млн евро в прошлом сезоне.
Не помог и фокус Лапорты – 70 млн в годовую выручку прошлого сезона принесли персональные лицензии на использование ВИП-мест (Personal Seating Licenses – PSL) на обновленном «Камп Ноу». По этой бизнес-модели инвесторы приобретают ВИП-место как нематериальный актив, после чего могут либо продать его, либо использовать для себя. Еще в январе «Барса» похвасталась, что заключила соглашения на 475 ВИП-мест сроком до 30 лет с двумя разными инвесторами из Ближнего Востока.
Дело в том, что такие разовые доходы нельзя закладывать в бюджет ежегодно – отсюда снижение лимита.
В годовом отчете сообщается, что на середину лета уже продано более 4000 ВИП-мест (более 75% от общего количества, доступного до повторного открытия), а благодаря многолетним соглашениям прогнозируемый доход на ближайшие годы составляет 335 млн евро.
Но, видимо, Ла Лига больше не доверяет финансовым прогнозам «Барсы».
Возвращение на «Камп Ноу» – главная финансовая надежда
«Барселона» планирует выручить в сезоне-2025/26 1,075 млрд евро благодаря частичному завершению реконструкции «Камп Ноу».
Арена пока принимает максимум 45 401 зрителя (лицензии 1A и 1B) – это меньше половины от общей ожидаемой (105 000).
В сезоне-2022/23 (то есть еще на «Камп Ноу») «Барса» была европейским лидером по сборам с одного домашнего матча – 7,6 млн евро. За время выступлений на «Олимпийском стадионе» показатель упал до 5,5 млн с игры.
Клуб борется не только за количество болельщиков, но и глубже проникает в их кошельки. Согласно отчету УЕФА за сезон-2023/24, на домашних матчах «Барсы» в болельщики в среднем тратили по 118 евро. Выше только «ПСЖ» (137 евро), ниже – «Реал», «Арсенал» (по 102 евро), «Тоттенхэм» (96 евро), «Бавария» (76 евро).
Забавно, что показатель вырос при временном переезде на «Олимпийский стадион». Но дело не в расширении спектра услуг, а в подорожании билетов – со средних 25 до 36 евро.
На обновленном «Камп Ноу» цены вовсе улетели в космос. Нижняя планка за стандартный билет на первый после возвращения домой матч с «Атлетиком» – 199 евро (боковые трибуны), верхняя – 589 евро (центральные). На следующий матч с «Алавесом» билеты стоили уже от 109 до 219 евро, с «Атлетико» – от 179 до 363 евро, с «Осасуной» – от 149 до 299 евро. Но даже с такими ценами средняя посещаемость на «Камп Ноу» составила более 43 тысяч (то есть 96% от вместимости).
При грубом подсчете средний чек (билет плюс иные траты на стадионе) взлетит минимум до 180 евро (может быть, и выше), и «Барса» станет самым дорогим для посещения клубом мира.
Так, при заполняемости в 43 тысячи сборы с одного матча составят около 7,7 млн евро. «Барса» в этом сезоне проведет на «Камп Ноу» как минимум 17 матчей во всех турнирах (плюс что-то добавится в зависимости от успехов в ЛЧ) – это доходы в примерные 132 млн евро. Добавляем сюда около 35 млн сборов за уже сыгранные семь матчей сезона на резервной арене и получаем минимум 167 млн евро итоговых сборов. Если наложить на полный сезон (возьмем за ориентир 29 домашних игр прошлого сезона), выходит уже 223 млн евро.
Лапорта уверен, что благодаря возвращению домой «Барсе» удастся подправить чистый капитал (разница между активами и долгами), который в прошлом сезоне ушел в минус 153 млн евро.
Рост общей долговой нагрузки до общих 1,429 млрд евро в основном связан с Espai Barça – проектом по модернизации стадиона и спортивно-инфраструктурного комплекса в окрестностях. Только в прошлом сезоне туда вложили 424 млн евро. К концу июня 2025 года проект обошелся «Барсе» в 975 млн евро (а общий лимит подняли до 1,5 млрд), хотя изначально его оценивали в 600 млн.
Важно, что «Барса» обошлась без залога имущества клуба или ипотеки стадиона, найдя более 20 инвесторов.
«Финансирование осуществляется за счет серьезных международных инвесторов, – говорится в заявлении клуба. – Сроки погашения варьируются от 5 до 24 лет, и это гибкая структура, предусматривающая периоды простоя. Клуб начнет рефинансирование после завершения работ на стадионе, используя доходы от «Камп Ноу».
Так что с долгами проблем быть не должно – основная их часть с очень комфортными условиями погашения, плюс Ла Лига и УЕФА при финансовом контроле не учитывают инвестиции в инфраструктуру.
В отчете «Барса» скромно спрогнозировала, что при полноценном возвращении на домашнюю арену матчдэй-доходы увеличатся на 50 млн евро (то есть до 225 млн евро в год). При этом клуб рассчитывает уже в этом сезоне увеличить разрешенную вместимость до 60 тысяч, а летом – до полной загрузки в 105 тысяч.
По нашим грубым подсчетам, при средней посещаемости 83 тысячи (так было на «Камп Ноу» до реконструкции) «Барса» может собирать с одного домашнего матча около 14,5 млн евро, а общий матчдэй даст более 350 млн годовых (при минимальных 25 домашних матчах в сезоне). Именно такие цифры в долгосрочной перспективе «Барса» планирует зарабатывать от стадиона, даже с учетом уже проданных ВИП-мест и скидок для членов клуба. В истории футбола никто никогда столько не собирал.
Да, надо постепенно закрывать долги перед инвесторами, но кажется, рычаги больше не понадобятся.
Телеграм-канал Игоря Сергеева – еще больше про деньги и не только
Фото: Gettyimages/Angel Martinez / Stringer, Alex Caparros / Stringer; Keystone Press Agency/Global Look Press