Обмен Хьюза – финиш целой эпохи «Ванкувера». До величия Буре не добрались

Реквием по наследию.

После обмена Куинна Хьюза в составе «Ванкувера» только трое игроков зарабатывают от $7 миллионов. Больше всех – Элиас Петтерссон; тот, что открывает вторую сотню бомбардиров лиги с 20+ очками (а теперь и вовсе травмирован).

Эти факты здорово рифмуются с последним местом в общей таблице НХЛ, за которое команда так здорово сражается последние дни. Или недели. Месяцы?

«Кэнакс» прямо сейчас напоминают мне последние дни смены в хабаровском летнем лагере «Дружба» в 2000 году: праздник точно закончился, дети разъезжаются, туман, дождь, пустые корпуса из-под отрядов зловеще зияют пустотой.

Загружаю...

Отъезд Хьюза в этом смысле – как белый флаг. На этом точно все.

* * *

На неделях у нашего Витали Суворова я услышал замечательную идею. Он считает, что у всех футбольных стадионов есть душа – и на примере «Камп Ноу» объяснил, как это работает. Термин не кажется мне исчерпывающе точным, но под ним скрывается живая и настоящая схема.

В версии Витали душа стадиона – память, которая витает в его воздухе, в том числе в метре от газона. Приходишь на тот же «Камп Ноу» – и понимаешь: вот по этому флангу бегал Педро, вот тут Месси делал свои обводки, из этой точки в сетку залетел какой-то сумасшедший удар. Наследие клуба виртуально рассыпано по полю – понятная и красивая идея.

Вот про хоккейные арены я такого сказать не могу – не был на энхаэловских, наши такого впечатления не производили. Но я точно могу сказать такое про названия клубов НХЛ. Да-да, про сами названия.

В детстве – на фоне стандартных спартаков, тестильщиков, миланов и барселон – они сразу как-то выделялись. Очень интриговало множественное число, скрывающееся за названием каждого города: «Детройт Ред Уингс». «Питтсбург Пингвинс». «Анахайм Дакс».

И, конечно же, «Ванкувер Кэнакс». Город Павла Буре и Виталия Кравцова.

Закрываю глаза – и мне не обязательно произносить это название вслух, достаточно просто подумать – и я вижу сразу все.

Вижу финал 1994 года и летающего молодого Буре (я скачал записи этого финала, но пока не посмотрел).

Загружаю...

Вижу их связку с Могильным (если не ошибаюсь, они разу не сыграли вместе в плей-офф).

Вижу связку братьев Сединов из последующей эпохи, их образцовые сайклы.

Я ничего этого не видел ни в реальности, ни даже на экране, но каким-то образом это все вшито в название «Ванкувер Кэнакс». Я не следил за клубом, чтобы все это знать, но каким-то образом его наследие для меня не пустой звук.

И очень хорошо помню момент, когда почувствовал, что у наследия есть шанс перекинуть мостик к настоящему времени – это был плей-офф-2020. «Ванкувер» прорвался во второй раунд, навстречу обаятельно примитивному «Вегасу» Питера Дебура (помните, как здорово атаковала та команда? Маршессо, Так, Стоун, Пачиоретти, 300 бросков за матч – все в щитки вратарю). В фирменном стиле «Найтс» упираются в героическую защиту «Кэнакс», в Демко и понемногу трещат под тонким давлением Элиаса Петтерссона; которого уже тогда не хотелось называть никак иначе, кроме как по имени.

«Ванкувер» держался героически и моментами делал из «Вегаса», в общем, дураков – карту бросков последнего матча я даже распечатывал, чтобы повесить дома. Тот матч был «Ванкувером» проигран, но проигран совсем не в том духе, какой вытекает из карты бросков. Провала «рыцарей» не случилось, но запах стоял довольно сильный; «Кэнакс» были не так уж и далеки от оборонительно-контратакующего чуда, от того, чтобы взять вот настолько проигранный по броскам матч.

Загружаю...

И вот эту команду за руку подтаскивал Элиас. В тот момент он выглядел прекрасным принцем мирового хоккея, грядущей суперзвездой с фактурой мальчика. Он выглядел вызовом игре, которая известна тем, что в ней регулярно выбивают зубы; а выбитые плечи – такая норма, что никто даже и не обращает внимание.

Элиас ртутью протекал среднюю зону Дебура – у него был впечатляющий гол, но я больше запомнил эпизод из первой игры: швед идет на Мартинеса и вроде смещается в центр, заставляя соперника перебежкой сдавать назад и вправо. Поймав момент, когда правая нога защитника оторвалась ото льда, Элиас резко меняет направление и идет в левую от Мартинеса сторону. А Алек, приземляя правый конек, понимает, что уже немного провалился – остается только встать на обе ноги (скорость движения так резко падает) и вытянуть руку с клюшкой вперед, в надежде заблокировать сопернику дорогу и хоть как-то его зацепить.

Мартинес реально мешает, но, по сути, он парализован в этой точке площадки, в паре метров за своей синей линией, чуть правее центра, и все его внимание направлено исключительно на Элиаса. Если атака как-то проскочит мимо защитника, он останется вне игры.

В этот момент швед делает свой ход: так же встает на оба конька, раздвигает их и легким движением оставляет шайбу себе за спину – там ее получает Кристофер Танев. Для Криса это билет на прямой бросок по воротам, Мартинес уже отыгран. Если б это был гол – получился бы шедевр.

Загружаю...

Серию «Кэнакс» проиграли, но в этом поражении было столько героизма и столько стати, в ней так здорово смотрелись молодые Петтерссон и Куинн Хьюз, что померещилось возвращение традиций «Ванкувера» хоть из какого времени: хотите – из середины 90-х, хотите – из конца нулевых. В Элиасе под это дело было удобно высматривать смесь Сединов и Буре одновременно: острый ум, ловкий крюк, левый хват.

И вот такая деталь: в плей-офф-2020 был раунд плей-ин, нулевой раунд плей-офф, в котором неудачники регулярки цеплялись за шанс выйти в основную сетку. Знаете, какую команду там обыграли «Кэнакс»?

Правильно. «Миннесоту», которая уже заполучила Капризова, но не могла его заявить – Кирилл заиграет на секунду позже, с регулярки-2021. Против «Ванкувера» вместо Капризова играл Гальченюк.

3-1 в серии. По два гола у «Кэнакс» забили Хорват, Босер и Пирсон. Один гол – у Куинна Хьюза. То, как их пути разошлись спустя пять лет, вызывает легкое недоумение.

И тот результат выглядел логично: пока «Ванкувер» копошился в подвале таблицы и набирал топовых проспектов, «Миннесота» была крепким середняком и никого особенного не набирала.

● 2017 год, «Ванкувер» пятым берет Элиаса, «Миннесота» 85-м Ивана Лодню (пики в первых двух раундах впалили на обменах).

● 2018 год. «Кэнакс» подбирают Хьюза-старшего седьмым. «Миннесота» ставит на Филипа Юханссона, тоже защитника, который в НХЛ проведет ноль минут.

Загружаю...

И в 2021-м, через год после того поражения от «Ванкувера», «Уайлд» выкупили контракты Сутера и Паризе, вколотив под потолок дыру в 15 млн долларов. Казалось бы, так строится команда, которая к середине 2020-х должна потерять все.

Почему «Миннесота» сейчас выше и перспективнее? Почему «Ванкувер» отдает Хьюза и уходит на запасной путь? Почему болельщики «Ванкувера» переживают все вот это?

Тут можно было пройтись в режиме Шерлока Холмса, с лупой и пинцетом, но, думаю, пример «Кэнакс» не совсем о мелочах. А о том, что построение команды – наука примерно в той же пропорции, что и русская рулетка. Какие-то вещи тут можно контролировать, какие-то – невозможно. О существовании каких-то вещей даже нельзя догадаться.

Ну, к примеру, почему вот пришлось обменять Миллера? Неразрешимый конфликт между игроками? Как это можно отменеджерить?

Как можно проконтролировать прогресс/регресс игрока уровня Петтерссона?

Разницу между «Уайлд» и «Кэнакс» делает набор случайностей. Например, тот небольшой факт, что в 2015 году, в пятом раунде, под 135-м номером «Миннесота» выбрала Капризова. Который оказался хоккеистом на 15+ млн. Который оказался настолько крутым, вертким, точным и понимающим игру, что создает связку, кажется, с любым более-менее интересным нападающим и реализует моменты даже в рамках скованного леворукостью нападения.

Капризова упустил не только «Ванкувер», его упустила и сама «Миннесота», причем несколько раз, дождавшись только пятого раунда.

Загружаю...

Кирилл стал вишенкой вот на этом торте: первый слой – Джоэль Эрикссон Эк, второй – Джордан Гринуэй, третий – нет, четвертый – вратарь Алеш Стежка.

Но все-таки есть один эпизод, в котором «Миннесота» действительно и как-то даже осознанно обошла «Ванкувер». Это драфт-2019. «Кэнакс» выбирают десятыми и ставят на Васю Подколзина. «Уайлд» идут двумя строчками ниже – и берут Мэтта Болди.

Сейчас это 210-е и 19-е места в списке бомбардиров НХЛ. Но, опять же, реально ли было в 2019-м разглядеть такую разницу между ними? Больше похоже на взмах крыльев бабочки, который запускает ураган.

Менеджмент «Кэнакс» купается в ненависти болельщиков, но я не вижу большой разницы с работой менеджмента «Миннесоты». Работа первых не обязательно вела в эту точку. Работа вторых была бы просто несостоятельна, если бы Капризов, проигнорированный всеми крепыш из пятого раунда, не оказался настолько разрывным игроком.

Косяки были у обеих сторон. Но у «Кэнакс» не было такой удачи. Подколзин оказался слишком простым игроком, чтобы быть лидером в первых двух тройках. С Петтерссоном происходит что-то труднообъяснимое.

С другой стороны – Капризов ворвался в первую десятку крайних нападающих лиги. Болди на подходе к этой десятке. НХЛ сейчас устроена так, что прогресс/падение одного-двух игроков делают очень большую разницу.

«Ванкувер» наделал ошибок, но, по большому счету, клубу не повезло. Богатое наследие франшизы, названия, эмблемы, арены не зазвенит и не воскреснет в ближайшие годы, не подпитается новыми именами и успехами.

Загружаю...

И в такие моменты больнее всего, конечно, болельщикам.

Если менеджмент не может контролировать все, то болельщики не могут контролировать вообще ничего. Они могут только выплескивать эмоции – в данном случае негативные. И у них нет другого приема.

И надо понимать, что это входит в цену билета. У названий, эмблем и джерси клубов НХЛ есть душа, и ты как болельщик привязываешься именно к ней, к чему-то большому, к наследию, которое вроде не может обмануть.

Но одновременно с этим фактически ты просто пассажир. Ты можешь только наблюдать за тем, как твоя команда строит свою собственную – и отчасти твою – историю. Чаще на ней будут попадаться Подколзины, а иногда – Буре. Но это если сильно повезет.

Фото: East News/Darryl Dyck/The Canadian Press via AP, AP Photo/Ron Frehm, Codie McLachlan/The Canadian Press via AP, Jason Franson/The Canadian Press via AP, AP Photo/Ellen Schmidt; Gettyimages.ru/Derek Cain

Популярные комментарии
Константин Петров
Который оказался настолько крутым, вертким, точным и понимающим игру, что создает связку, кажется, с любым более-менее интересным нападающим и реализует моменты даже в рамках скованного леворукостью нападения. _________________________________________________________________________________________________________________________________ ДА! ДА! ДА! Никита сделал это! В вопросе обмена Хьюза он все таки смог приплести тему левого/правого хвата!
Виталий [Matiss] Деркачев
Вот не надо тут, Герин разгребает дерьмо, которое оставил ему козлина Флетчер, который и выписал Паризе и Сатеру - эти контракты. Герин выкрутился сначала согласившись на выкуп, потом почти гениально разменяв Фиалу(на которого не было денег, надо было подписать Капризова) на Фэйбера. Драфт Болди опять же заслуга Герина и его офиса, Росси, драфт Буюма, Росси и Юрова, Вальсштеда, обмен Густавссона - все это по кусочкам собирал он, сейчас плохо или хорошо(это покажет время) он выменял Хьюза. Миннесота с 2018 года до нынешнего момента проделала путь от посмешища до адекватной команды. Это не шара, это работа, зачем Ванкувер солит Шведов пачками? Почему атмосфера в одной команде супер, а в другой команде полное дерьмо и оттуда бегут, как в случае с Хорватом и Хьюзом?
zamo
Ведь известно же, что это самое главное в хоккее))
Ответ на комментарий Константин Петров
Который оказался настолько крутым, вертким, точным и понимающим игру, что создает связку, кажется, с любым более-менее интересным нападающим и реализует моменты даже в рамках скованного леворукостью нападения. _________________________________________________________________________________________________________________________________ ДА! ДА! ДА! Никита сделал это! В вопросе обмена Хьюза он все таки смог приплести тему левого/правого хвата!
Еще 15 комментариев
18 комментариев Написать комментарий