Команда Мераба – самая хитрая в UFC. Манипулируют правилами и судьями
Во главе с тренером-бухгалтером.
Мераб Двалишвили и Алджамейн Стерлинг – самый успешный тандем в истории легчайшего дивизиона. Друзья, работающие с одним тренером и отказывавшиеся драться друг с другом за титул, однозначно входят в четверку величайших бойцов в категории до 61 кг.
Главное – оба отлично поняли спорт и его правила, умело оборачивая их в свою пользу.
***
В ночь на 7 декабря на UFC 323 в Лас-Вегасе Петр Ян и Мераб Двалишвили проведут титульный бой в легчайшем весе. Следить за главными событиями можно в нашем онлайне.
«Когда доходит до представления, Мерабу нет равных». Двалишвили манипулирует судьями?
Мераб Двалишвили, вероятно, один из лучших специалистов по победам решениями судей в современных смешанных единоборствах. Из 14 поединков в его действующей победной серии 12 прошли всю дистанцию и завершились решением в пользу Двалишвили.
Его стиль располагает к таким победам. Постоянная активность, причем и борцовская, и ударная, позволяет Двалишвили выглядеть лидирующим в поединке для судей. Даже если его активность не приносит ущерба сопернику, все выглядит так, будто он лидирует в поединке.
По мнению тренера Умара Нурмагомедова (и всей команды Хабиба) Хавьера Мендеса, у Двалишвили есть еще один прием для работы на судей. «Я сразу же сказал Умару: «Знаешь, почему ты проиграл пятый раунд? Мераб устроил шоу и вел себя как победитель, а ты выглядел уставшим. Ты позволил ему это сделать – и лишился победы». Когда доходит до представления, Мерабу нет равных.
Мераб нанес Умару куда меньше урона, чем получил сам. Но он выпендривался и кричал: «Я победитель, я победитель». Судьи просто купились на это», – сказал Мендес.
Судья профессиональных поединков, работавшая на турнирах UFC, Мария Махмутова в разговоре со Спортсом’’ не согласилась с мнением Мендеса.
– Что вы думаете о словах Мендеса? Такое шоуменство действительно влияет на судей?
– Если бы судьи оценивали актерские навыки спортсмена и его умение разогревать публику, возможно, у нас было бы меньше осуждения судейских решений. На практике есть очень много поединков, когда более агрессивный и активный спортсмен проигрывает из-за того, что весомые действия были не с его стороны.
В этом отличие работы судьи от обычного зрительского просмотра – необходимо отбросить все сторонние воздействия и реакции и анализировать лишь сам бой без эмоций.
– А не случается такого, что судьи из-за давления большого боя все-таки ведутся на актерство бойцов?
– Не могу отвечать за всех коллег в мире. Но профессиональный судья никогда не будет реагировать на внешние раздражители. Это одно из главных правил в нашей работе.
– Двалишвили далеко не всегда успешно проводит тейкдауны или наносит существенный урон ударами в стойке, но опережает соперника по активности, выглядит свежее и живее. Важно ли это для судей?
– Мы не оцениваем активность. Мы оцениваем в первую очередь эффективность ударной техники и грэпплинга. Под эффективностью понимается и нанесенный ущерб, и объем. В одних поединках меньшее количество действий, но больший ущерб может привести к победе, а в других поединках, где нет ущерба, который изменил ход поединка или повлиял на способность спортсмена активно атаковать, будет оцениваться объем. В данной ситуации был равный поединок двух сильных соперников, где не было существенного урона в ту или иную сторону, но был объем эффективных действий.
Стерлинг мастерски использует запрет на удар коленом в голову. Помогло не только против Яна
Помните то самое колено от Петра Яна против Алджамейна Стерлинга в их первом поединке?
Так вот, это не единственный раз, когда Стерлинг намеренно оказывался в таком положении. Вот, например, момент из реванша против Яна:
А вот еще один – уже из следующего поединка против Генри Сехудо:
Смысл здесь, конечно, не только и не столько в том, чтобы спровоцировать соперника на удар коленом в стиле Яна. Это идеальная позиция для такого бойца, как Стерлинг – в последних поединках в легчайшем весе он проводил много тейкдаунов и часто оказывался в такой полупозиции на коленях.
На первый взгляд она выглядит унизительно, но на самом деле в ней много смысла. Для начала: даже по обновленным в 2024-м правилам смешанным единоборств, которых придерживается UFC, бить соперника, находящегося на коленях нельзя – да, правило «трех точек» отменено, но его заменили на формулировку «запрещено бить коленями и ногами в голову, если какая-то часть тела бойца, кроме ступней и кистей, находится в контакте с канвасом». Позиция Стерлинга этому соответствует.
Получается, бить коленями из такой позиции нельзя. А что остается? Инстинктивный вариант – попытаться забрать шею. Но кто решит пойти за приемом против лучшего грэпплера в дивизионе? Вероятно, Стерлинг в итоге перевернет соперника и использует попытку сабмишена против него самого. Остается только попытаться побить руками или забрать спину, но это не так эффективно. Получается, у Стерлинга была возможность бесконечно спамить тейкдаунами и не получать никакой угрозы в ответ.
Двалишвили и Стерлинга тренирует бухгалтер. Может, поэтому они такие расчетливые?
Двалишвили и Стерлинг тренируются под руководством Рэя Лонго – опытнейшего тренера с собственным залом в Лонг-Айленде. Он заинтересовался боевыми искусствами еще в 70-х, а уже в 80-х стал преподавать джиткундо Брюса Ли (Лонго – сертифицированный специалист по этому боевому искусству) и кикбоксинг.
Тогда тренерство еще не было основной работой Лонго. Вообще-то, в 1980-м он окончил бакалавриат университета Сент-Джонс в Нью-Йорке и пошел работать по специальности – бухгалтером. А по вечерам работал с первыми учениками, обучая их ударным боевым искусствам.
«Моя теория о жизни в том, что человек должен найти что-то, чем бы мог заниматься бесплатно и найти способ зарабатывать на этом деньги. Если бы я остался бухгалтером, то, возможно, заработал бы больше, но не был бы таким счастливым человеком», – рассказывал Лонго.
Лонго настолько давно в этой игре, что его первые ученики теперь помогают ему готовить молодых бойцов. Его тренерский тандем с Мэттом Серрой, которого он привел к чемпионству в 2007-м, вероятно, наиболее харизматичный и громкий из всех, когда-либо оказывавшихся в углу бойца UFC.
За громкость отвечает Серра, срывающийся голос которого отчетливо слышно каждый раз, когда он у октагона, а за харизматичность – высоченный Лонго, который в качестве мотивации может, например, попросить Криса Вайдмана пробить дыру в груди Андерсона Сильвы.
И да, вести себя «по-чемпионски» – частая инструкция Лонго к бойцам. Он постоянно говорит поднять руки вверх после близкого раунда или посмотреть на соперника в другом углу. Как в этом моменте после уверенного второго раунда Стерлинга во втором поединке против Яна.
Действительно мощное сочетание бухгалтерской расчетливости и громадного опыта в боях.
Как Яну справиться с Мерабом и нужно ли ему в Дагестан?
Ян победил бы Мераба, если бы не травмированная рука?
Фото: East News/JULIEN DE ROSA / AFP, Marina Uezima / Brazil Photo Press via AFP; Sergey Elagin/Business Online/Global Look Press; Gettyimages.ru/Jeff Bottari/Zuffa LLC, Ethan Miller